Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова дедукция

Дедукция в словаре кроссвордиста

дедукция

ж.Логическое умозаключение, переход от общих положений, законов и т.п. к частному, конкретному выводу. Ant:индукция

Большой современный толковый словарь русского языка
дедукция

( лат. deductio выведение) логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам; в научном познании д. неразрывно связана с индукцией.

Новый словарь иностранных слов
дедукция

ж. Логическое умозаключение, переход от общих положений, законов и т.п. к частному, конкретному выводу (противоп.: индукция) (в философии).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
дедукция

[логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам; в научном познании д. неразрывно связана с индукцией.

Словарь иностранных выражений
дедукция

дед`укция, -и

Словарь русского языка Лопатина
дедукция

способ рассуждения от общих положений к частным выводам индукция

Словарь русского языка Ожегова
дедукция

(от лат. deductio - выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства (см. Аксиоматический метод, Индукция).

Современный толковый словарь, БСЭ
дедукция

дедукция ж. Логическое умозаключение, переход от общих положений, законов и т.п. к частному, конкретному выводу (противоп.: индукция) (в философии).

Толковый словарь Ефремовой
дедукция

дедукции, мн. нет, ж. (латин. deductio – выведение) (науч.). Метод мышления, при к-ром новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих; противоп. индукция.

Толковый словарь русского языка Ушакова
дедукция

(от лат. deductio - выведение), переход от общего к частному; в более специальном смысле термин 'Д.' обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям), причём в некотором смысле следствия всегда можно характеризовать как 'частные случаи' ('примеры') общих посылок. Термин 'Д.' употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т. е. как синоним термина 'вывод' в одном из его значений), и - чаще - как родовое наименование общей теории построений правильных выводов ( умозаключений ). В соответствии с этим последним словоупотреблением, науки, предложения которых получаются (хотя бы преимущественно) как следствия некоторых общих 'базисных законов' (принципов, постулатов, аксиом и т.п.), принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод , посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным. Изучение Д. составляет главную задачу логики; иногда логику - во всяком случае логику формальную - даже определяют как 'теорию Д.', хотя логика далеко не единственная наука, изучающая методы Д.: психология изучает реализацию Д. в процессе реального индивидуального мышления и его формирования, а гносеология ( теория познания ) - как один из основных (наряду с другими, в частности различными формами индукции ) методов научного познания мира. Хотя сам термин 'Д.' впервые употреблён, по-видимому, Боэцием , понятие Д. - как доказательство какого-либо предложения посредством силлогизма -фигурирует уже у Аристотеля ('Первая Аналитика'). В философии и логике средних веков и нового времени имели место значительные расхождения во взглядах на роль Д. в ряду др. методов познания. Так, Р. Декарт противопоставлял Д. интуиции , посредством которой, по его мнению, человеческий разум 'непосредственно усматривает' истину, в то время как Д. доставляет разуму лишь 'опосредованное' (полученное путём рассуждения) знание. (Провозглашённый Декартом примат интуиции над Д. возродился гораздо позже и в значительно изменённых и развитых формах в концепциях так называемого интуиционизма.) Ф. Бэкон , а позднее др. английские логики-'индуктивисты'(У. Уэвелл, Дж. С. Милль, А. Бэн и др.), справедливо отмечая, что в заключении, полученном посредством Д., не содержится (если выражаться на современном языке) никакой 'информации', которая не содержалась бы (пусть неявно) в посылках, считали на этом основании Д. 'второстепенным' методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция. Наконец, представители направления, идущего в первую очередь от немецкой философии (X. Вольф, Г. В. Лейбниц), также, исходя по сути дела из того, что Д. не даёт 'новых' фактов, именно на этом основании приходили к прямо противоположному выводу: полученные путём Д. знания являются 'истинными во всех возможных мирах' (или, как говорил позже И. Кант, 'аналитически истинными'), чем и определяется их 'непреходящая' ценность [в отличие от полученных индуктивным обобщением данных наблюдения и опыта 'фактических' ('синтетических') истин, верных, так сказать, 'лишь в силу стечения обстоятельств']. С современной точки зрения вопрос о взаимных 'преимуществах' Д. или индукции в значительной мере утратил смысл. Уже Ф. Энгельс писал, что 'индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга' ('Диалектика природы', 1969, с. 195 -
196). Однако и независимо от отмечаемой здесь диалектической взаимосвязи Д. и индукции и их применений изучение принципов Д. имеет громадное самостоятельное значение. Именно исследование этих принципов как таковых и составило по существу основное содержание всей формальной логики - от Аристотеля до наших дней. Более того, в настоящее время всё активнее ведутся работы по созданию различных систем 'индуктивной логики', причём (такова диалектика этих на первый взгляд полярных понятий) своего рода идеалом здесь представляется создание 'дедуктивноподобных' систем, т. е. совокупностей таких правил, следуя которым можно было бы получать заключения, имеющие если не 100%-ную достоверность (как знания, полученные путём Д.), то хотя бы достаточно большую 'степень правдоподобия', или 'вероятность' (см. Вероятностная логика ). Что же касается формальной логики в более узком смысле этого термина, то как к самой по себе системе логических правил, так и к любым их применениям в любой области в полной мере относится положение о том, что всё, что заключено в любой полученной посредством дедуктивного умозаключения 'аналитической (или 'логической') истине', содержится уже в посылках, из которых она выведена: каждое применение правила в том и состоит, что общее положение относится (применяется, прилагается) к некоторой конкретной ('частной') ситуации. Некоторые правила логического вывода подпадают под такую характеристику и совсем явным образом; например, различные модификации так называемого правила подстановки гласят, что свойство доказуемости (или выводимости из данной системы посылок) сохраняется при любой замене элементов произвольной формулы данной формальной теории 'конкретными' выражениями 'того же вида'. То же относится к распространённому способу задания аксиоматических систем посредством так называемых схем аксиом, т. е. выражений, обращающихся в 'конкретные' аксиомы после подстановки вместо входящих в них 'родовых' обозначений конкретных формул данной теории. Но какой бы конкретный вид ни имело данное правило, любое его применение всегда носит характер Д. 'Непреложность', обязательность, 'формальность' правил логики, не ведающая никаких исключений, таит в себе богатейшие возможности автоматизации самого процесса логического вывода с использованием ЭВМ (см. Алгоритм , Кибернетика ). Под Д. часто понимают и сам процесс логического следования. Это обусловливает тесную связь (а иногда даже отождествление) понятия Д. с понятиями вывода и следствия, находящую своё отражение и в логической терминологии; так, 'теоремой о Д.' принято называть одно из важных соотношений между логической связкой импликации (формализующей словесный оборот 'Если..., то... ') и отношением логического следования (выводимости): если из посылки А выводится следствие В, то импликация А E В ('Если А ..., то В ...') доказуема (т. е. выводима уже без всяких посылок, из одних только аксиом). (Теорема о Д., справедливая при некоторых достаточно общих условиях для всех 'полноценных' логических систем, в некоторых случаях просто постулируется для них в качестве исходного правила.) Аналогичный характер носят и другие связанные с понятием Д. логические термины; так, дедуктивно эквивалентными называются предложения, выводимые друг из друга; дедуктивная полнота системы (относительно какого-либо свойства) состоит в том, что все выражения данной системы, обладающие этим свойством (например, истинностью при некоторой интерпретации ), доказуемы в ней. Свойства Д. - это по сути дела свойства отношения выводимости. Поэтому и раскрывались они преимущественно в ходе построения конкретных логических (и логико-математических) формальных систем ( исчислений ) и общей теории таких систем (так называемой теории доказательства). Большой вклад в это изучение внесли: создатель формальной логики Аристотель и др. античные учёные; выдвинувший идею формального логического исчисления (и справедливо считающийся провозвестником математической логики) Г. В. Лейбниц ; создатели первых алгебрологических систем Дж. Буль , У. Джевонс , П. С. Порецкий , Ч. Пирс ; создатели первых логико-математических аксиоматических систем Дж. Пеано , Г. Фреге , Б. Рассел ; наконец, идущая от Д. Гильберта школа современных исследователей (К. Гёдель , А. Чёрч , Ж. Эрбран и др.), включая создателей теории Д. в виде так называемых исчислений естественного вывода (или 'натуральной Д.') немецкого логика Г. Генцена, польского логика С. Яськовского и нидерландского логика Э. Бета. Теория Д. активно разрабатывается и в настоящее время, в том числе и в СССР (П. С. Новиков, А. А. Марков, Н. А. Шанин, А. С. Есенин-Вольпин и др.).Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., М., 1952; Декарт P., Правила для руководства ума, пер. с. лат., М. - Л., 1936; его же, Рассуждение о методе, М., 1953; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеческом разуме М. - Л., 1936; Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, М.,

1954. Ю. А. Гастев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
дедукция

дедукция, -и

Полный орфографический словарь русского языка
дедукция

метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок

Викисловарь
Примеры употребления слова дедукция в тексте

Эта дедукция, которая моему проницательному предшественнику казалась невозможной и которая, кроме него, никому даже в голову не могла прийти, хотя всякий смело пользовался этими понятиями, не спрашивая, на чем основывается их объективная значимость,- эта дедукция, говорю я, была самым трудным изо всего, что когда-либо могло быть предпринято для метафизики, и, что хуже всего, сама метафизика, как бы многообразна она ни была, не могла мне .при этом оказать ни малейшей помощи, потому что только эта дедукция и должна была решить вопрос о возможности метафизики.

Ввиду этого я должен напомнить читателю, что в случае если моя субъективная дедукция не вызовет в нем полной убежденности, на которую я рассчитываю, то все же объективная дедукция, которой я придаю здесь наибольшее значение, сохраняет всю свою силу.

На это в особенности надеялись Декарт и Спиноза (причём всерьёз), пытаясь не просто придать своим сочинениям форму научного трактата, но и стремились вести все рассуждения с помощью "геометрического", аксиоматически-дедуктивного метода (способ построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получать теоремы и утверждения данной теории; дедукция - логическая операция, заключающаяся в переходе от общего к частному).

Дело в том, - неторопливо продолжал Холмский, уже осмысленно глядя на меня, - что существует всего два способа получения научных знаний: индукция и дедукция.

Однако из этого не следует делать того вывода, что фихтевская дедукция "независимой" деятельности и взаимосмены "действия страдания", осуществляемая из понятия "Я", наталкивается на непреодолимые трудности.

Пpавильная дедукция его социального значения, а значит, вообще его существования, на основе унивеpсального метода всеобщей социальной апpиоpности есть подлинная задача философии, котоpая тогда из погони за фиктивным смыслом идей пpевpащается в методологически констpуктивный, гибкий, пpостой, эффективный и автономный механизм упpавления, pеализуемый социальностью, всеобщая неизвестность котоpой обусловлена смыслом ее pеализации.

Однако одна из главных особенностей научного подхода заключается в том, что вовсе не обязательно изучить все проявления данного феномена, чтобы дать его описание; для научного подхода характерна скорее дедукция.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я