Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова гуманизм

Гуманизм в словаре кроссвордиста

гуманизм

Гуманизм Гумани́зм — «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

Википедия
гуманизм

I м.

1.Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

2.Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности; гуманность. II м.Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.

Большой современный толковый словарь русского языка
гуманизм

( лат. humanus человечный) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; г. эпохи Возрождения (ренессанса, 14-16 вв.) - общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в её борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики), против феодального закрепощения личности; мировоззрение господствующей буржуазии, стремящейся увековечить эксплуатацию и порабощение трудящихся, враждебно подлинному гуманизму; с о-циалистический г. - пролетарский г., цель которого - освобождение трудящихся от эксплуатации и построение коммунистического общества; его девиз: все во имя человека, для блага человека .

Новый словарь иностранных слов
гуманизм



1. м.
1) Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.
2) То же, что: гуманность.

2. м. Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
гуманизм

[мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; г. эпохи возрождения (ренессанса, 14-16 вв.) - общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в ее борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики), против феодального закрепощения личности; мировоззрение господствующей буржуазии, стремящейся увековечить эксплуатацию и порабощение трудящихся, враждебно подлинному гуманизму; с о-циалистический г. - пролетарский г., цель которого - освобождение трудящихся от эксплуатации и построение коммунистического общества; его девиз: .

Словарь иностранных выражений
гуманизм

гуман`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
гуманизм

прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного закрепощения времен феодализма и католицизма гуманизм гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям Социалистический г.

Словарь русского языка Ожегова
гуманизм

(от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Современный толковый словарь, БСЭ
гуманизм

гуманизм

1. м.
1) Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.
2) То же, что: гуманность.

2. м. Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.

Толковый словарь Ефремовой
гуманизм

гуманизма, мн. нет, м. (от латин. humanus – человеческий) (книжн.).

1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.).

2. Просвещенное человеколюбие (устар.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
гуманизм

(лат. humanus человеческий, человечный) система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости – нормой отношений между людьми.

Медицинские термины
гуманизм

(гуманизма принцип) - один из принципов права в демократическом государстве. в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. принцип г. закреплен в ст. 2 конституции РФ : человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а также в ст. 7 УК РФ , ст. 8 УПК РСФСР и др. законодательных актах. в уголовном праве означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство.

Однотомный большой юридический словарь
гуманизм

(от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется вэпоху Возрождения . Г. выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму - наслаждение жизнью, уничижению человека - идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14-15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.), затем Г. распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации . Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г. - М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Вивес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 - начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи 'естественных прав' человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной 'природе человека', пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию 'разумного эгоизма', правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. - отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г., - человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее. Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнару жилась с утверждением капитализма - строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, которые видели противоречия уже сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистического общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные демократы - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т.Г. Шевченко и др. Идеи Г. вдохновляли классиков великой русской литературы 19 в. Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку 'природы человека' лишь как биологической 'родовой сущности' и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что '...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г. и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию Г. - пролетарский, или социалистический, Г., вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г., связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с.
637). Противники коммунизма отрицают гуманистический характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия. Она оправдывает вынужденное применение революционного насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение - революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революционные процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь. Социалистический Г. противостоит абстрактному Г., который проповедует 'человечность вообще', вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного Г. можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г. используются для маскировки антигуманистического характера современного капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистическим мировоззрением, для фальсификации социалистического Г. С другой стороны, в буржуазном обществе имеются слои и группы, которые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г. Люди, выступающие с позиций абстрактного Г. против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определённой мере союзниками революционного социалистического Г. в борьбе за действительное счастье человека. Принципы марксистского, социалистического Г. извращают правые и 'левые' ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистический Г. с абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества идеи марксистского Г. получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: 'Всё во имя человека, для блага человека'.Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. , 2 изд. , т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т, 4: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19: Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Задачи союзов молодёжи, там же, т. 41; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, пер. с итал., М., 1959; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Петросян М. И., Гуманизм, М., 1964; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969: Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968: Курелла А., Своё и чужое, М., 1970; Симонян Е. А., Коммунизм - это реальный гуманизм, М.,

1970. В. Ж. Келле.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
гуманизм

гуманизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
гуманизм

идейно-культурное движение в эпоху Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности отношение к людям, проникнутое любовью, заботой об их благе, уважением к человеческому достоинству

Викисловарь
Примеры употребления слова гуманизм в тексте

Однако один из важнейших, хотя и очень горьких уроков развития советского общества состоит в том, что так называемый конкретный гуманизм, если он существует без гуманизма абстрактного, не корректируется и не направляется им, вообще перестает быть гуманизмом.

Ныне коммунистическое мировоззрение наиболее последовательно и полнокровно воплощает в себе гуманизм, тот самый гуманизм, который Маркс, в отличие от его лжеформ, называл реальным гуманизмом.

Нет нужды доказывать лживость и лицемерие буржуазного "гуманизма" в наши дни, когда буржуазия, организуя фашизм, сама вышвыривает свой гуманизм, как изношенную маску, которая уже не прикрывает морду хищного зверя, - вышвыривает потому, что поняла гуманизм как одну из причин своего раздвоения и гниения.

А сверхнациональный, объединяющий все народы пангуманизм, гуманизм, подобный эразмовскому, не дает, естественно, никаких поводов юношеству смотреть воинственно в глаза своим противникам, а ведь юношество так страстно желает этого, лишает юношество возможности показать себя с наиболее выгодной стороны, наиболее эффектно, и никогда этот пангуманизм по природе своей не может вызвать тот стихийный импульс, который всегда ищет и всегда находит врага — обязательно по ту сторону границы своей страны, обязательно вне своей религиозной общины.

Логика рассуждений как будто бы вполне убедительна: абстрактный гуманизм сознания снимается конкретным гуманизмом социалистической практики.

Смешивая гуманизм как "пракоммунистическую" философскую доктрину Ренессанса с непосредственным человеколюбием (то есть "добровольной" любовью человека к человеку), советские идеологи выставляли каждого, кто сомневался в гуманизме, как врага человечества.

Соловьев вносит в христианство гуманизм и прогрессизм, обогащает религиозное сознание прогрессивным гуманизмом новых времен.

Подобный гуманизм, который рассматривает человека в целостности его природного и сверхприродного бытия и который не ставит заранее никакого предела проникновению божественного в человека, можно назвать также гуманизмом Воплощения.

исходит не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; это гуманизм, который на первый план выдвигает интеллект, разум.

Аристократический гуманизм в искусстве и философии плохо уживался с гуманизмом в политике и религиозных отношениях.

Слова которые можно составить из слова гуманизм
агин агни агу азу амми аммун ани ану газ гази газни гаи гам ган гиза гимн гмина гну гуам гуза гумма гумми гуна гуниа зам замин замну зан зга зги зиг зима зина зну зум игна изм имам иман имн имун инам инза маг маги магизм маз маиг маин мамин ман мани манизм маниу ману маун мга мгу мзма миаз миан миг мим мин мина мну муг мугам муз муза музга муин мун муна муни мунизм наги наи нам нами намму науз низ ним нуг нуга уаз уза узам узг узи узин узина уиган умма уна унги уни иган магнум имз ммз зим ингуз нума миазм умами ауг амн гум умаг нигма гау уга нау агзу гуан згу унг аун мау гим наму низам зин зигнау иам амз нузи гузман ума зуни мауи минзаг ниау мануи мау гуз нуи ниа унга уман азуни зим гиан магни низа иуна унаи муан мнм мауг нму муаз наум гумин мазин ина гума наз имза нгма гма гмз зуи гуи аин инга ммг уам манг мми нга нмз ганзи мимуна зиган гуни иан мма ангу миз нгау гуми гузан умиам гизан агуи муги уми агуни ами мам мазинг игман имм зума заг гна иза гин аги нзима азми минга игум назим азм нгауи игма аим азин мига има умм магун мумин нигума нумги музаим амгу нгами гиман гза гуиз ига азим муи муган нумми гамзин агум анг гима маму гани гиа магн миа наим ниг нига уин газуни уима угам зиа мигум ази гму маи унами амузги музан мгми уан азг гаму амзин нази уган умна амин унаги муниз гамм нигу гузни гузи зун зауи мугни игу нгам инау уга амунг гузин узган заум мазун угин низаг амг анз минг знаг гузина мианг гун наг муа зиан униз нима газун гами гиназ гуман загу загум зами зна имма иуа иуан гамин магу мази маиз мами мамун миза мизам мима муга мума мунги нагу газу зану мизан миназ азни аму гану гзуна гина изагу назу угиан муазин занг гуа зман миуа мигма аммин мизан уаг мазу назм изн назму мум азуми азмун зига
Цитаты со словом гуманизм

В ХХ-м веке, после того, как девятнадцать веков Европа проповедовала человечность в церквях, которые она теперь разрушает пушками, в книгах, которые солдаты жгут, как дрова, — в ХХ-м веке гуманизм забыт, осмеян, а всё, что создано бескорыстной работой науки, схвачено и направлено волею бесстыдных убийц на истребление людей.

Несвоевременные мысли

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я