Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова глиптика

Глиптика в словаре кроссвордиста

глиптика

Глиптика Гли́птика (от «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам.

Википедия
глиптика

гл`иптика, -и

Словарь русского языка Лопатина
глиптика

глиптики, мн. нет, ж. (искус.). Искусство художественной резьбы на твердом камне; см. глипт.

Толковый словарь русского языка Ушакова
глиптика

( фр. glyptique ( гр. glypho вырезаю) искусство резьбы по камню.

Новый словарь иностранных слов
глиптика

ж.Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.

Большой современный толковый словарь русского языка
глиптика

[фр. glyptiqueискусство резьбы по камню.

Словарь иностранных выражений
глиптика

(греч. glyptike, от glypho - вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях.

Современный толковый словарь, БСЭ
глиптика

ж. Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
глиптика

глиптика ж. Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.

Толковый словарь Ефремовой
глиптика

(греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углублёнными изображениями называются инталиями , с выпуклыми - камеями . Древнейшие известные нам произведения Г., созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции. Многочисленные произведения Г. Месопотамии отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Вавилоно-ассирийская культура ). На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора. В Г. Аккада (23 в. до н. э.) вновь усиливаются реалистические тенденции, изображения становятся объёмными, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии (1-е тыс. до н. э.), для которых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены охоты и войны), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (9-7 вв. до н. э.) и ахеменидской Персии (6-5 вв. до н. э.). Печати Египта имеют, как правило, форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей. Геммы Крита (3-2-е тыс. до и. э.) отличаются остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду с излюбленными в критской Г. изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Критская Г. оказала влияние на развитие Г. в микенской Греции. Высокого расцвета достигло искусство Г. в Древней Греции и Риме. Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в античных Г. В геммах архаической Греции (6 в. - начало 5 в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и точной обобщенностью форм. В 5-4 вв. до н. э., когда складываются классические формы античной Г., всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией. Печатям Дексамена Хиосского (2-я половина 5 в. до н. э.), сохранившим подпись мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции, тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемма с изображением летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград; гемма с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений, но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко ввозятся многоцветные восточные минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы. Начинают входить в моду камеи - роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигает портретная Г. Выполненная неизвестным александрийским резчиком прославленная 'камея Гонзага' с изображением эллинистического царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (3 век до н. э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произведения искусства и предметы роскоши. С падением эллинистических центров Рим становится местом, куда устремляются мастера Г. Античная Г. переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской Г. были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний, став личным резчиком императора Августа, положил начало династии придворных мастеров. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римского мастера создают портретные геммы, отточенные по характеристике, и роскошные многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (гемма 'Увенчание Августа', приписывается Диоскуриду, конец 1 века до н. э., Художественно-исторический музей, Вена; самая крупная камея древности - т. н. Парижская камея, 31 см ` 26 см , круг Диоскурида, Национальная библиотека, Париж). На Дунае и Рейне, в Северном Причерноморье и Закавказье существовали местные школы Г., сохранявшие и своеобразно претворявшие традиции эллинистического и римского искусства. В средние века Г. развивалась главным образом на Востоке. Сохраняющей в значительной мере античные традиции Г. Византии свойственны вместе с тем тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая со временем схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получают геммы с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. Г. в Западной Европе вновь возрождается в эпоху Ренессанса вместе с интересом к наследию древности и собиранием античных гемм. Ведущее место в ренессансной Г. принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античных Г. они создают профильные трёхчетвертные портреты современников. Широкой известности достигли мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. В 16 в. возникает стремление к декоративной пышности, формы гемм усложняются. Миланские мастера Алессандро и Антонио Маснаго вводят в моду пёстрые полихромные камеи со сложными, динамичными сюжетными композициями. Однако произведённые Г. постепенно утрачивают самостоятельное значение и всё чаще используются для декорировки мебели, утвари, одежды. Новый подъём Г. связан с эпохой классицизма (18 - начало 19 вв.), когда вновь начинает господствовать антикизирующее направление. Мастера-резчики (в Италии - семейство Пихлеров, в Германии - Л. Наттер и др.) выполняют, как правило, заказы знатных европейских коллекционеров. При французском дворе работал Жак Юэ, при русском - Карл Леберехт. К числу выдающихся мастеров этого времени принадлежат русские резчики, учившиеся в медальерном классе петербургской АХ: А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В 19 в. Г. как вид искусства приходит в упадок.Лит.: Максимова М. И., Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII-XIX веков, Л., 1926; Лордкипанидзе М. Н., Геммы Государственного музея Грузии, т. 1-4, Тб., 1954-67 (на груз. и рус. яз.); Борисов А. Я., Луконин В. Г., Сасанидские геммы, Л,, 1963: Каган Ю. О., Выставка западноевропейской глиптики XIII - XVII веков, Л., 1969; Furtwangler А., Die antiken Gemmen, [Bd] 1-3, В, - Lpz., 1900; Delaporte L., Catalogue des cylindres orientaux, v. 1-2, P., 1920-23; Vo1lenweider M. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kunstler in spatrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden,

1966. О. Я. Неверов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
глиптика

глиптика, -и

Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова глиптика в тексте

Развивались плавильное дело, ювелирное и фаянсовое ремесла, глиптика, зародилось искусство инкрустации, процветающее здесь и по сей день.

Слова которые можно составить из слова глиптика
агит агк аик аил аки акип акт актг али алик апи апк аплит апт атк атли атп гаи гаити гак гал гали галит галки гап гат гати гиалит гик гипак гит глипт гпи иат игил игла ика икт икта ила или ипат итак итал итк кал кали калти кап капли кат киа кигали кии кил кила килпи килт кип кипа кит кита клип лаг лаик лак лаки лакт лапик лапки лапти лат лига лик лики липа липка липки лит литка лпи лтг лтп паг пак паки пакт пал пали палии палик палики палки пат пати пиит пиита пик пика пики пила пилат пилка пита пити плат пли плита плитка пти таг тагил таи так таки тал талги тали талик тапки тига тик тика тилак тип типи типик тка тла тли тпк пит апл тгпи италик плк ктг тикал клит кпи тпи гтк лита кпг лки ктп алпи пили кгпи тклапи аит пил лаги кили кпл икп иптг лта гаки пгк иги гкп игл итп пии ипа гип кати лгт глик лика гпт тгп калиги иати итаки итаи птк игп ипи гпл игита иглика паи агпи тил плати тапи иак кпт кпа киги лиг ипа ита ити лати атиг ики птак акп пиа капити такил клиат ати каи атлиг иап пилиг липик аги пии китли плаг игат гика китапи лаи тпиг килг илга иликта китап галик галт иткла ига гкл калп пакли плаи каип липига игали пилиа липаки пла гиа пикали иглик тап тиа тиг тила калпи акил гил гли галии тии гаилки кити лаит пилати алп иита акп плит илак тики аглии лип китила апкит пиал клати гаплик лити патик гиат латик алт апг икл ипак икаит клипа апити пилк итали илгик илик килит типа апти гикла гили игит икали илиа капти киат киати киг латип паик таги таил талип гита гапи илита капи лапи патик питка гила лапиит агитклип киилг платик лап агт каит игит илк пта пикт агил итали талк агп

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я