Значение слова ямб
Ямб в словаре кроссвордиста
ямб
- Стихотворный размер.
- Двусложный стих с ударением на втором слоге.
- Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
- Именно так звали служанку, которая смогла рассмешить Деметру после того, как у неё похитили дочь, а древние греки назвали её именем стихи, которые хотели приблизить к разговорной речи.
ямбямб (, предположительно от , названия музыкального инструмента): Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы.
ямбм.Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
ямб( гр. iambos)
1) двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий) и t ударный (долгий) слог (w -), напр. : горит 1 восток i заре | ю но | вой (Пушкин);
2) ямбы в древнегреческой поэзии - произведение, по характеру близкое к сатире.
ямбм. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
ямбмуж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (~-). Ямбические стихи, писанные ямбами. ЯМБ муж. , сиб. китайское серебро в слитках разного весу.
ямб[гр. iambos]
1. двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий) и t ударный (долгий) слог (w -), напр.: (пушкин);
2. ямбы в древнегреческой поэзии - произведение, по характеру близкое к сатире.
ямбдвухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге
ямб(греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…", А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
ямбм. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
ямбямба, м. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Пушкин. Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы. Тургенев.
ямб- (от греч. iambos - от названия фракийского музыкального инструмента) - двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. Схема: U- I U-… С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.М.Ю. Лермонтов
ямб(греч. iambos),
1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры ,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был 'ямбический триметр' - 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.
2) В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (È), сильные - необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место - обязательно-ударным слогом (-); схема: È Х È Х ... È - (È) - Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами ('Швед, русский колет, рубит, режет...'). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. ('Подруга думы праздной...')-в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. ('Мой дядя самых честных правил...') - в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. ('Ещё одно, последнее сказанье...'), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры - в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога ('Я памятник себе воздвиг нерукотворный...') - в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и 'антологической' лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности - см. Вольный стих ) - в баснях, а также в 18 в.-в 'пиндарической' лирике, а в 1-й трети 19 в. - в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры - из Пушкина.)Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих..., М.,
1974. М. Л. Гаспаров.
ямбямб, -а
ямбстихотворный метр с сильными местами на чётных слогах стиха; самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры — четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в)
ямбрусское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г.
ямбдлинный
Так, ямб продолжает господствовать, и особенно 4-стопный ямб, которым Пушкин пишет и чисто-лирические стихотворения, и послания, и поэмы, и эпиграммы.
Для того чтобы отличить ямб от хорея, литературоведу достаточно услышать строчку из стихотворения – а нормальному человеку, даже если он помнит, что у хорея ударение на нечетных слогах, а у ямба на четных, надо посмотреть на написанную строчку, как следует подумать, позагибать пальцы – это интеллектуальное усилие, которое никто не будет делать, если кто-нибудь авторитетный уже сказал, что “буря мглою небо кроет” – классический пример ямба.
Можно отметить еще первую попытку Пушкина писать белым 5-стопным ямбом в пародии «Послушай, дедушка…» Чистый 6-стопный ямб сохранился почти исключительно в форме александрийского стиха, в торжественных посланиях («Безверие», «Жуковскому» и, по-видимому, в приветственной стихотворной речи в Арзамасе); кроме того, чистым 6-стопным ямбом написана лишь одна эпиграмма («На Каченовского»).
Для того чтобы отличить ямб от хорея, литературоведу достаточно услышать строчку из стихотворения — а нормальному человеку, даже если он помнит, что у хорея ударение на нечетных слогах, а у ямба на четных, надо посмотреть на написанную строчку, как следует подумать, позагибать пальцы — это интеллектуальное усилие, которое никто не будет делать, если кто-нибудь авторитетный уже сказал, что «буря мглою небо кроет» — классический пример ямба.
По числу стоп стихи бывают одностопные, двухстопные, трехстопные, четырехстопные (например, четырехстопный ямб, или ямбический диметр, считая два ямба за одну стопу диямба) и т. д.
Так, например, драматический 5-стопный ямб представлен отрывком из «Орлеанской девы» Жуковского, а написанные этим размером драматические произведения Пушкина, А. К. Толстого, А. Н. Островского остались за пределами антологии; помещены вольные ямбы басен и элегий, а «Горе от ума» и «Маскарад» лишь названы.
Ломоносов доказывал, что ямбу свойственна «высокость», поскольку это размер «восходящий» (сначала безударный слог, потом ударный), а хорею – «нежность», поскольку это «нисходящий» размер, а значит, для возвышенной духовной темы подходит только ямб.
И хотя сочинение стихов было её органической потребностью с раннего детства, хотя она то и дело признавалась: «И сердце гулко отбивает ямбы…», «А тиканье будильника порой / Совсем не ямб, а нервный амфибрахий…», «Я стала только рифмой мерить / Мои тоскующие дни», «Я люблю только крылья стихов», «Усиленным дактилем вяжут колёса / Какую-то страшную боль», «И жизнь меня несла поэмой плавной» и т. д., к стихам своим она относилась как к некой форме дневника, как к собеседнику в пронизанной холодом и одиночеством жизни.
Дактиль для сугреву, амфибрахий – дом казенный, дорога дальняя, анапестом я похмеляюсь, а если после пятой-шестой стопки кубарем скатываюсь в ямб («ямбец», как шутила Настя до развода), то однозначно – скоро дам кому-то в морду.
Транслитерация: yamb
Задом наперед читается как: бмя
Ямб состоит из 3 букв