Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова эмпиризм

Эмпиризм в словаре кроссвордиста

эмпиризм

Эмпиризм Эмпири́зм, редко эмпирици́зм (от  «опыт») — (убеждение, что все наше знание основывается на опыте) направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Википедия
эмпиризм

I м.Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания. Ant:рационализмII м.

1.Метод исследования, основанный на описании фактов без последующего заключения и теоретического обобщения полученных результатов.

2.Склонность к практической деятельности, приверженность к получению каких-либо результатов опытным путем.

Большой современный толковый словарь русского языка
эмпиризм

( гр. empeirla опыт) философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; э. преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций ср. рационализм ).

Новый словарь иностранных слов
эмпиризм



1. м. Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания (противоп.: рационализм).

2. м. Склонность к практической деятельности, приверженность фактам, опыту.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
эмпиризм

муж. , греч. слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. -рический , основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик, противоп. теорик; кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку.

Словарь Даля
эмпиризм

[философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; э. преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций (ср. рационализм).

Словарь иностранных выражений
эмпиризм

философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений эмпиризм исследовательский метод, основанный на описании фактов, без последующих заключений и теоретических обобщенийLib

Словарь русского языка Ожегова
эмпиризм

(от греч. empeiria - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

Современный толковый словарь, БСЭ
эмпиризм

эмпиризм

1. м. Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания (противоп.: рационализм).

2. м. Склонность к практической деятельности, приверженность фактам, опыту.

Толковый словарь Ефремовой
эмпиризм

эмпирпизма, мн. нет, м. (см. эмпирия) (филос.). Философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. Английский эмпиризм. Ползучий эмпиризм. (беспринципное и бесперспективное делячество; полит.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
эмпиризм

(греч. empeiria опыт) в медицине направление, представители которого пренебрегали теорией и придерживались неизменных предписаний, основанных на преданиях и собственных наблюдениях за больными; возникло в Греции в III в. до н. э.

Медицинские термины
эмпиризм

(от греч. empeiria - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму , в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального сознания) существующим чувственным сущностям ('нейтральные элементы' мира Э. Маха, 'чувственные данные' неореалистов, 'сенсибилии' Б. Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логический Э. ( логический позитивизм ) , разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного опыта, и считает вторые бессодержательными. Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели провал. Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания - один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания и литературу при этой статье. В. А. Лекторский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
эмпиризм

эмпиризм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
эмпиризм

философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания исследовательский метод, основанный на описании фактов без последующих заключений, теоретических обобщений приверженность к практической, опытной деятельности (обычно в ущерб научной), вообще практическая деятельность

Викисловарь
Примеры употребления слова эмпиризм в тексте

Во многих отношениях они в настоящее время даже более хаотичны, нежели во времена чистого эмпиризма, ибо эмпиризм, не доверяя силе обобщающей мысли, по крайней мере не смеет выходить из подчинения фактам.

При этом новоевропейский эмпиризм, по существу, воспринял и развил путем разработки конкретных индуктивных методов средневековую схоластическую теорию образования понятий.

Таким образом, желая утвердить то, что необходимо и следовательно (хотя часто и против своей воли) разрушали номинализм и эмпиризм - убеждение в абсолютной объективности, необходимости и всеобщности ratio - Декарт (а вслед за ним и весь последующий рационализм) вынужден был отказаться от посылки, что представление, а затем и мысль (понятие) есть результат воздействия вне мысли существующей вещи, предмета.

В противоположность Платону, буржуазный "рационализм" (так же как ,и "эмпиризм"), возникший на основе реального (экономического и социального) расчленения всякой целостности и, в частности, на основе окончательного противопоставления идеального и реального, изначально исходит из приципиального дуализма, что и обусловило весь ход последующего развития буржуазной философии.

Одним из важнейших принципов предлагаемой работы является последовательный эмпиризм, по возможности корректное следование за чеховским текстом, подчиненное логике творческой эволюции писателя.

либо внешнечувственной (английский эмпиризм), либо внутреннемыслительной (континентальный рационализм).

Здесь слово "рационализм" употребляется в широком смысле, объединяющем и "эмпиризм" (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту, и "рационализм" (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах.

Речь идет о «Системе логики» (1843) Джона Стюарта Милля – прим.ред.) Я не прочел еще Юма, но мне казалось, что чистый эмпиризм (который я был расположен принять) должен скорее привести к скептицизму, чем к подтверждению выдвигаемых Миллем научных доктрин.

Строго говоря, эмпиризм Муркинда был несколько мистического свойства: опыты, которые он ставил для решения философских дилемм, внешне никак не были связаны логически с их результатом, то есть с победной мыслью, которая приходила в итоге в голову экспериментатора.

Цитаты со словом эмпиризм

Если возможны недоразумения и заблуждения даже в такой простой области познаний, как науки математические, то в необозримой, чрезвычайно разнообразной и сложной области естествознания, без сомнения, ещё более опасности попасть на ложный путь неправильных выводов и незаконных обобщений. В эту область, где опыт доставляет и материал для научного исследования, и средство для контроля гипотез и теоретических выводов, где глубина замысла, остроумие и искусство в производстве опыта составляют высокое умственное наслаждение естествоиспытателя и нередко его славу, в эту область чаще всего проникают тлетворные воззрения эмпиризма, который, унижая достоинство человека отрицанием его духовной природы, стремится сделать его рабом материи. Для всякого беспристрастного мыслящего человека эмпиризм опровергается строго логическими доказательствами, но ещё более возмущается против него нравственное чувство, так как отрицанием духовного бытия уничтожается единственная прочная опора нравственности и подавляются все высшие идеальные стремления человека.----Наука и истинное знание не должны быть рабами опыта, они должны над ним господствовать и заставить его служить своим задачам. Верно то, что наука должна руководиться не материальными, а идеальными стремлениями, но ещё вернее то, что она основывается не на материальных, а на идеальных началах. Высшие качества науки — это ясность, простота, искренность и добросовестность мысли; светоч науки — это идеал истины. Но наука есть только одна из сторон духовного бытия и жизни человека; тот же идеал истины является с других сторон, то как идеал красоты и гармонии, то как идеал добра и чести, правды и человеколюбия; это один и тот же идеал, — тот, перед которым мы все без различия возрастов и положений, без различия взглядов и убеждений, без различия заслуг и талантов, благоговейно преклоняемся, как перед идеалом божественной мудрости и любви!----Опытные данные сами по себе, вследствие неизбежного недостатка точности, настолько податливы, что всегда могут быть приноровлены и к неевклидовой и ко всякой другой геометрии, а из этого еще с большей ясностью обнаруживается, что достоверность аксиом не может ни подтверждаться, ни опровергаться посредством опытной проверки.

Василий Яковлевич Цингер

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я