Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова фреска

Фреска в словаре кроссвордиста

фреска

Фреска Фре́ска (от  — "свежий"), аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.

Википедия
фреска

ж.

1.Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

2.Произведение, выполненное в такой технике.

Большой современный толковый словарь русского языка
фреска

, фресковая живопись ( ит. fresco свежий) роспись стен водяными красками по сырой штукатурке; произведение, выполненное в этой технике; в широком смысле - всякая монументальная роспись.

Новый словарь иностранных слов
фреска

ж.
1) Живопись по сырой штукатурке водяными красками.
2) Произведение, выполненное в такой технике.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
фреска

вид живописи - настенная роспись фреска картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке Древнерусские фрески.

Словарь русского языка Ожегова
фреска

(от итал. fresco - свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

Современный толковый словарь, БСЭ
фреска

фреска ж.
1) Живопись по сырой штукатурке водяными красками.
2) Произведение, выполненное в такой технике.

Толковый словарь Ефремовой
фреска

фрески, ж. (от ит. fresco – свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.

Толковый словарь русского языка Ушакова
фреска

(от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной; Ф. называют также произведение, выполненное в этой технике. Ф., позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей . Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда - с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для Ф. годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра Ф. довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже - другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Ф. позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во Ф. играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Ф., с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко ). Ф. была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к Ф., начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали Ф. по сухому с помощью темперы . Этот приём был характерен и для средневековой Ф., получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси (10-12 вв. и 14-17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. стран. Большого подъёма искусство Ф. достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. в 14-16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась 'чистая' Ф. (буон Ф.) без применения темперы. Для Ф. этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец предполагал закончить за 1-2 дня. Традиции Ф. жили в декоративных росписях 17-18 вв. В 19 в. к Ф. обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители 'модерна' (Ф. Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Ф. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра современных Ф. пополнена многими новыми, синтетическими красителями. В СССР в популяризацию техники Ф. значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышев и др.Лит.: Шмид Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., [М.], 1934; Бодуэн П., Техника фресковой живописи, пер. с франц., [М.], 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М.,

1973.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
фреска

фреска, -и, р. мн. -сок

Полный орфографический словарь русского языка
фреска

живописная техника, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку произведение, выполненное в такой технике

Викисловарь
Примеры употребления слова фреска в тексте

В свое время управление дороги не поскупилось на художественное оформление, и теперь глухую северную стену здания украшает огромная фреска гениального Ханса Отто Винклера; фреска, развивающая предложенную управлением тему «Человек и колесо», выполнена в изысканных серо-зеленых, черных и оранжевых тонах и изображает историю колеса.

Самым ранним живописным произведением, которое, по мнению специалистов, можно считать правильным воссозданием оригинала, является фреска, представляющая папу Иннокентия III (1198-1216).

Профессор вспомнил, как его поразила одна наивная, расцвеченная яркими красками фреска, где были показаны Солнце и Сириус.

На нее можно глядеть часами, ибо это фреска с изображением Храма, а немногим дано постичь и передать его величие.

Естественное объяснение - что выступила замазанная некогда фреска, но есть фотографии храма после войны - там, под куполом, штукатурки не осталось, были голые кирпичи.

э., обнаружена фреска, изображающая сидящую фигуру, играющую на лире, очевидно, аккомпанируя себе, так как сольная игра на лире не была известна греческой традиции.

Рядом с нею в приделе Святых ангелов находилась большая фреска, на которой была изображена группа красивых молодых людей, полунагих, с крыльями за спиной.

С тех пор эта фреска считается чудотворной, а Мадонну так и показывают с пораненным челом и тремя розами в руках.

Цитаты со словом фреска

Эта фреска напомнила ему другую, написанную не то Тьеполо, не то Тицианом и увиденную им в Милане. Она называлась, если он не ошибался, «Fortuna» — случай, удача, рок; на ней была изображена прекрасная женщина с обнаженной левой грудью. Из соска обнаженной груди струилось молоко, которое пили счастливые, улыбающиеся баловни судьбы. Чудесный, удивительный, своенравный источник пищи. Но справа от прекрасной женщины находились мученики, которых она била хлыстом, зажатым в ее правой руке. Неудачники, появившиеся не вовремя или купившие билет не на то место. Им досталась иссохшая правая грудь и хлыст. Произвол судьбы. Построй на этом свою церковь. Назови ее Первым, Последним и Единственным Судом. Брось на ее алтарь свои жертвоприношения.

Две недели в другом городе

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я