Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова фоника

Фоника в словаре кроссвордиста

фоника

I ж.Звуковая сторона речи; фонетика

2.. II ж.Приемы и средства использования звуковой стороны языка в художественном - преимущественно в поэтическом - произведении ( ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т.п. ) ; эвфония

1..

Большой современный толковый словарь русского языка
фоника

( гр. phonikos звучаший) звуковая организация поэтической речи (звукопись, звуковаяинструментовка, авфония).

Новый словарь иностранных слов
фоника

ж. Звуковая сторона речи; фонетика.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
фоника

[звуковая организация поэтической речи (звукопись, звуковаяинструментовка, авфония).

Словарь иностранных выражений
фоника

(от греч. phonikos — звучащий). Звуковая организация речи (звукопись, звуковая инструментовка)

Словарь лингвистических терминов
фоника

звуковая организация художественной речи Ф. стиха.

Словарь русского языка Ожегова
фоника

(от греч. phone - звук) (эвфония),..
1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), - таковы звуковые повторы (и др. виды звуковой инструментовки), интонация стихотворная и пр…
2) Раздел стиховедения, изучающий фонетику в 1-м значении.

Современный толковый словарь, БСЭ
фоника

фоника ж. Звуковая сторона речи; фонетика.

Толковый словарь Ефремовой
фоника

фоники, мн. нет, ж. (от греч. phone – звук) (лингв.). Звуковая сторона, звуковой состав речи; то же, что фонетика во 2 знач.

Толковый словарь русского языка Ушакова
фоника

(от греч. phone v звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетического воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения ) , частично остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова v она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонической организации текста было различно (в рус. поэзии v в 20 в. больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза ) .Основным элементом Ф. (эвфонии) является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются: а) по характеру звуков v аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных); б) по количеству звуков v двойные, тройные и т.д. (А... А... и А... А... А...), простые и сложные (А... А... и ABC... ABC...), полные и неполные (ABC... ABC... и ABC... AC... BC...); в) по расположению звуков в повторе (ABC... BCA... AC... и пр.) v терминология не установлена; г) по расположению повторов в словах, в стихах и т.д. v анафора (А... v А...), эпифора (... A v... A), стык (... A v А...), кольцо (А... v... A) и их комбинации. Некоторые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм. и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме ) .Повторы превращаются в систему: а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматические стихи, как в древвне-индийской поэтике или в стихотворениях Г. Р. Державина, без звука 'р'); б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина 'Пора, перо покоя просит, я девять песен написал' центральное слово 'девять' контрастно выделяется на фоне аллитерации на 'п'); в) сходством располагаемых звуков вполне точным (аллитерация на 'и', ассонанс на 'у') или приблизительным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные). Осмысление получающихся таким образом фонических систем (связь 'звук и смысл') происходит с различной степенью конкретности: а) звукоподражание или ономатопея ('Знакомым шумом шорох их вершин...' v Пушкин); б) 'звуковой символизм' (так, для пушкинских строк 'Брожу ли я вдоль улиц шумных...' небезразлично, что по данным психологии звук 'у' независимо от смысла слов обычно воспринимается как 'тёмный', 'тяжёлый', 'грустный' и др.); в) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном 'ключевом слове' v такова теория анаграмм , разработанная Ф. де Соссюром). Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более выразительным художественно. См. также Звукопись . Лит.: Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927; Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955; Брик О., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Бернштейн С., Опыт анализа 'словесной инструментовки', в. сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929; Шенгели Г., Техника стиха, М.. 1960; Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М.,

1973. М. Л. Гаспаров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
фоника

фоника, -и

Полный орфографический словарь русского языка
фоника

отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию звуковая организация стихотворения

Викисловарь
фоника

фамилия

Викисловарь
Примеры употребления слова фоника в тексте

Разделы стиховедения - фоника (о сочетаниях звуков в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных мест и слабых мест в стихе), строфика (о сочетаниях стихов в строфы).

Уровни были такие (их число и последовательность варьировались в зависимости от того, какой исследователь принимался за дело): фоника (уровень звуков, которые могли приобретать специфически стихотворное, поэтическое назначение, например аллитерировать - "Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши" - К.

Если речь шла о прозаическом произведении, то фоника, метрика и строфика убирались, но зато добавлялись фабула, сюжет (см.), пространство, время (то есть особое художественное моделирование пространства и времени в художественном тексте).

Пани Кристина сделала вид, что идет в кухню, а тетя фоника подняла трубку.

Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их.

Составными частями учения о стихотворной речи являются: 1) метрика – учение о строении стихотворной строки, с помощью которого устанавливают метр и размер стихотворного произведения, выясняют его отношение к одной из известных систем стихосложения; 2) строфика – учение о сочетании стихов, о композиции более крупных, чем стихотворные строки, единиц литературного текста (кроме собственно строф, объектом изучения также являются и твёрдые формы, а на фоне строфически организованных произведений изучаются и произведения астрофические); 3) фоника – учение о звуковой организации текста, с помощью которого определяются как соответствие текста нормам благозвучия в целом (напр., текст проверяется на наличие фактов стечения гласных или стечения согласных), так и применение автором приёмов звукописи (аллитерация, консонанс и ассонанс), а также факты семантизации звуковых повторов.

В этом беспрецедентном историческом полотне колоссального объема (Солженицын плотно сидел над ним 18 лет) автор пытался решить сложные нарративные задачи, спрессовав огромный документальный материал с помощью разнообразных приемов: туг и in ихологические профили политических лидеров той эпохи (особенно выделяются яркие портреты Ленина и Николая II), и чистая (фоника, и документы (письма, телеграммы, листовки), и обширные им игы из газет.

Слова которые можно составить из слова фоника

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я