Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова учебник

Учебник в словаре кроссвордиста

учебник

учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории.

Википедия
учебник

м.Книга, предназначенная для изучения какого-либо учебного предмета.

Большой современный толковый словарь русского языка
учебник

м. Книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
учебник

книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).

Словарь русского языка Ожегова
учебник

книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.

Современный толковый словарь, БСЭ
учебник

учебник м. Книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета.

Толковый словарь Ефремовой
учебник

учебника, м. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.

Толковый словарь русского языка Ушакова
учебник

книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп. История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например 'Начала' Евклида (около 300 до н. э.) служили У. геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий 'Начал' в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги ('Псалтырь', 'Часослов' и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350v
51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение У. как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У. 'Мир чувственных вещей в картинках' (
1658) явился образцом для создателей У. в течение нескольких столетий. Первым русским печатным У. была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в

1574. Из четырёх веков существования русских печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грамматические У., среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (
1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. более 100 лет до появления 'Российской грамматики' М. В. Ломоносова в
1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла 'Арифметика' Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был У. v 'Геометриа славенски землемерие' (
1708). В 1760 вышел 'Краткий российский летописец с родословием' v первый У. отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 v начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось 'Родное слово' (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У. для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 v начале 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе v например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У. по геометрии имел 31 издание и выходил до
1970). В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У. перерос в отрицание необходимости стабильных У. вообще. В 20-х v начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, 'рассыпные' У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении 'Об учебниках для начальной и средней школы' (12 февраля
1933) осудил такую практику подготовки У. и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданщо и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что '... главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с.
40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У. имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам. Советские школьные У. являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал: '... При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу' (Собр. соч., т. 11, 1952, с.
48). Высокое качество У. v это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда. В практике подготовки и издания сов. У. сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У.: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп. В У. знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У. (соотношение его компонентов v текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У. является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник v сборник задач и упражнений v книги для чтения и хрестоматии v справочники и словари v материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства. У. всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства. Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У. работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У. привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У. появился новый вид учебной книги v программированный учебник .Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У. назвать нельзя, т.к. в большинстве случаев v это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника. У. для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.). Подготовка и издание У. в СССР v дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. v самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У. на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У.; в 1970v76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У. для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений. Больших успехов в подготовке и издании У. достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У. в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях. В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У. децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. причинами.Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917v1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1v4, М., 1974v76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO,

1970. И. М. Терехов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
учебник

учебник, -а

Полный орфографический словарь русского языка
учебник

книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей

Викисловарь
Примеры употребления слова учебник в тексте

Интересно, что В. Стейниц считал такой книгой трактат Сальвиоли 1604 г.Последние русскоязычные издания представляют собой комбинацию «Основ шахматной игры» и «Учебника шахматной игры» с присоединением партий из «Моей шахматной карьеры», что более соответствует общему названию «Учебник шахматной игры».Дело в том, что под таким названием выходили первые советские издания (1936 г., 1975 г.), являвшиеся переводом с английского издания «А Primer of Chess», что буквально означает «начальный учебник» или «учебник для начинающих».Настоящее издание построено по тому же принципу объединения всех книг, но заметно отличается от них своим построением.

Материал в учебнике изложен простым, доступным для восприятия языком.При подготовке учебника авторы использовали не только теоретический материал, но и действующее законодательство, практику Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.Немаловажное значение имеет тот факт, что учебник является плодом совместных усилий преподавателей кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России.

Попы ещё ни разу ни в чём не помогли русскому народу,простой пример -отделение украинской церкви от русской, и множество других примеров приведёте сами.Проханову и прочим,люди объединятся только когда создадут и будут исполнять правила изложенные в УЧЕБНИКЕ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА от его зачатия до конца жизни,такой учебник и будет религией для всех народов.При этом А.А.Проханов и А.Фефелов на файл электронного адреса Вашей газеты прикреплён мой материал ,о том что это за учебник и с чем его едят, а Вы даже не считаете нужным ответить, что материал Вами получен.Значит моя мысль о том,что газета Завтра является клапаном для спуска народного протеста в унитаз подтверждена.Об этом уже многие в комментариях говорили,но я всё не верил, теперь верю.

Литература, рекомендуемая к прочтению: учебники по акушерству и (или) гинекологии для медицинских ВУЗов, "Биология" Грина, Стаута и Тейлора (школьный учебник капиталистов), на худой конец отечественный школьный учебник по биологии для 9 класса.

... Арбитражный Суд РФ.Этот учебник значительно отличается от учебников, изданных как другими ... опека»).Хочется полагать, что этот учебник станет полезным источником знаний об ...

Стать читателем высокой квалификации вам помогает учебник. В предлагаемый вам учебник 10 класса входят: очерк жизни и творчества писателя; материалы к анализу изучаемого произведения (история создания, комментарии, критические суждения); итоговые вопросы и задания, темы докладов, рефератов и сочинений; список рекомендуемой литературы; словарь литературоведческих терминов. Сами изучаемые произведения (в отрывках) с дифференцированными вопросами и заданиями помещены в хрестоматии, которая является неотъемлемым дополнением учебника.

И все же этот учебник в прямом смысле является переизданием книги, вышедшей в 1990 г.Моральная решимость автора переиздать учебник «Психология личности» в его первоначальном виде, внеся лишь минимальные редакторские изменения, обусловлена целым рядом обстоятельств.Главное из этих обстоятельств состоит в том, что учебник «Психология личности» изначально был замышлен как метапсихология личности , то есть учебник, претендующий на раскрытие глубинных оснований различных культур мышления, стоящих за различными видениями человека в нескончаемо спорящих между собой направлениях человекознания.

Однако в отличие от того, как мы разсматривали учебник истории И.Долуцкого, “Введение” и первый параграф учебника “Введение в обществознание”, на сей раз мы не будем ставить в явной форме частные вопросы, позволяющие вырваться из плена безсодержательных банальностей авторов учебника.

Цитаты со словом учебник

Учебников такого уровня в России пока нет, но есть эквиваленты. Есть «Архипелаг», есть Конквест «Большой террор», есть Автораханов, есть Иван Солоневич «Россия в концлагере» (в ответ на просьбу посоветовать адекватный учебник по истории России).

Валерия Ильинична Новодворская

Эта фраза, тиражируемая в различных формулировках, вошла даже в школьный учебник по истории России О. В. Волобуева издания 1997 г. (сс. 308 —309). Её стали приписывать Сталину после снятой в 1969 —1972 гг. киноэпопеи «Освобождение» реж. Ю. Озерова по сценарию Ю. Бондарева и О. Курганова (впрочем, в сценарии Сталина вообще не было). Ранее это или похожее высказывание приписывалось Л. Мехлису. Например, цитату «Каждый, кто попал в плен, — предатель Родины» приписал Мехлису маршал Г. К. Жуков в беседе с К. М. Симоновым в 1956 г. (Военно-исторический журнал. — 1987. — № 7. — с. 53).

Иосиф Виссарионович Сталин

Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты берёшь в туалет шахматный учебник и забываешь туда пойти.

Билл Уолл

Ты знаешь, что ты шахматный фанатик, когда ты берёшь в туалет шахматный учебник и забываешь туда пойти. (Билл Уолл)

Шахматы

Шахматы не учебник — самоучитель жизни. (Леонид Юдасин)

Шахматы

Микаэле, по телефону: Я только что прочитал учебник астрономии за 30 секунд, и во время занятий у меня реально поплыли мозги…

Трансформеры: Месть падших

Повторяю еще раз: делается невозможное. За лечение вашей вдовы взялся академик Рядно. Рядно! И то при условии, что мы предоставим ему невиданный гонорар и хоть какой-то учебник по медицине.

Улыбка Бога, или Чисто одесская история (фильм)

Тирания: Что плохого в том, что желания исполняются?Бубоник: Но сбывшееся желание даёт совсем не то. Помнишь, как я хотел получить ручную мышку на Новый год? Ты подарила мне целых двух, так они мне сгрызли учебник по колдовству!Тирания: Точно! А я мечтала о машинке для завивки, а потом спалила ею волосы!

Вуншпунш

Министерство образования Курганской области утвердило единый учебник истории. Им стал единственный, найденный на территории региона учебник истории.

Hobosti

В Госдуме не утвердили единый учебник биологии из-за массового хихиканья во время чтения раздела «Анатомия человека». Для повторной процедуры утверждения депутатам потребуется новые экземпляры учебника, так как в предыдущей партии неандертальцу подрисовали бороду, усы и не только.

Hobosti

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я