Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова тормоз

Тормоз в словаре кроссвордиста

тормоз

Тормоз То́рмоз (от тюркск. turmaz — подкладка для колёс арбы; по другой версии от  — то, что вставлено в отверстие; дыра, в которой торчит затычка, гвоздь, колышек).

Википедия
тормоз

м.

1.Устройство для снижения скорости движения или для полной остановки транспорта. отт. перен. То, что задерживает движение, развитие чего-либо; препятствие, помеха.

2.Приспособление в дульной части огнестрельного оружия, уменьшающее при выстреле длину отката в артиллерийских орудиях и силу отдачи в стрелковом оружии.

Большой современный толковый словарь русского языка
тормоз

( гр. tormos отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса)
1) устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины;
2) установка для испытания двигателей, определения их мощности и других показателей работы;
3) перен. препятствие, помеха в чём-л.

Новый словарь иностранных слов
тормоз

м.
1) а) Устройство для снижения скорости движения или для полной остановки транспорта. б) перен. То, что задерживает движение, развитие чего-л.; препятствие, помеха.
2) разг. То же, что: торможение.
3) Приспособление в дульной части огнестрельного оружия, уменьшающее при выстреле длину отката в артиллерийских орудиях и силу отдачи в стрелковом оружии.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
тормоз

[

1. устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины;

2. установка для испытания двигателей, определения их мощности и других показателей работы;

3. * препятствие, помеха в чём-л.

Словарь иностранных выражений
тормоз

механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины, поезда Автоматический т. Ручной т. Спускаться на тормозах (тормозя). Спустить на тормозах что-н. (также перен. : уладить что-н. неприятное тихо, без шума; разг.). тормоз помеха препятствие в развитии чего-нибудь Т. в работе.

Словарь русского языка Ожегова
тормоз

механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический (в т. ч. пневматический или гидравлический) и электрический привод. Торможение обычно осуществляется силами трения или при взаимодействии магнитных полей.

Современный толковый словарь, БСЭ
тормоз

тормоз м.
1) а) Устройство для снижения скорости движения или для полной остановки транспорта. б) перен. То, что задерживает движение, развитие чего-л.; препятствие, помеха.
2) разг. То же, что: торможение.
3) Приспособление в дульной части огнестрельного оружия, уменьшающее при выстреле длину отката в артиллерийских орудиях и силу отдачи в стрелковом оружии.

Толковый словарь Ефремовой
тормоз

тормоза, мн. тормозы-тормоза, м. (греч. tormos – отверстие, втулка).

1. (мн. тормоза). Прибор, аппарат для замедления или полной остановки движения машины посредством трения (тех.). Ручной тормоз. Ножной тормоз (в автомобиле). Воздушный тормоз (в трамвае, троллейбусе, метро). Автоматический тормоз. Тормоз Вестингауза. Тормоз Казанцева.

2. (мн. тормозы) перен. То, что задерживает движение, развитие чего-н., помеха, препятствие (книжн.). Главным тормозом в их работе является теснота помещения.

Толковый словарь русского языка Ушакова
тормоз


1) устройство для остановки авто;
2) педаль тормоза;
3) туго соображающий человек.

Словарь автомобильного жаргона
тормоз

ФИНАНСОВЫЙ-см ФИНАНСОВЫЙ ТОРМОЗ .

Словарь экономических терминов
тормоз

(от греч. tоrmos - отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса), комплекс устройств для снижения скорости движения или для осуществления полной остановки машины или механизма, а в подъёмно-транспортных машинах также для удержания груза в подвешенном состоянии. Т. подразделяются по принципу действия на механические (фрикционные), гидравлические и электрические (электромагнитные, индукционные и т.д.). По конструктивному выполнению рабочих элементов различают Т. колодочные, ленточные, дисковые, конические и др. Наибольшее применение в машинах и механизмах (подъёмно-транспортные машины, механизмы станков, железнодорожные поезда) находят колодочные Т. с внешними колодками, расположенными на качающихся рычагах, обычно диаметрально по отношению к тормозному барабану. В автомобилях применяются колодочные Т. с внутренними колодками ( рис. 1 ). Конструктивные разновидности колодочных Т. ( рис . 2 ) определяются главным образом рычажной системой и типом привода. В механизмах передвижения некоторых транспортных машин, железнодорожных вагонов и локомотивов применяются колодочные рельсовые Т., действие которых основано на прижатии тормозных колодок к рельсам. Эти Т. особенно эффективны при экстренном торможении. В ленточном Т. вместо колодок используется гибкая лента, охватывающая барабан, что позволяет повысить момент трения, возрастающий с увеличением угла обхвата. Ленточные Т. находят применение в механизмах подъёма, передвижения и поворота подъёмно-транспортных машин. К недостаткам ленточных Т. относятся значительное усилие, изгибающее вал тормозного барабана, неравномерность распределения давления и износа фрикционного материала по дуге обхвата, большее по сравнению с др. Т. влияние изменения коэффициента трения на тормозной момент. В дисковых Т. момент трения создаётся в результате прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, к закрепленным дискам. Дисковыми Т. можно получать высокие значения момента трения, возрастающего с увеличением числа дисков. Кроме того, эти Т. отличаются компактностью, возможностью относительно лёгкой защиты их от окружающей среды (вплоть до герметизации). Недостатки - плохой отвод тепла от поверхностей трения, особенно в многодисковых Т. Дисковые Т. находят применение в различных механизмах транспортных машин, металлообрабатывающих станков. Перспективны дисково-колодочные Т., в которых трение создаётся между торцевыми поверхностями диска и прижимаемыми к диску с обоих торцов фрикционными колодками, перекрывающими только небольшую часть поверхности трения диска, что обеспечивает улучшение теплоотвода и повышение срока службы колодок. Существенное достоинство дисково-колодочного Т. - относительно малый момент инерции диска (по сравнению с моментом инерции тормозного барабана колодочного или ленточного Т.), что уменьшает нагрузку на двигатель при пуске механизма и кинетическую энергию, переходящую в теплоту при торможении. Такие Т. особенно эффективны в системах торможения тяжёлых транспортных машин, например грузовых автомобилей. В механизмах подъёмно-транспортных машин применяются грузоупорные Т., в которых тормозной момент создаётся под действием транспортируемого груза. Эти Т. применяются в качестве спускных Т. в подъёмных и стреловых лебёдках , а также как аварийные Т. в эскалаторах . В грузоподъёмных машинах с ручным приводом используют так называемые безопасные рукоятки (грузоупорные Т. с храповым механизмом), предотвращающие вращение (раскручивание) приводных рукояток под действием поднимаемого груза. По условиям безопасности работ в некоторых машинах и механизмах необходимо применение так называемых скоростных Т. (ограничителей скорости), которые не допускают увеличения скорости движения механизма сверх заданной, но остановить механизм и груз не могут. Их используют для регулирования скорости спуска тяжёлых грузов в приводах различных подъёмников , конвейеров , в испытательных установках и т.п. Различают несколько типов скоростных Т.: центробежные, динамические (гидравлические), вихревые (индукционные), порошковые. Например, в центробежном Т. при увеличении скорости движения сверх заданной возрастает центробежная сила вращающихся элементов Т., создающая давление на неподвижную часть тормозного устройства, в результате чего возникает необходимый тормозной момент. Момент трения, создаваемый Т., зависит от усилия, с которым фрикционные элементы Т. (колодки, лента, диски) прижимаются к поверхности трения элемента, связанного с механизмом (барабан, диск), и от свойств материалов трущейся пары. Для увеличения усилия прижатия в некоторых Т. используется эффект самоторможения, при котором сила трения, возникающая между трущимися поверхностями, способствует дополнительному сжатию этих поверхностей. Для обеспечения малых габаритных размеров Т. и меньшей мощности его привода с одновременным получением больших тормозных моментов применяют фрикционные материалы, которые приклеивают или приклёпывают к рабочим элементам Т. Для управления Т. служит привод, который может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, вакуумным, электромагнитным, электрогидравлическим, электромеханическим и т.п. При механическом управлении Т. (обычно ручные Т. автомобилей и др. транспортных машин) усилие управления передаётся от рычага или педали управления к рабочим элементам Т. через систему тяг, рычагов, шарниров. При значительном удалении Т. от места управления механический привод становится громоздким. Более совершенны гидравлическая система управления Т. (например, в легковых автомобилях и подъёмных кранах) и пневматическая система (например, в грузовых автомобилях, автобусах, трамваях, железнодорожных поездах, шасси самолётов). Пневматические и электропневматические системы привода Т. ( рис. 3 ), в которых основными силовыми органами являются тормозные силовые цилиндры, связанные воздушной магистралью с компрессором через кран машиниста , а системой рычагов с фрикционными колодками, применяются на железнодорожном подвижном составе (см. Казанцева тормоз , Матросова тормоз ).При электрическом приводе Т. используют специальные тормозные электромагниты постоянного или переменного тока, воздействующие на рычажную систему Т., а также электрогидравлические или электромеханические толкатели , которые представляют собой устройства, состоящие из преобразователя энергии с самостоятельным двигателем и собственно толкателя со штоком, движущимся поступательно и соединённым с рычажной системой Т. Толкатели Т. нечувствительны к перегрузкам (позволяют ограничить ход штока в обоих направлениях без опасности перегрузки двигателя и элементов толкателя), дают возможность работать с большой частотой включений, благодаря чему их можно использовать в системах регулирования скорости движения рабочих органов машины. В некоторых конструкциях Т. находят применение приводы от короткозамкнутого серводвигателя, соединённого с рычажной системой Т. через зубчатую или кривошипную передачи. Кроме торможения, осуществляемого описанными Т., применяют торможение электрическое и аэродинамическое (например, с помощью тормозных парашютов и элементов механизации крыла самолёта), а также торможение, производимое в результате изменения режима работы двигателя машины (например, тормоз-замедлитель в автомобиле).Лит.: Александров М. П., Тормозные устройства в машиностроении, М., 1965; Мащенко А. Ф., Розанов В. Г., Тормозные системы автотранспортных средств, М., 1972; Борисов С. М., Фрикционные муфты и тормоза строительных и дорожных машин, М., 1973; Крылов В. И., Клыков Е. В., Ясенцев В. Ф., Автоматические тормоза, М., 1973; Казаринов В. М., Иноземцев В. Г., Ясенцев В. Ф., Теоретические основы проектирования и эксплуатации автотормозов, М., 1968; Гавриленко Б. А., Минин В. А., Словников Л. С., Гидравлические тормоза, М., 1961; Иогансон Р. А., Индукторные тормоза, М. - Л.,

1966. М. П. Александров, Ю. К. Есеновский-Лашков, В. Г. Иноземцев, Е. В. Клыков. Под общей редакцией М. П. Александрова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
тормоз

тормоз, -а, мн. -а, -ов и (помеха, препятствие)-ы, -ов

Полный орфографический словарь русского языка
тормоз

устройство, предназначенное для остановки, замедления движения или фиксации в неподвижном состоянии транспортного средства либо движущегося или вращающегося узла педаль или иной орган управления, приводящий в действие тормоз 1 помеха, препятствие; то, что замедляет ход, развитие какого-либо дела, процесса глупый, медлительный или медленно соображающий человек металлическая полоса, прибиваемая к деревянному полозу для лучшего скольжения саней.

Викисловарь
тормоз

гнёт, угнетение (моральное) тормоз, помеха, препятствие

Викисловарь
Примеры употребления слова тормоз в тексте

... при торможении ОНВ (оптимизированные гидравлические тормоза); RAB – система готовности торможения; FBS ... наклонной поверхности; ABS – система антиблокировки тормозов; ЕВА – система экстренного усиления торможения ... безопасной дистанции; НАН – автоматический ручной тормоз; EDS – система электронной блокировки дифференциала ...

При обрыве цепного привода ведущих колес, тоже довольно частом, машина оставалась без тормозов (выводился из работы относительно эффективный трансмиссионный дисковый тормоз с ручным управлением, в то время как тормоза на передних колесах с ножным приводом совершенно "не держали").

Для того, чтобы выключить стояночный тормоз, надо нажать специальную фиксирующую кнопку, находящуюся на стояночном ручном тормозе и подать рычаг тормоза вперед.

Для этого, нажав на защёлку тормоза, вращением против часовой стрелки (если смотреть на автомат со стороны дульной части) вывести тормоз из зацепления с колодкой мушки и продольным движением снять тормоз со ствола.

Лучше, чтобы нога переносилась с газа на тормоз и с тормоза на газ параллельным переносом стопы, с отрывом пятки от пола: это позволяет накрывать всю педаль разом (что важно для тормоза); кроме того, если действовать поворотом носка, есть возможность зацепиться за край педали (залезть стопой под педаль), тогда есть вероятность промахнуться мимо тормоза в ситуации, требующей экстренного торможения (очумевший пешеход на дороге).

В дисковом тормозе силы трения возникают на боковых поверхностях вращающего диска, в барабанном тормозе силы трения возникают на внутренней цилиндрической поверхности вращения.Тормозные механизмы устанавливают как на колесах автомобилей, так и на ведомом валу коробки (центральный тормоз).

Двигатель внезапно замолчал, Тольд нажал на тормоз, но это было ни к чему, потому как в следующее мгновение уже не было ни тормозов, ни кресла под ним, ни чего бы то ни было вообще, кроме серого порошка, который засыпал Тольда, сидящего посреди дороги.

Крестьяне из "ариана", у которых была ферма в стороне Монтре, хорошо знали окрестности и рассказали, что как-то, тоже в воскресенье, движение было остановлено на пять часов, но теперь этот срок уже казался почти ничтожным - ибо солнце, клонясь к горизонту слева от дороги, опрокидывало на каждую машину последнюю лавину апельсинового желе, от которого закипал металл и темнело в глазах, и позади все маячила и маячила верхушка дерева, а другая едва различимая вдалеке тень все не приближалась, словно для того, чтобы дать почувствовать, что колонна все же двигается, - пусть еле-еле, пусть то и дело останавливается и вновь трогается с места, и внезапно тормозит и ползет только на первой скорости, и всякий раз приходится испытывать оскорбительное разочарование, когда еще и еще раз первая скорость кончается полной остановкой - ножной тормоз, ручной, стоп.

Результат может быть двояким: если тормоз слишком ослаблен, то опять "борода", а если слишком затянут, то шпуля начинает излишне тормозить приманку, что сокращает дальность заброса.

Сюда же можно, как вариант для апгрейта SVS центробежных тормозов шпуль Shimano, отнести магнитный тормоз Avail.

Цитаты со словом тормоз

А кого вы нам противопоставляете? Изобретателя? А что он изобрел? Тормоз Вестингауза он изобрел? Самопишущую ручку он выдумал? Трамвай без него ходит? Рациолярию он канцеляризировал? <…> Я говорю, канцелярию он рационализировал? Нет! Тогда об чем толк? Мечтателей нам не нужно! Социализм — это учет!

Баня (пьеса)

Когда заело тормоз и не можешь двинуться вперед, попробуй дать задний ход. Часто это срабатывает.

Генри Миллер

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я