Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова телевидение

Телевидение в словаре кроссвордиста

телевидение

Телевидение Телеви́дение (от  «далеко» + «видеть») — технология электросвязи, предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. В большинстве случаев одновременно с изображением передаётся звуковое сопровождение.

Википедия
телевидение

ср.

1.Передача на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений объектов - движущихся и неподвижных - и звукового сопровождения.

2.Раздел науки и техники, связанный с такой передачей и с таким приемом.

3.Система устройств для передачи и приема таких изображений и звукового сопровождения.

4.Учреждения с техническим оборудованием для телевизионного вещания, осуществляющие такую передачу и прием.

5.Комплекс творческих средств для организации и осуществления таких передач.

6.Одно из основных средств массовой информации.

Большой современный толковый словарь русского языка
телевидение

( см. теле...) передача изображений ва расстояние, осуществляемая путем преобразования светового изображения объекта в электрические сигналы, которые передаются по радио или проводам; принятые сигналы после усиления вновь преобразуются в телевизоре в черно-белые или цветные изображения; т. примен., помимо телевизионного вещания, также в научных исследованиях и на производстве (подводное т., промышленное т. в т. д.); область вауки, техники в культуры, связанная с такой передачей.

Новый словарь иностранных слов
телевидение

ср.
1) Передача на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений объектов - движущихся и неподвижных - и звукового сопровождения.
2) Раздел науки и техники, связанный с такой передачей и приемом.
3) Система устройств для передачи и приема таких изображений и звукового сопровождения.
4) Учреждения с техническим оборудованием для телевизионного вещания, осуществляющие такую передачу и прием.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
телевидение

передача на расстоянии и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения Вещательное т. Промышленное т. (применяемое в технических, научных, информационных, организационных целях). Черно-белое т. Цветное т. телевидение область науки и техники, связанная с такой передачей и приемом телевидение учреждения, осуществляющие такие вещательные передачи Работать на телевидении.

Словарь русского языка Ожегова
телевидение

(от теле … и слова «видение»), область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения (выдвинут в кон. 19 в. португальским ученым А. ди Пайва, А. de Paiva, и независимо от него российским ученым П. И. Бахметьевым), согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения). До 30-х гг. 20 в. телевидение развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических устройств (начало их разработки положил немецкий инженер П. Г. Нипков, в
1884). В сер. 30-х гг. появились первые системы электронного телевидения (прообразы современных), в которых эти операции стали осуществляться с помощью телевизионной передающей трубки и кинескопа. Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение). С сер. 80-х гг. ведется разработка систем цифрового телевидения.Телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной); оно применяется также в научных, организационных, технических и др. прикладных целях, напр., в промышленности и на транспорте (диспетчеризация, контроль), при космических и ядерных исследованиях, в медицине.

Современный толковый словарь, БСЭ
телевидение

телевидение ср.
1) Передача на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений объектов - движущихся и неподвижных - и звукового сопровождения.
2) Раздел науки и техники, связанный с такой передачей и приемом.
3) Система устройств для передачи и приема таких изображений и звукового сопровождения.
4) Учреждения с техническим оборудованием для телевизионного вещания, осуществляющие такую передачу и прием.

Толковый словарь Ефремовой
телевидение

телевидения, мн. нет, ср. (нов. тех.). Видение на расстоянии при помощи электрических методов связи по проводам или по радио. См. (теле).

Толковый словарь русского языка Ушакова
телевидение

(от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием Т. - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях (например, в системах диспетчеризации и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т. д.). Основные принципы телевидения и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевизионной передачи служит человеческий глаз , поэтому телевизионные системы строятся с учётом особенностей зрения . Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы - рельефными, расположенными в объёме некоторого пространства, а события - в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном Т. задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение ). Для телевизионной перначи изображений необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом передачи или отражаемого им, в электрические сигналы; передачу электрических сигналов по каналам связи и их приём; обратное преобразование электрических сигналов в световые импульсы, воссоздающие оптическое изображение объекта. Принципиальная основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США), открывшего (
1873) внутренний фотоэффект , А. Г. Столетова , установившего (
1888) основные закономерности внешнего фотоэффекта; А. С. Попова - изобретателя радиосвязи (
1895); Б. Л. Розинга , разработавшего (
1907) систему 'катодной телескопии' (при которой для воспроизведения изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего (
1911) первую в мире телевизионную передачу (в лабораторных условиях) по такой системе. Однако чтобы довести Т. до стадии практического применения, необходимо было решить множество др. сложных вопросов. Рассматривая предметы непосредственно, можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью глаза). Поэтому формально можно считать оптическое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, состоящим из m разрешимых деталей (элементов). Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью (так называемым цветовым тоном l и чистотой цвета р ) и геометрическим местом (координатами х, у ) , то есть описать многомерной функцией fi ( B, l, р, х, у ) ; всё изображение описывается функцией . Это справедливо и для Т., где оптическое изображение объекта передачи проецируется (оптической системой) на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки ; число m в этом случае определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевизионного кадра . Практически число m ограничивается техническими возможностями системы и её назначением и, например в вещательном Т. СССР, составляет около 500 тысяч элементов (в 1 кадре). Если координаты х и у каждого элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача трёх его параметров В, l и р, для чего необходимы три канала связи, а для воспроизведения всего изображения - 3 m каналов (в случае стереотелевидения число каналов ещё удваивается, так как требуется передача изображений отдельно для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одновременная передача всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т. принят принцип последовательной передачи изображений (поочерёдно - элемент за элементом), предложенный португальским учёным А. ди Пайва (
1878) и независимо от него П. И. Бахметьевым (188Э). Возможность такой передачи основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный, если частота пульсаций превышает критическую, которая зависит от яркости источника и составляет несколько десятков пульсаций в сек. Процесс последовательного преобразования элементов изображения в электрические сигналы при передаче и обратный процесс при приёме носят название развёртки изображения (см. также Телевизионная развёртка ) . Эти процессы анализа и синтеза изображения должны совершаться синхронно и синфазно. Закон развёртки определяется назначением телевизионной системы. Так, например, в современной телевизионной вещательной системе принята линейно-строчная развёртка, при которой образующийся кадр изображения имеет горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем самым телевизионная станция управляет развёртками всех телевизоров в зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения, основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено П. Нипковым (
1884). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё несовершенных механических системах Т. Техническая реализация процессов преобразования и восстановления оптического изображения в современное Т. осуществляется главным образом вакуумными электроннолучевыми трубками. Практическое освоение электронных систем Т., основанное на использовании таких приборов, относится к концу 20-х - 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина и Ф. Фарнсуорта (США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С. И. Катаева , А. П. Константинова , Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева , П. В. Шмакова (СССР), а также многих др. изобретателей. Среди передающих трубок наиболее распространены видиконы (с внутренним фотоэффектом) и суперортиконы (с внешним фотоэффектом), среди приёмных - различные кинескопы . Исторически Т. развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В черно-белом Т. (см. рис. ) яркостный сигнал ( видеосигнал ) на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный сигнал ) . Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная передающая сеть ) . В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения. В цветном телевидении , кроме яркостной составляющей, передаётся и информация о цветности каждого элемента. Поскольку всё многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически из трёх основных - красного, зелёного и синего, взятых в определённых пропорциях, то телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки - для создания яркостного сигнала и сигналов основных цветов. Все эти сигналы при передаче (на телецентре) подвергаются кодированию, а при приёме (в телевизионном приёмнике) - декодированию. Цветной кинескоп - трехлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зелёного и синего свечения) экраном. Классификацию систем Т. производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку - черно-белые (монохромные), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме представления сигналов (видеоинформации) - аналоговые и дискретные (цифровые); по частотному спектру канала связи - широкополосные (с полосой пропускания , равной полосе вещательного канала или больше её) и узкополосные (с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, например по способу развёртки изображений или по очерёдности передачи той или иной информации. За годы практического использования Т. прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях народного хозяйства (см. Промышленное телевидение , Подводное телевидение , Проекционное телевидение , Замкнутая телевизионная система ) . В 1962 появилось (в СССР) космическое Т. (см. Космовидение ) , средства которого действенно используются в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются искусственные спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевизионного обслуживания. Т. сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны . Проведён уникальный эксперимент по управлению автоматическими космическими станциями 'Луноход-1' и 'Луноход-2' на расстоянии около 400 тысяч км (см. Лунный самоходный аппарат ) при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевизионные снимки Луны и ряда планет - Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий пример использования Т. в космосе - космический полёт по программе ЭПАС (июль
1975), потребовавший организации сложной телевизионной связи между двумя континентами и с космическими кораблями. Потребность в Т. в свою очередь вызывает необходимость совершенствования Т., использования его новых качеств. Перспективы развития Т. связаны с внедрением в практику Т. кассетного кино , стереоскопического Т., с разработкой систем стереоцветного Т. и многоракурсного Т. (допускающего боковой обзор воспроизводимого объёмного изображения), с использованием в Т. методов голографии .Лит.: Лазарев П. П., Очерки истории русской науки, М.-Л., 1950: Справочник по телевизионной технике, пер. с англ., т. 1-2, М.-Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова. 3 изд., М., 1970; Шумихин Ю. А., Телевидение в науке и технике, М., 1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин Н. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение. 2 изд., М., 1973; Самойлов В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; Новаковский С. В., Цветное телевидение, М.,

1975. П. В. Шмаков.Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга населения. В СССР и др. социалистических странах Т. освещает деятельность коммунистических и рабочих партий, государственных органов, участие трудящихся в коммунистическом и социалистическом строительстве, раскрывает особенности социалистического образа жизни, служит формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетическому воспитанию масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Советское Т. как действенное средство коммунистического воспитания трудящихся занимает важное место в системе идеологической работы КПСС, является всенародной трибуной, с которой выступают передовые рабочие и колхозники, специалисты народного хозяйства, государственные и партийные работники, учёные, деятели литературы, искусства и др. В СССР телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживает большинство населения страны. Через международные телевизионные системы программы советского Т. принимаются в социалистических странах и многих др. государствах. В СССР опыты по передаче изображения на расстояние начались в первые годы Советской власти. Большое значение перспективам развития и практического применения Т. придавал В. И. Ленин. Получив 18 апреля 1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего 'видеть на экране подвижное изображение', Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших опытов. В 1930 в лаборатории Т. Всесоюзного электротехнического института под руководством П. В. Шмакова была разработана механическая система, дававшая изображение с разложением на 30 строк. С 1 октября 1931 малострочные телепередачи неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механического Т. в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино), в 1934 - со звуковым сопровождением. В начале 30-х гг. при Московском радиотрансляционном узле был создан специальный творческий сектор Т. Среди первых опытных передач малострочного Т. значительное место занимали общественно-политические, специальные кинофильмы для Т. (о праздновании 1 Мая, 15-летия Октябрьской революции 1917, пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, Н. В. Крыленко, Н. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П. Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались специальные мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач общим объёмом около 200 ч. Качественно новый этап в развитии Т. наступил в конце 30-х гг. с переходом от малострочного механического Т. к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т. осуществлены в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание составляли художественные программы: кинофильмы, концерты, театральные спектакли. В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача (о 20-летии ВЛКСМ). Регулярное электронное Т. в Москве и Ленинграде началось в

1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению фильм об открытии 18-го съезда ВКП (б) (снятый по заказу Т. 'Союзкинохроникой'). В ноябре 1939 состоялась первая крупная общественно-политическая передача (о 20-летии 1-й Конной армии). С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. По телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театральные спектакли и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17-Т-1 (с небольшим экраном, но чётким изображением). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в СССР, как и в др. странах, не функционировало. Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945; 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947 начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция Московского телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С конца 40-х гг. налажено массовое производство телевизоров 'Москвич Т-1', 'Ленинград Т-2', 'КВН-49'. С конца 1946 стали регулярно передавать художественные и хроникальные кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая внестудийная передача - трансляция футбольного матча - проведена в

1949. Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т. В 1951 создана Центральная студия Т., позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политических, публицистических передач. В 1954 на Центральной студии Т. созданы редакции (отделы) пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта. Ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т. В феврале 1956 началось вещание по 2-й программе центральной студии Т., советское Т. стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался по Т. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (
1957). Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на плёнку театр. спектаклей (первый - фильм-спектакль Малого театра 'Правда хорошо, а счастье лучше',
1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. К концу 50-х гг. Т. стало общесоюзным. В 1960 действовало 103 студии Т. и ретранслятора, среднесуточный объём вещания - 276,5 ч. С 1961 СССР - член международной организации Интервидение . В 1962 передачей репортажа с борта космических кораблей 'Восток-3' и 'Восток-4' положено начало космическому Т. В 1965 организована 3-я учебная программа Центрального Т., осуществлен обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при помощи искусственного спутника 'Молния-1'). В 1966 проведена первая передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного Т. стали регулярными. В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистического телевещания: ежедневные выпуски 'Телевизионных новостей' (с
1960), программа 'Время' (с
1968), цикловые тематические передачи. В 1961 на киностудии 'Мосфильм' создано творческое объединение 'Телефильм'. В 1965 показан первый многосерийный художественный телефильм 'Вызываем огонь на себя'. С 1966 регулярно проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый - в Киеве). Дальнейшему развитию Т. способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра им. 50-летия Октября в Москве (1967-
70). Значительное достижение кинодокументалистики - многосерийный документальный телефильм 'Летопись полувека', посвященный 50-летию Октябрьской революции

1917. Творческие возможности телевидения широко использованы при подготовке циклов 'В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности' (около 40 художественных и документальных кино- и телефильмов), 'По Ленинским местам' (1969-
70) и др. КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание развитию Т., росту его материально-технической базы, повышению идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования коммунистического мировоззрения, в идеологической борьбе с миром капитализма, в воспитании у советских людей нового, коммунистического отношения к труду. В постановлении ЦК КПСС 'О дальнейшем развитии советского телевидения' (январь
1960) отмечена возрастающая роль Т. в идеологической работе партии, в политическом и культурном воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию телевещания. Важная роль Т. в системе воспитательной работы партии, государства и общественных организаций подчёркнута в Программе КПСС. В 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. В систему советского Т. входят Центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центральное Т. ведёт вещание по 6 программам, две из которых предназначены для отдалённых районов страны, 1-я программа - основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжественных собраний, демонстраций, митингов трудящихся, правительств. встреч и др. крупных политических мероприятий, репортажи из космоса. Основные передачи: выпуски 'Новостей', программа 'Время', передачи 'Ленинский университет миллионов', 'Дневник соцсоревнования', 'Сельский час', 'Подвиг', 'Служу Советскому Союзу', 'Наука сегодня', 'Слово учёному', 'Человек и закон', 'Советский Союз глазами зарубежных гостей'. Регулярно передаются выступления политических обозревателей; международные проблемы освещаются также в передачах 'Содружество', 'Международная панорама' и др. Популярны познавательные циклы 'Клуб кинопутешествий', 'В мире животных', 'Очевидное - невероятное', 'Человек. Земля. Вселенная', 'Здоровье', 'Кинопанорама'; передачи 'Беседы о литературе' и др. Т. ведёт пропаганду различных форм музыкального искусства, проводит фестивали советской песни; совместно с творческими союзами организует авторские вечера композиторов. Значительное место в программе занимают теле- и кинофильмы, трансляции театральных и телеспектаклей, концерты мастеров искусств, выступления самодеятельных коллективов, эстрадные и юмористические передачи - '13 стульев', 'Голубой огонёк' и др.; передачи для детей - 'Встречи со знатными людьми', 'Костёр', 'Будильник', спектакли, мультфильмы; для молодёжи - 'Испытай себя' и др.; трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится дубль 1-й программы - программа 'Восток' для Узбекской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, ряда областей Казахской ССР и Урала (передаётся посредством наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч ) . Программа 'Орбита' формируется из передач 1-й программы и передаётся по космической системе связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Средней Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа - информационно-публицистическая и художественная, принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Московской области, 3-я программа - учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, студентов, специалистов народного хозяйства. Принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6,2 ч. Передачи для учащихся (по литературе, географии, истории, основам советского законодательства, физике и др. предметам) предназначены для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, научному коммунизму, математике и др.). В программе для системы повышения квалификации специалистов народного хозяйства циклы по вопросам экономики, научной организации труда и управления производством; специальные передачи для учителей, врачей, а также для самостоятельно изучающих иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) и готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР, академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих вузов, общественные деятели, писатели, мастера искусств, педагоги, специалисты производства, 4-я программа - художественная. Среднесуточный объём 3,5 ч (в основном - повтор художественных передач 1-й программы). Республиканское и местное (краевое, областное) телевещание ведут (
1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР, 52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём свыше 2000 ч. Программы создаются в основном на местном материале, координируются по тематике и структуре с программами Центрального Т., дополняя их. Во всех союзных и автономных республиках наряду с программами Центрального Т. есть программы, включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни республик, краев и областей для Центрального Т. В столицах союзных республик и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведётся телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются передачи цветного Т. Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая сеть Т. насчитывает свыше 1800 ретрансляторов, свыше 70 тысяч км радиорелейных линий, около 70 приёмных станций космической системы связи 'Орбита'. В зоне уверенного приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров. Всего у населения насчитывается (
1975) 60 млн. телевизоров, в том числе свыше 1 млн. цветных. Подготовку и выпуск телевизионных программ Центрального Т. осуществляют его Главные вещательные редакции, Главная дирекция программ и Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов - творческие объединения студий Т. (ведущее - 'Экран' Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии (по заказу Т.). Почта Центрального Т. в 1975 составила около 2 млн. писем. За рубежом регулярные телепередачи начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распространение в Европе Т. получило в 50-е гг., в развивающихся странах - в 60-е гг. Распределение телевизоров по отдельным районам мира (
1974): Западная Европа - 88,5 млн. штук (население 398,4 млн. чел.), Восточная Европа (включая СССР) - 63,5 млн. (355,7 млн. чел.), Ближний Восток (включая Северную Африку) - 3,5 млн. (158,9 млн. чел.), Азия (включая Японию) - 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия - 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Северная Америка (включая США) - 106,3 млн. (231 млн. чел.), Латинская Америка - 18,2 млн. (282,1 млн. чел.). В др. социалистических странах Т. является государственным. В целом им охвачено всё население, например в ПНР на 1 января 1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР - 4,8 млн., ЧССР - 3,8 млн., СФРЮ - 2,7 млн., ВНР - 2,2 млн., СРР - 1,9 млн., НРБ - 1,4 млн., на Кубе - 0,6 млн., в МНР - 0,003 млн. Т. двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет; ПНР - 170, Куба - 130, ГДР - 120 СРР - 104, ЧССР - 100, ВНР - 95 НРБ и СФРЮ - 70, МНР - 30 ч. Сотрудничество между телеорганизациями социалистических стран (обмен передачами, совместное производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Интервидения. В развитых капиталистических странах существует как государственное, так и коммерческое Т. Ведущие телеорганизации (включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) - в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) - в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bun-desrepublik Deutschland), ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в ФРГ. T, работает по двум и более программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном Т. составляет в среднем 150-200 ч в сутки. Т. используется в интересах правящих монополистических кругов для пропаганды буржуазной идеологии. Коммерческое Т. (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании, Канаде. В США существует свыше 700 коммерческих телестанций, большая часть которых на правах филиалов входит в одну из трёх общенациональных программ (или сетей) - Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си. Основные жанры коммерческого Т. - комедии, детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе. В 1975 в США действовало несколько тысяч кабельных систем ('платные программы'), которые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач, кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Т. начало развиваться и в европейских странах. В развивающихся странах Т., как правило, является государственным. Как массовое средство информации, просвещения и развлечения Т. уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образовательной функции национального Т. Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-за недостатка телевизоров). Техническими, программными и юридическими аспектами Т. в плане многостороннего международного сотрудничества занимаются всемирные и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении Международного союза электросвязи . Международный обмен телепрограммами осуществляется через Интервидение, Евровидение ; Азиатский союз радиовещания (основан в
1964); Африканский союз радио- и телеорганизаций (
1962); Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (
1946); Арабский союз электросвязи (
1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт через 'Интерспутник' (1971, международная система космической связи социалистических стран) и 'Интелсат' (1964, объединяет США, страны Европы и некоторые др. страны).Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7 (1955-
1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-
1961), М., 1962; Сб. важнейших решений КПСС (1965-
1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. Н., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Юровский А. Я., Телевидение - поиски и решения, М., 1975; Саппак В. С., Телевидение и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого экрана, М., 1974; Девис Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М.,

1962. С. Г. Лапин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
телевидение

телевидение, -я

Полный орфографический словарь русского языка
телевидение

система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии область науки и техники, занимающаяся системами телевидения 1 средства массовой информации, учреждения и организации, использующие технологию телевидения 1

Викисловарь
Примеры употребления слова телевидение в тексте

Если же понимать под «массовой культурой» собственно культуру для масс (легко заметить, как кардинально меняется содержание от одного лишь превращения прилагательного в существительное!), требующую учета специфики одновременного обращения к многомиллионной аудитории, обладающей колоссальным разнообразием культурных уровней и запросов, социально-экономическими и географическими особенностями— аудитории, разбитой в то же время на семейные ячейки, то такая культура с появлением телевидения действительно требует особого внимания и нового подхода.В западной специальной и общей прессе, в работах социологов и теоретиков «массовой культуры» исходная формула нередко выглядит так: телевидение создает современного человека.Эта формула кажется нам скорее эффектным публицистическим преувеличением, нежели истиной,хотя,несомненно, телевидение в огромной степени участвует в создании духовного мира современного человека.Создание современного человека в его лучших, исторически прогрессивных нравственных и социальных чертах начато не сегодня и не телевидением.

И потому для меня отныне HТВ расшифровывается не как "новогоднее телевидение", не как "наше телевидение", не как "независимое телевидение", а как нигилистическое телевидение.

Нынешнее телевидение проповедует три "С": страх, секс, сенсация", – сказал оратор, выразив негодование по поводу того, что карманная, послушная диктату Кремля Дума провалила закон о Высшем Совете по контролю за телевидением.

Крайности, тем не менее, сурово ограничиваются экосистемой морали, которая правит американским телевидением: стайками божественно–ориентированных, живущих за счет законодателей (которые вынуждены маскироваться волевыми и убедительными позициями по неоспоримым вопросам для того, чтобы их переизбирали снова) и корпораций (чья реклама питает телевидение и, следовательно, должна привлекать как можно больше потенциальных клиентов, никого не отпугивая).

Искренняя уверенность в том, что мое истинное призвание кино и телевидение требовала слишком больших доз галлюциногенов, тем более что с телевидением у меня уже тогда начали формироваться непреодолимые эстетические противоречия.

Ведь мы не простое телевидение, а двустороннее интернет-телевидение, и мы прекрасно видим всех, кто нас смотрит через тот же самый телевизор.

В этом городе телевидением можно назвать местный канал, где два раза в день передают короткий выпуск новостей, а оставшиеся эфирное время коренные жители рекламируют свои услуги, но такое телевидение Светку не манит.

В советские времена такое и присниться не могло: Генсек просит телевидение отменить показ антикоммунистического фильма, а телевидение в ответ показывает этот фильм в самое лучшее время.

Тут он стал без конца повторять: есть и телевидение, есть и телевидение, а глаза почти закатил, краешек только остался радужной оболочки - одни белки.

Сколько из вас смотрит «бесплатное» эфирное телевидение и сколько платит $20-$60 в месяц за кабельное или спутниковое телевидение?

Цитаты со словом телевидение

Черт возьми мы вкалываем на фабриках и в ресторанах, гнем спину в офисах. Нас дразнят, рекламируя одежду. Мы работаем в дерьме, чтоб купить дерьмо, нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята, мы не востребованы. Ни тебе великой войны, ни великой депрессии. Наша война - война духовная, наша депрессия - наша судьба. Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рок-н-рола, все вранье и мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость...

Бойцовский клуб (фильм)

Я не считаю, что у нас телевидение сейчас плохое. Сейчас говорят: вот, у нас сплошной «Дом-2». ... Это глобальная тенденция. Спрос рождает предложение. Наше телевидение ничуть не хуже западного, притом, что делается за гораздо меньшие бабки.

Евгений Юрьевич Додолев

Владеть всей рекламой - это значит держать за горло практически всю печать, телевидение и радио! Ни одно издательство, ни единый канал в эфире просто не могут существовать без рекламы. Все равно что аквариум без воды. До девяноста пяти процентов всей информации, которую воспринимают твои глаза и уши каждый день, заранее отобраны по чьей-то воле и оплачены из чьего-то кармана!...

Охота на овец

Об американском ТВ:«Думаю, ваше телевидение нужно урегулировать. Просто хлопнуть по заднице!»

Хью Лори

С одной стороны, телевидение — проводник культуры, с другой — ее изолятор.

Андрей Гарольдович Кнышев

Кори Тейлор: Мы выползали на сцену, когда жара была под 40 в тени, а в костюмах температура была в 2 раза выше! О, это довольно реальный способ сбросить вес. Возможно однажды мы приедем на ночное телевидение и предложим телезрителям диету от Slipknot — натяните на себя свою самую тяжелую одежду и побегайте при 40 градусной жаре около часа.

Slipknot

Нужно добиваться своего, а не терзать себя бесконечными сомнениями. Власть-то не сомневается — она защищает свое право воровать без особых раздумий. Но я лично смотрю на ситуацию с оптимизмом. Я занимаюсь политической деятельностью с 2000 года, и были гораздо более безрадостные времена. Сейчас у нас есть все средства донесения нашего мнения до людей, стало проще собирать деньги, люди сами осуществляют финансирование, и не нужно искать помощи у олигархов и бизнесменов. И то, что у нас не все получилось сейчас, — это лишь этап борьбы. Глупо ожидать, что люди, имеющие под рукой 2 миллиона полицейских, полмиллиона эфэсбэшников, административный ресурс из органов исполнительной власти по всей стране, телевидение и миллиарды долларов, так просто сдадутся. Власть обречена, она сжирает саму себя и страну, но эти люди будут еще долго сопротивляться. Приход к власти человека с такими взглядами, как у меня, означает, что они потеряют свои миллиарды и свою свободу. Страна по-прежнему получает колоссальные доходы от сырьевого экспорта — и эти деньги они не хотят отдавать никому. Это конкретные цифры со множеством нолей на счетах в швейцарских банках, которые охраняют милиция, пресса, Первый канал…

Алексей Анатольевич Навальный

Нужно добиваться своего, а не терзать себя бесконечными сомнениями. Власть-то не сомневается — она защищает свое право воровать без особых раздумий. Но я лично смотрю на ситуацию с оптимизмом. Я занимаюсь политической деятельностью с 2000 года, и были гораздо более безрадостные времена. Сейчас у нас есть все средства донесения нашего мнения до людей, стало проще собирать деньги, люди сами осуществляют финансирование, и не нужно искать помощи у олигархов и бизнесменов. И то, что у нас не все получилось сейчас, — это лишь этап борьбы. Глупо ожидать, что люди, имеющие под рукой 2 миллиона полицейских, полмиллиона эфэсбэшников, административный ресурс из органов исполнительной власти по всей стране, телевидение и миллиарды долларов, так просто сдадутся. Власть обречена, она сжирает саму себя и страну, но эти люди будут еще долго сопротивляться. Приход к власти человека с такими взглядами, как у меня, означает, что они потеряют свои миллиарды и свою свободу. Страна по-прежнему получает колоссальные доходы от сырьевого экспорта — и эти деньги они не хотят отдавать никому. Это конкретные цифры со множеством нолей на счетах в швейцарских банках, которые охраняют милиция, пресса, Первый канал…

Алексей Анатольевич Навальный

Привет! В эфире передача «Титры и спецэффекты»! Титры бывают такие, такие и такие, а спецэффекты бывают вот такие, такие и вот такие. Вообщем, это и есть телевидение двадцать первого века! А пока смотрите рубрику «Знаете ли вы, что…»

Титры и спецэффекты

Как можно верить газетам, если они за деньги продаются! А телевидение у нас — бесплатное!

Титры и спецэффекты

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я