Значение слова таинства
Таинства в словаре кроссвордиста
таинства
таинствамн.Христианские обряды, приобщающие верующих к Божественной благодати и обладающие чудодейственной силой ( крещение, причащение, исповедь, церковный брак, миропомазание, елеосвящение и посвящение в священнослужители ) .
таинствапо христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.
таинствав христианстве магические культовые действия, совершение которых, согласно церковному вероучению, сообщает людям сверхъестественную чудодейственную силу - 'божественную благодать'. Корни Т. восходят к дохристианским мистериям . Т. вводились постепенно с созданием и укреплением христианской церковной организации. Первыми в христианской литературе упоминаются Т. крещения и причащения (конец 1-2 вв., Послания апостолов , 'Деяния апостолов' ) . В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438-
45) католическая, а также православная церкви приняли семь Т.:
1) крещение (погружение новорождённого в воду у православных, обливание - у католиков, окропление - у протестантов), совершаемое над человеком в знак приобщения его к церкви, очищающее якобы от грехов;
2) миропомазание - 'освящение' человека путём смазывания его ароматической смесью (миро);
3) причащение (евхаристия), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило, - лишь хлебом);
4) исповедь (покаяние) - раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения ('отпущение грехов') от имени Христа;
5) церковный брак (в католической церкви не подлежит расторжению);
6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему);
7) священство - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). Т. может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий, по учению церкви, в роли посредника между богом и людьми. Таким образом, церковное учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви. У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символические акты. Энциклика папы Павла VI 'Mysterium fidei' (
1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения (вместе с тем допускает некоторое послабление в отношении формы их совершения). В современном протестантизме также наблюдается тенденция к подчёркиванию значения Т. как средства укрепления религиозной веры.Лит.: Ранович А., Происхождение христианских таинств, М.-Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христианских таинств, М.,
1956. Б. Я. Рамм.
Вы слышите, как люди говорят о “принятии таинства” и о том, чтобы быть “верным таинствам”, и “два таинства”, и “три таинства”, и “семь таинств”.
В день таинства помазан я; в день таинства удалился ненадолго, чтобы испытать самого себя; в день таинства и возвращаюсь [1], избрав сей день добрым попечителем моей боязливости и немощи, дабы Воскресший ныне из мертвых и меня обновил Духом, и, облекши в нового человека, для новой твари, для рождаемых по Богу, соделал добрым образователем и учителем, который со Христом и умирает охотно, и воскресает.
Он говорил на этих чтениях, происходивших в переполненной аудитории «Гимназии общества преподавателей» где–то на Остоженке, —о реальности проникновения божественной стихии таинств во все поры земной ткани, о таинствах как «очагах, из котбрых распространяется по миру божественное тепло», о том, как в Крещение освященная богоявленская вода смывает и лечит подземные корни жизни, о той опасности, которая таится в отрыве личного и общественного быта от культа, о мистической деградации процесса принятия пищи, начиная от вкушения Хлеба Божия на трапезе таинства и кончая заглатыванием наспех бутерброда у железнодорожного буфета, о том, что цель христианства— освящать мир, «сохранять крестом его жительство», преодолевать его тление, его «бег к Смерти», преображать его быт, пронизывать его «бывание», его временное всепроницающими, идущими из культа лучами вечности.
Кроме того, истины собственно эзотерического уровня отныне могли восприниматься только как «таинства» в обыденном смысле слова, а будучи названными таким образом, уже только один шаг оставался до представления об этих «таинствах» как о чем-то сущностно непостижимом, объяснения которому не только не возможно найти, но и не должно искать.
Во-первых, примеры на которые мы ссылались, указывают на то, что выражение «мистериальный» имеет в виду не эзотерический кружок отдельных лиц, усовершенствовавшихся внутри церковной общины, а все общество верных, которое участвует в таинствах церковной жизни и противостоит «непосвященным» — тем кого катехизация (оглашение) должна постепенно подготовить к посвящению в таинства.
Она служила своего рода введением в платоново учение - по выражению Марина - "малыми таинствами", предваряющими "истинные таинства платонова учения".
Само собою разумеется, что, при самом искреннем смирении и сознании своей греховности, набожный юноша, поступая в монахи, не может не мечтать иногда и о том, что, быть может, он удостоится стать со временем иеромонахом, что он будет сам совершать «великия и страшныя таинства», как он будет произносить во храме те самые возгласы, которые теперь его со стороны так сильно потрясают.Люди, отбившиеся от Церкви, отвычные от истинного «дедовского», несентиментального Православия, и понять уже не в силах всей сладости подобных мечтаний, но кто не утратил настоящей веры, или кого Господь помиловал и возвратил опять к ней какими бы то ни было, Ему известными, путями, тот понимает подобные желания, тот завидует служащему иеромонаху такою завистью, какую никакая заповедь запретить не может, – завистью доброю, любящею, чистою ревностью по Господним таинствам и по службе великой и священной Апостольской церкви нашей.Я уверен, что покойный старец архимандрит Макарий, еще будучи красивым щеголем – Мишей Сушкиным, мечтал об этом безнадежно и робко.
Транслитерация: tainstva
Задом наперед читается как: автсниат
Таинства состоит из 8 букв