Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова суфизм

Суфизм в словаре кроссвордиста

суфизм

Суфизм Суфи́зм или тасаввуф — течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют су́фиями.

Википедия
суфизм

м.Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.

Большой современный толковый словарь русского языка
суфизм

( араб. ) мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в 8 в , отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм.

Новый словарь иностранных слов
суфизм

м. Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
суфизм

[мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в 8 в , отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм.

Словарь иностранных выражений
суфизм

(от араб. суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).

Современный толковый словарь, БСЭ
суфизм

суфизм м. Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.

Толковый словарь Ефремовой
суфизм

[от араб. суфи, буквально - носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни , от греч. sophos - мудрец (вероятно, искусственная этимология)], мистическое течение в исламе (как шиизме , так и суннизме ) , зародившееся в 8 в. на территории современного Ирака и Сирии. В разные эпохи С. был распространён от северо-западной Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для С. характерны следующие черты: сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним; значит, роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, 'озарениям', экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, 'умерщвление плоти' мурида по указаниям старца. Основы учения С. заложены в 9 в. египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства). Мухасиби приписывают учение о 'хал' - мгновенном озарении, экстатического состоянии суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, 9 в.) создала учение о сочетании внутреннего очищения с умышленным показным неблагочестием (например, питье вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню. Представитель багдадской школы Джунайд (ум.
909) создал учение о 'фана' - мистическом растворении суфия в боге, ведущем к 'сверхбытию' ('бака') - вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистического пути 'шариат' - общемусульманский религиозный закон, вторым - суфийский путь 'тарикат' и третьим - 'хакикат' - мистическое постижение истины в боге. Для Джунайда одна из основ ислама 'таухид' - не словесное доказательство единственности бога, как в богословии, а сама аскетическая жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Другой основоположник С. Абу Язид (умер
874) создал учение о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он-самость). Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур аль-Халладж утверждал возможность реального единения духа суфия с богом и в моменты экстаза восклицал: 'Я есть Истинный' (то есть бог); за это он был признан еретиком и казнён в

922. В 10-11 вв. суфийское учение о 'тарикате' приобретает законченную форму, появляются положения о 'стоянках' на мистическом пути, о тройной градации 'истинного знания', завершающейся слиянием познающего и познаваемого (бога). Складывается организация суфийских 'орденов', или сект, объединённых цепочками старцев, передающих посвящение от основателя. Создаются своеобразные суфийские обители типа монастырей (ханаках). С. теряет первоначальные еретические черты. В результате реформаторской деятельности Газали С. получает известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства, которое до 11-12 вв. преследовало С. (хотя спор о 'допустимости' С. в исламе продолжается и в 20 в.). Суфийские мыслители Ахмед Газали (умер
1126), Айн аль-Кузат Хамадани (умер
1132) и Ибн аль-Араби (умер
1240) развивают учение о 'вахдат аль-вуджуд' - 'единстве бытия', использованное для метафизического обоснования аскетизма и веротерпимости. Согласно этому учению, вещь не имеет истинного бытия (которым обладает только её форма, идея), а проходит через становление и исчезновение, разделённые цепью мгновений. Дух суфия должен 'сбросить цепи множественности', присущей материи, и вернуться через аскетизм к единственности божества, прийти к единению с абсолютом. На протяжении 12 столетий существования С. различные стороны его учений и его организационные формы использовались разными классовыми группировками. Суфии участвовали в 'войнах против неверных' (джихад), в народных восстаниях сербедаров (14 в.), создали военные формирования, приведшие к власти династию Сефевидов в Иране (начало 16 в.). Суфиями считались мюриды Шамиля в 19 в. Многие феодальные правители преследовали суфиев, связанных с ремесленными кругами. Некоторые суфийские старцы сами становились крупными феодалами и пользовались политическим влиянием. В конце 19 - начале 20 вв. буржуазные реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами, связанными с феодальной реакцией. В Турции в 1920-х гг. в ходе буржуазных реформ были запрещены все суфийские ордена; в Иране Реза-шах боролся с влиянием суфиев. В СССР суфийские ордена прекратили своё существование в 20-х гг. 20 в. В современных условиях С. на Востоке продолжает играть довольно значительную роль; постоянную борьбу с ним ведут прогрессивные деятели в странах Востока.Лит.: Бертелье Е. Э., Суфизм и суфийская литература, М., 1965 (лит.); Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7-15 вв., Л., 1966, с. 310-50; История персидской и таджикской литературы, пер. с чешск., М., 1970, с. 219-36; Религия и общественная мысль стран Востока, М., 1974, с. 320-35 (лит.); Ritter Н., Das Meer der Seele, Leiden, 1935: Corbin H., Histoire de la philosophic islamique, P., 1964, p. 262- 268; GramIich R., Die schiitischen Derwischorden Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (лит.); Trimingham J. S., The Sufi orders in Islam, Oxf.,

1971. А. Е. Бертельс.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
суфизм

суфизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
суфизм

эзотерическое направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм и повышенную духовность

Викисловарь
Примеры употребления слова суфизм в тексте

Суфизм как школа приходит с Востока на Запад, но суфизм как послание, которое приходит с небес на землю, то в этом смысле суфизм принадлежит не только Востоку или Западу.

Преодолевая на первых порах сопротивление определенных представителей ученого мира и догматически настроенных теологов, Шах вынес суфизм из кабинетов ученых, до той поры считавших его своей вотчиной, отказав при этом разномастным «эзотеристам» в их претензиях на причастность к суфиям, и сделал суфизм доступным широкой читающей публике.

Суфизм существовал до того, как Магомет родился на свет, и суфизм будет существовать, когда о Магомете совершенно забудут.

В действительности, суфизм является сущностью всех религиозных идеалов, и, хотя в течение различных исторических периодов большие культурные и религиозные течения притязали на его обладание, суфизм все же не потерял собственной универсальной индивидуальности.

Дальнейшая и современная история интеллектуального суфизма подтвердила правоту одного из первых его теоретиков, и звучащие время от времени заявления о том, что суфизм присутствует только там, где соблюдается внешняя мистическая обрядность, не имеют ничего общего с действительностью.

Хотя сохранилось очень мало античных писаний, а те немногие многое потеряли через неправильное толкование, все же прослеживается возможность найти античный суфизм существовавшим и следы этого древнего суфизма могут быть найдены.

Помимо интеллектуального суфизма - этого царства теологической и теософской философии - развивался в тесном с ним взаимодействии суфизм прагматический, также представленный многими течениями и направлениями, которые в принципе сводятся к двум основным школам.

Развитие культа святых стало возможным благодаря суфизму, так как, по сравнению с другими религиозными течениями в исламе, суфизм достаточно гибок и открыт.

Освоив кое-как йогу и дзен, суфизм и тантризм, гештальтпсихологию и холотропное дыхание, приправив все это туманными рассуждениями о карме, перерождении души, вселенском разуме, свободе личности и творчества, они потчевали этой мешаниной неискушенного россиянина.

В ее лице изучение этой проблемы переходит на новый виток, а все рассматриваемые в настоящей книге учения о психокосмосе человека (такие, как неоплатонизм, санкхья, веданта, буддизм, суфизм, даосизм и т.

Цитаты со словом суфизм

Суфизм — это не наука и не обряды. Суфизм — это нравы.

Сахл ат-Тустари

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я