Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова субстанция

Субстанция в словаре кроссвордиста

субстанция

Субстанция Субста́нция ( — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития.

Википедия
субстанция

I ж.Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений ( в философии ) . II ж.То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Большой современный толковый словарь русского языка
субстанция

( лат. substantia сущность)
1) филос. первооснова, сущность всех вещей и явлений; согласно материалистическому пониманию, единственной субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя; идеализм, в противоречии с выводами науки и общественной практики, признает субстанцией дух, идею, в конечном счете - Бога;
2) основа, сущность чего-л.

Новый словарь иностранных слов
субстанция



1. ж. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).

2. ж. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
субстанция

лат. тело, материя, вещество.

Словарь Даля
субстанция

[лат. substantia сущность]

1. фил. первооснова, сущность всех вещей и явлений; согласно материалистическому пониманию, единственной субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя; идеализм, в противоречии с выводами науки и общественной практики, признает субстанцией дух, идею, в конечном счете - бога;

2. основа, сущность чего-л.

Словарь иностранных выражений
субстанция

В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений

Словарь русского языка Ожегова
субстанция

(лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Современный толковый словарь, БСЭ
субстанция

субстанция

1. ж. Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).

2. ж. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Толковый словарь Ефремовой
субстанция

субстанции, ж. (латин. substantia-сущность).

1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как Основа всех явлений (см. материя в 1 знач.; филос.).

2. Основа, основное начало явления, суть чего-н. (науч.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
субстанция

(лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна С. ( монизм ) , две С. ( дуализм ) или множество С. ( плюрализм ) . В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект. Уже в античной философии вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита , четыре стихии Эмпедокла ) . Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики: С. как субъект, а не как предикат суждения, выразимость С. в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см. Номинализм , Реализм ) . В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух С.: материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной). Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и протяжённость - не две С., а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа С. - гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе С. как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., хотя и допускал существование духовной субстанции. Д. Юм , отвергая существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И. Кант , развивая гносеологический анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория С., по Канту, - '... условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта...' (Соч., т. 3, М., 1964, с.
254). В отличие от недиалектического понимания С. как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. как нечто, внутренне изменчивое (см. там же, с.
257). Этот подход был развит Г. Гегелем , который выделял внутреннюю противоречивость С., её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С. - ступень развития 'идеи', а не бытия. Для современной буржуазной философии характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется тенденция поиска единой С. ('первоматерии'). В различных течениях неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой материализма, а с другой - с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или 'функциональным отношением' (Э. Кассирер ) . В ряде направлений современной буржуазной философии ( экзистенциализме , философии обыденного языка) понятие С. рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряд направлений, которые сохраняют традиционную трактовку С. ( неотомизм , неореализм). Некоторые идеалистические течения буржуазной философии 20 в. стремятся выявить С. культуры и человеческого существования - ценности в неокантианстве , жизнедеятельность в философии жизни и др. Диалектико-материалистическое учение о С. было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости (в 'Капитале' абстрактный труд рассматривается как С. меновой и др. форм стоимости). С точки зрения диалектического материализма, категория С. - одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм ) отрицанию категории С. марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: 'С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 142-
43).Лит.: История марксистской диалектики, М., 1971, гл. 10; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Орынбеков М. С., Проблема субстанции в философии и науке, А.-А., 1975; Heidmann К.., Der Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza, B., 1890; Hessen J., Das Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit, B.- Bonn,

1932. А. П. Огурцов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
субстанция

субстанция, -и

Полный орфографический словарь русского языка
субстанция

материя, вещество

Викисловарь
Примеры употребления слова субстанция в тексте

Ведь одно и то же: Он - субстанция сверхсубстанциальная; Он - субстанция без субстанции; Он - субстанция несубстанциальная; субстанция не субстанциальная, а субстанция до субстанции.7 Но каково бы ни было название, раз то самое, что ты называешь, есть не что иное, как оно же самое, то, следовательно, неиное - проще и прежде, а средствами иного оно несказуемо и невыразимо.

Категория] отношения, например, вообще не может сказываться о Боге, ибо субстанция в Нем не есть собственно субстанция, но сверхсубстанция (ultra subslantia); точно так же обстоит дело и с качеством и со всеми прочими категориями.

Так, например, когда мы говорим "субстанция" - будь то о человеке или о Боге,- мы говорим это так, будто то, о чем мы это говорим, само есть субстанция: субстанция "человек" или субстанция "Бог".

Диалектико-материалистическая философия своим пониманием субстанции развивает плодотворные традиции Спинозы и Гегеля; субстанция, с одной стороны, понимается как материя, а с другой стороны, эта материя трактуется одновременно как субъект всех своих изменений как «субстанция-субъект», т. е.

Поэтому оно базируется не на самих субстанциях, а на их отношениях, тогда как сама движущаяся субстанция является основой этого механистического взгляда.

Прежде всего «улэ» в качестве универсального принципа есть чистая возможность, где нет ничего различимого или «актуализированного» и которая образует пассивное «основание» любого проявления; следовательно, именно в этом смысле Пракрити есть универсальная субстанция, и все, что мы ранее говорили по этому поводу, равным образом применимо к «улэ», понимаемому таким образом.[5] Что касается субстанции, взятой в относительном смысле, как то, что представляет субстанциальный принцип по аналогии и играет эту роль по отношению к определенному, более или менее узко ограниченному порядку существования, то именно субстанция во второй раз называется «улэ», а именно в корреляции этого термина с “эйдос”, чтобы обозначить две стороны частного существования: сущностную и субстанциальную.

Как только познание из познания конечных вещей становится познанием единой вечной и бесконечной субстанции, оказывается, что рассматриваемая в ином аспекте субстанция природы свободна: каждый конечный модус в ней следует из нее согласно необходимости, но сама она, как субстанция природы, или Бог, существует хотя необходимо, но вместе и свободно.

Субъект, объект, индивидуум, индивидуальный, абсолютный, субстанция, субстанцияльный, конкретный, универсальный, абстрактный, категория, рационализм, рациональный, обскурантизм, индифферентизм, специальный, специализм, коллизия – все эти слова считаются у нас книжными, смешными и дикими и навлекают на себя глумление невежд, если употребляются и не в разговоре, а в рассуждениях об умственных предметах{5}.

истинное, понятие о субстанции и тем не менее сомневается, существует ли такая субстанция, то это будет все равно, как если бы он сказал, что он имеет истинное понятие и тем не менее сомневается, не ложно ли оно (как это очевидно для всякого достаточно внимательного); или если кто-то утверждает, что субстанция может быть сотворена, то он этим утверждает также, что ложная идея сделалась истинною, а абсурднее этого нельзя ничего себе и представить.

В метафизическом измерении субстанция, или Природа, выступает в качестве причины существования человека как мыслящего и протяженного модуса субстанции, в то же время в моральной практике человека субстанция (Бог) наделяется высшими ценностными реквизитами и предстает как Высшее благо, или как конечная цель моральных устремлений человека.

Слова которые можно составить из слова субстанция
абня абс абу аист ани анис анит ант анти антиб анту ану анубис анус асс асти асу асцит атс ату аут ацинус ацс аят баит баия бан бани бант банту баня бас басист басни басня баст бат бати батун батя батян баут баутс бац баян баянист баяти биа бин бина бинт бис биса бисау бисса бит бита бия бсису бти буи буна бунт бус буса бусани бусина бустан бустани бут бутан бутия бутс бутса буян иат ибн иная инта иня исс истанус исус иту иян наби набис набу наи наиб нас наст наус нац наци нацист нация ная нба ниас нис ниса нит ниц ница нсу нтц нубия нус нут нута нутация сабин саиб саибу саис сан сани санти сантус сану сасун сат сати сатин сатис сатс сау саут саути саутин сац сая саян сиа сибуян син синая синус сиса систан сита сиу сия сиян сна снаб сница ста стан станс стану станц станция стас стация стая суб сун суна сус суса суситна сутин суцая сцб сян сяна табу табун таи тан танис тасс тау таунс тая тиас тиба тин тина тис тиса тисба тисс тиун тсс тсу туб туба тубин тун туна тунис туси туция туя убитая уна унаби уни униат унит уния унсия унт унта унция уса уси усина уста усти устная ута ути утин утица утя уяти цан циан циба цин циста цит цна цуба цян цята яна янус яса ясин ясти яти яусс иса таис тануси таус атиу наб унис нбу сас унита сису санси саб утс тия аст асия стс баунти исна битца настя усс исса нтс тясицу нау цту нисба ася сянци биус абт аун басин басс аит баутин итс стин тиц ауб бинау бинц бицау бсит сиат тиу ист туа атис атия нати анси наси асни инсуа аси инс ниау санс бану сина цитас снс нцс аиту цутия нуи бун ниа тибу истан саун асин яница сантис саус тян исн цинут янса нат саня асис бастус иасу иуна сабину таясу тибау тунас убаи унаи уница устина систа атис антия астин саси ясс стасин уся тубан бастия буин ибс уба таун суяб ина сабуни тубас санусия анци бута бта банци стб аис цнти исан нту наут сибуя ссб тсн аиб буа биас буцина таб тус бася саби туния ита аин ябути бутя табиун тусаян тания утан ситня инс табия банияс батия сину нсс нст бути сис яуниба анст ния сас туи биант атб иуста аби нитс тауи тацу сба иан сантия буя уссита стия аустис суни сута ясна саи бутин ати стаси яита насу ясу ябу уцин уас янаи баяут суи нисут уинта нта ист сиба тани бау янт тисса аян нуби абин баяни ансу ясунт нуя убин буста сабун туся исас атнис утис абия иус суст убинас таян аус иста бантя аст буниа абисс басу итна тауц яни янс атя уяс таяс усия сбт цба цани суя суба нисаб сант нуба тасин усб нисса басси буан тануи уст суня саят стаи усс банус буис сиуа суби ситу буц ният батис тацин тябин ансуи
Цитаты со словом субстанция

Материя есть субстанция (105)

Василий Петрович Тугаринов

Кровь тоже есть субстанция мистическая (Стрелы Ярилы, 1989)

Алексей Александрович Добровольский

Таким образом, если из означенной нелепости желают заключить, что протяженная субстанция должна быть конечной, то, право, делают то же самое, как если бы кто вообразил, что круг имеет свойства квадрата, и заключал бы отсюда, что круг не имеет такого центра, чтобы все линии, проведенные из него к окружности, были равны.

Бенедикт Спиноза

В самые горькие минуты своей жизни забывает человек вопросы, которые казались ему такими важными ещё вчера, и остаются лишь те из них, на которые все равно однажды придется дать ответ: «Кто ты?», «Где ты?», «Откуда ты?», «Зачем ты?» И милиция, как базисная и примитивнейшая субстанция бытия, задает всякому, попавшемуся к ней в руки, именно эти простые и важные вопросы.

Дмитрий Анатольевич Горчев

Когда я работаю, то некая субстанция становится для меня знаком женщины или птицы.

Жоан Миро

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я