Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова стекло

Стекло в словаре кроссвордиста

стекло

стекло́ — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Структурно-аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии — от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного — в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты).

Википедия
стекло

ср.

1.Хрупкое прозрачное вещество, получаемое путем плавления и химической обработки кварцевого песка. отт. Хрупкое прозрачное вещество, образующееся в результате естественного охлаждения жидкой смеси расплавленных веществ.

2. разг.Изделие из такого вещества.

3. разг.Осколок какого-либо стеклянного изделия.

4. перен.Зеркальная поверхность водного пространства.

Большой современный толковый словарь русского языка
стекло

ср.
1) а) Хрупкое прозрачное вещество, получаемое путем плавления и химической обработки кварцевого песка. б) Хрупкое прозрачное вещество, образующееся в результате естественного охлаждения жидкой смеси расплавленных веществ.
2) а) Изделие из такого вещества. б) Посуда или художественные изделия из этого вещества.
3) разг. Осколок какого-л. стеклянного изделия.
4) перен. Зеркальная поверхность водного пространства.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
стекло

ср. сткло южн. , зап. и церк. сплав песку (кремнистого) с поташем, со щелочью; хим. кремнекислый натр, иногда калий, свинцовая окись и пр. Стекло белое, бемское, лучшее для оконниц; стекло полубелое и зеленое. Стекло в хозяйстве, вся стеклянная посуда. Стекло зажигательное, выпуклое, пуклое, толстое, горбатое, увеличивает предметы, идет в очки дальнозорких; впалое, полое, лунчатое, тонкое, уменьшает, идет в очки близоруких. Он чисто около стекла ходит, пьяница. Чист, как сткло, исправен; прав. Он в черное, в накоптелое стекло смотрит, видит все в худом смысле. За стеклом держать, беречь и холить. Жена не стекло, можно побить. Алмаз стекло режет, да и тот гранят. Стекло, да девку, береги до изъяну. Свой глаз - алмаз, а чужой - стекло (присмотр). Глядеть в копченое стекло (в черные очки). Как стеклышко (чист или трезв). Надо бы стекольце вставить. Стекольце, как хрусталь. Граненое стеклышко. Плохое стеклишко. Зеркальное стеклище в сажень. Подобен стклу чисту, Апокалипсис. Стекло, калуж. недуг ог порчи, посредством мелко истолченного стекла, которое пускают по ветру, и оно входит в тело врага (Наумов). Стеклянная посуда. Тараканьи ножки стеклянные, хрупки. Стеклянный или стекловой заводск. Стеклянная или стекловая жидкость глаза, задняя, наполняющая большую половину яблока; спереди водяная, в средине хрусталик. - электричество, положительное; а смоляное, отрицательное. И пред престолом море сткляно, Апокалипсис. Стеклянный бой, битое стекло. -мед , в верхних сотах, самый чистый. - вишня, пестрая, красножелтая. Знать склянишное (стеклянное) судно по звону, человека по речам. Стеклышко, твер. стеклыш, граненое или отбитое стекло, осколок, черепок. Стеклянистый, стекловатый, на стекло похожий, полупрозрачный, стекловидный. Стекловатые руды, металл с серою. Стеклянность, -нистость , -ловатость , свойство по прилаг. Стекольная рама, для стекол, оконная. -бой , битое стекло. Стекольчатый шкаф, со стеклами. Стекловать или стеклить что, переплавлять в стекло. Стекловать руду, обжигать перед плавкою, осачивать, шлаковат ь. -ся , страд. Стеклованье, действие по глаг. Стекловальщик, кто стеклует руду в стекловальной печи. Стеклуемое вещество, которое можно остекловать; -мость , свойство, качество это. Стеклянить подошву, у сапожн. чистить, скоблить стеклом. Тишь стеклянит воду. говор. и стеклить. -ся , стеклянеть, превращаться в стекло. В мороз, и лужа стеклянеет. Стекляненье, сост. по глаг. Стеклянка вор. и др. бутылка, фляжка. Сткляница или стклянка, -ночка , небольшая бутылочка, пузырек, снадобица, скляница, склянка. Скляница пьянице. Скляночные пробочки. | Склянка,

Словарь Даля
стекло

тонкий лист или другой формы изделие из этого материала Оконное с. Стекла для очков (линзы). Выставка художественного стекла (собир.). стекло прозрачный твердый материал, получаемый из кварцевого песка и окислов ряда м еталлов Бесцветное с. Окрашенное с.

Словарь русского языка Ожегова
стекло

твердый аморфный прозрачный в той или иной области оптического диапазона (в зависимости от состава) материал, полученный при переохлаждении расплава, содержащего стеклообразующие компоненты (оксиды Si, B, Al, P и т. д.) и оксиды металлов (Li, K, Mg, Pb и т. д.). Наиболее распространено силикатное стекло. Производство стекла возникло в Др. Египте ок. 4000 до н. э. Изделия из стекла изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой. См. также Аморфные металлы.

Современный толковый словарь, БСЭ
стекло

стекло ср.
1) а) Хрупкое прозрачное вещество, получаемое путем плавления и химической обработки кварцевого песка. б) Хрупкое прозрачное вещество, образующееся в результате естественного охлаждения жидкой смеси расплавленных веществ.
2) а) Изделие из такого вещества. б) Посуда или художественные изделия из этого вещества.
3) разг. Осколок какого-л. стеклянного изделия.
4) перен. Зеркальная поверхность водного пространства.

Толковый словарь Ефремовой
стекло

стекла, м. стёкла, стёкол, стёклам, ср.

1. только ед. Очень хрупкое прозрачное вещество, получаемое из кварцевого песка путем его плавления и химической обработки. Известковое стекло. Свинцовое стекло. Молочное, матовое стекло. Чудится, будто весь вылит он (Днепр) из стекла. Гоголь.

2. Тонкий лист, пластина или других форм материал или вещь, выделанные из этого вещества. Оконные стекла. В стекло чем-то бросили, Зотов открыл окно. А.Н. Толстой. Вставка стекол. Зеркальное стекло. Стекло для часов. Двояковогнутые стекла. Сильные стекла в очках. Ламповое стекло. Аравийские цветы растут за стеклами теплицы. Пушкин.

3. только ед., собир. Изделия из этого вещества (спец.). Упаковка стекла и фарфора. Стекло (о бутылках) принимается обратно (в магазине).

Толковый словарь русского языка Ушакова
стекло

твёрдый аморфный материал, полученный в процессе переохлаждения расплава. Для С. характерна обратимость перехода из жидкого состояния в метастабильное, неустойчивое стеклообразное состояние. При определённых температурных условиях кристаллизуется. С. не плавится при нагревании подобно кристаллическим телам, а размягчается, последовательно переходя из твёрдого состояния в пластическое, а затем в жидкое. По агрегатному состоянию С. занимает промежуточное положение между жидким и кристаллическим веществами. Упругие свойства делают С. сходным с твёрдыми кристаллическими телами, а отсутствие кристаллографической симметрии (и связанная с этим изотропность) приближает к жидким. Склонность к образованию С. характерна для многих веществ (селен, сера, силикаты, бораты и др.). Состав некоторых промышленных стекол Химический состав Стекло SiO2 B2О3 Al2O3 MgO CaO BaO PbO Na2O K2O Fe2O3 SO3 Оконное 71,8 - 2 4,1 6,7 - - 14,8 - 0,1 0,5 Тарное 71,5 - 3,3 3,2 5,2 - - 16 - 0,6 0,2 Посудное 74 - 0,5 - 7,45 - - 16 2 0,05 - Хрусталь 56,5 - 0,48 - 1 - 27 6 10 0,02 - Химико- лабораторное 68,4 2,7 3,9 - 8,5 - - 9,4 7,1 - - Оптическое 41,4 - - - - - 53,2 - 5,4 - - Кварцоидное 96 3,5 - - - - - 0,5- - Электрокол- бочное 71,9 - - 3,5 5,5 2 - 16,1 1 - - Электроваку- умное 66,9 20,3 3,5 - - - - 3,9 5,4 - - Медицинское 73 4 4,5 1 7 - - 8,5 2 - - Жаростойкое 57,6 - 25 8 7,4 - - - 2 - - Термостойкое 80,5 12 2 - 0,5 - - 4 1 - - Термометри- ческое 57,1 10,1 20,6 4,6 7,6 - - - - - - Защитное 12 - - - - - 862 - - Радиационно- стойкое 48,2 4 0,65 - 0,15 29,5 - 1 7,5 - - Стеклянное волокно 71 - 3- 3 8 - - 15 - - - С. называют также отдельные группы изделий из С., например строительное С., тарное С., химико-лабораторное С. и др. Изделия из С. могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, люминесцировать под воздействием, например, ультрафиолетового и g-излучения, пропускать или поглощать ультрафиолетовые лучи и т.д. Наибольшее распространение получило неорганическое С., характеризующееся высокими механическими тепловыми, химическими и др. свойствами. Основная масса неорганического С. выпускается для строительства (главным образом листовое) и для изготовления тары. Эти виды продукции получают преимущественно из С. на основе двуокиси кремния (силикатное С.); применение находят также и др. кислородные (оксидные) С., в состав которых входят окислы фосфора, алюминия, бора и т.д. К бескислородным неорганическим С. относятся С. на основе халькогенидов мышьяка (As2S
3), сурьмы (Sb2Se
3) и т.д., галогенидов бериллия (BeFz) и т.д. (см. также Полупроводники аморфные ) .По назначению различают: строительное стекло (оконное, узорчатое, стеклянные блоки и т.д.), тарное стекло, стекло техническое ( кварцевое стекло , светотехническое стекло , стеклянное волокно и т.д.), сортовое стекло и т.д. Вырабатываются С., защищающие от ионизирующих излучений, С. индикаторов проникающей радиации, фотохромные С. с переменным светопропусканием, С., применяемое в качестве лазерных материалов , увиолевое стекло , пеностекло , растворимое С. и др. Растворимое С., содержащее около 75% 3102, 24% Na2O и др. компоненты, образует с водой клейкую жидкость (жидкое С.); используется как уплотняющее средство, например для изготовления силикатных красок, конторского клея, в качестве диспергаторов и моющих средств, для пропитки тканей, бумаги и пр. Химический состав некоторых видов С. приведён в таблице. Физико-химические свойства С. Свойства С. зависят от сочетания входящих в их состав компонентов. Наиболее характерное свойство С. - прозрачность (светопрозрачность оконного С. 83-90%, а оптического стекла -до 99,95%). С. типично хрупкое тело, весьма чувствительное к механическим воздействиям, особенно ударным, однако сопротивление сжатию у С. такое же, как у чугуна. Для повышения прочности С. подвергают упрочнению (закалка, ионный обмен, при котором на поверхности С. происходит замена ионов, например натрия, на ионы лития или калия, химическая и термохимическая обработка и др.), что ослабляет действие поверхностных микротрещин (трещины Гриффитса), возникающих на поверхности С. в результате воздействия окружающей среды (температура, влажность и пр.) и являющихся концентраторами напряжений, и позволяет повысить прочность С. в 4-50 раз. Обычно для устранения влияния микротрещин применяют стравливание или сжатие поверхностного слоя. При стравливании дефектный слой растворяется плавиковой кислотой, а на обнажившийся бездефектный слой наносится защитная плёнка, например из полимеров. При закалке поверхностный слой сжимается, что препятствует раскрытию трещин. Плотность С. 2200-8000 кг/м3, твёрдость по минералогической шкале 4,5-7,5, микротвёрдость 4-10 Гн/м2, модуль упругости 50-85 Гн/м

2. Предел прочности С. при сжатии равен 0,5-2 Гн/м2, при изгибе 30-90 Гн/м2, при ударном изгибе 1,5-2 Гн/м

2. Теплоёмкость С. 0,3-1 кдж/кг -К, термостойкость 80|- 1000 |С, температурный коэффициент расширения (0,56-
12) 109 1/К . Коэффициент теплопроводности С. мало зависит от его химического состава и равен 0,7-1,3 вт/ ( м. К ) . Коэффициент преломления 1,4-2,2, электрическая проводимость 10-8-10-18 ом -

1. см-1, диэлектрическая проницаемость 3,8-

16. Технология С. производство С. состоит из следующих процессов: подготовки сырьевых компонентов, получения шихты, варки С., охлаждения стекломассы, формования изделий, их отжига и обработки (термической, химической, механической). К главным компонентам относят стеклообразующие вещества (природные, например SiO2, и искусственные, например Na2CO
3), содержащие основные (щелочные и щёлочноземельные) и кислотные окислы. Главный компонент большинства промышленных С. - кремнезём ( кремния двуокись ) , содержание которого в С. составляет от 40 до 80% (по массе), а в кварцевых и кварцоидных от 96 до 100%. В стекловарении обычно в качестве источника кремнезёма используют кварцевые стекольные пески, которые в случае необходимости обогащают. Сырьём, содержащим борный ангидрид, являются борная кислота , бура и др. Глинозём вводится с полевыми шпатами , нефелином и т.д.; щелочные окислы - с кальцинированной содой и поташом; щёлочноземельные окислы - с мелом, доломитом и т.п. Вспомогательные компоненты - соединения, придающие то или иное свойство, например окраску, ускоряющие процесс варки и т.д. Например, соединения марганца, кобальта, хрома, никеля используются как красители, церия, неодима, празеодима, мышьяка, сурьмы - как обесцвечиватели и окислители, фтора, фосфора, олова, циркония - как глушители (вещества, вызывающие интенсивное светорассеяние); в качестве осветлителей применяют хлорид натрия, сульфат и нитрат аммония и др. Все компоненты перед варкой просеиваются, сушатся, при необходимости измельчаются, смешиваются до полностью однородной порошкообразной шихты, которая подаётся в стекловаренную печь .Процесс стекловарения условно разделяют на несколько стадий: силикатообразование, стеклообразование, осветление, гомогенизацию и охлаждение ('студку'). При нагревании шихты вначале испаряется гигроскопическая и химически связанная вода. На стадии силикатообразования происходит термическое разложение компонентов, реакции в твёрдой и жидкой фазе с образованием силикатов, которые вначале представляют собой спекшийся конгломерат, включающий и не вступившие в реакцию компоненты. По мере повышения температуры отдельные силикаты плавятся и, растворяясь друг в друге, образуют непрозрачный расплав, содержащий значительное количество газов и частицы компонентов шихты. Стадия силикатообразования завершается при 1100-1200 |С. На стадии стеклообразования растворяются остатки шихты и удаляется пена - расплав становится прозрачным; стадия совмещается с конечным этапом силикатообразования и протекает при температуре 1150-1200 |С. Собственно стеклообразованием называют процесс растворения остаточных зёрен кварца в силикатном расплаве, в результате чего образуется относительно однородная стекломасса. В обычных силикатных С. содержится около 25% кремнезёма, химически не связанного в силикаты (только такое С. оказывается пригодным по своей химической стойкости для практического использования). Стеклообразование протекает значительно медленнее, чем силикатообразование, оно составляет около 90% от времени, затраченного на провар шихты и около 30% от общей длительности стекловарения. Обычная стекольная шихта содержит около 18% химически связанных газов (СО2, SO2, O2 и др.). В процессе провара шихты эти газы в основном удаляются, однако часть их остаётся в стекломассе, образуя крупные и мелкие пузыри. На стадии осветления при длительной выдержке при температуре 1500-1600 |С уменьшается степень пересыщения стекломассы газами, в результате чего пузырьки больших размеров поднимаются на поверхность стекломассы, а малые растворяются в ней. Для ускорения осветления в шихту вводят осветлители, снижающие поверхностное натяжение стекломассы; стекломасса перемешивается специальными огнеупорными мешалками или через неё пропускают сжатый воздух или др. газ. Одновременно с осветлением идёт гомогенизация - усреднение стекломассы по составу. Неоднородность стекломассы обычно образуется в результате плохого перемешивания компонентов шихты, высокой вязкости расплава, замедленности диффузионных процессов. Гомогенизации способствуют выделяющиеся из стекломассы газовые пузыри, которые перемешивают неоднородные микроучастки и облегчают взаимную диффузию, выравнивая концентрацию расплава. Наиболее интенсивно гомогенизация осуществляется при механическом перемешивании (наибольшее распространение эта операция получила в производстве оптического С.). Последняя стадия стекловарения - охлаждение стекломассы ('студка') до вязкости, необходимой для формования, что соответствует температуре 700-1000 |С. Главное требование при 'студке' - непрерывное медленное снижение температуры без изменения состава и давления газовой среды; при нарушении установившегося равновесия газов образуется т. н. вторичная мошка (мелкие пузыри). Процесс получения некоторых С. отличается специфическими особенностями. Например, плавка оптического кварцевого С. в электрических стекловаренных печах ведётся сначала в вакууме, а в конце плавки - в атмосфере инертных газов под давлением. Производство каждого типа С. определяется технологической нормалью. Формование изделий из стекломассы осуществляется механическим способом (прокаткой, прессованием, прессовыдуванием, выдуванием и т.д.) на стеклоформующих машинах . После формования изделия подвергают термической обработке (отжигу). В результате отжига (выдержки изделий при температуре, близкой к температуре размягчения С.) и последующего медленного охлаждения происходит релаксация напряжений, появляющихся в С. при быстром охлаждении. В результате т. н. закалки в С. возникают остаточные напряжения, обеспечивающие его повышенную механическую прочность, термостойкость и специфический (безопасный) характер разрушения в сравнении с обычным С. (закалённые С. применяют для остекления автомобилей, вагонов и т.п. целей). Историческая справка. В природе существует природное С. - перлит , обсидиан (см. Вулканическое стекло ) .Появление искусственного С. обычно связывают с развитием гончарства . При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная плёнка- глазурь . Производство С. началось в 4-м тыс. до н. э. (Древний Египет, Передняя Азия). Первоначально получались непрозрачные С., с помощью которых имитировали поделочные камни (малахит, бирюзу и т.д.). Постепенно состав С. менялся, количество окислов щелочных металлов с 30% (по массе) уменьшилось до 20%; в С. вводились окислы свинца и олова; для окрашивания стали добавлять соединения марганца и кобальта. Во 2-м тыс. до н. э. в Египте С. варили в глиняных горшочках - тиглях ёмкостью около 0,25 л. Коренные изменения в технологии стеклоделия произошли на рубеже нашей эры, когда были решены две важнейшие проблемы стеклоделия - изготовление прозрачного бесцветного С. и формование изделий выдуванием. Получение прозрачного С. стало возможным в результате усовершенствования стекловаренных печей, что позволило повысить температуру варки и надёжно воспроизводить условия хорошего осветления стекломассы. Стеклодувная трубка, изобретённая в 1 в. до н. э., оказалась универсальным инструментом, с помощью которого стало возможным создавать простые, доступные всем предметы обихода, например посуду. Первым научным трудом по стеклоделию считают вышедшую во Флоренции в 1612 книгу монаха Антонио Нери, в которой были даны указания об использовании окислов свинца, бора и мышьяка для осветления С., приведены составы цветных С. Во 2-й половине 17 в. нем. алхимик И. Кункель опубликовал сочинение 'Экспериментальное искусство стеклоделия', он же изобрёл способ получения золотого рубина. В 1615 в Англии стали применять для нагрева стеклоплавильных печей уголь, что повысило температуру в печи. С начала 17 в. во Франции был предложен способ отливки зеркальных С. на медных плитах, с последующей прокаткой; в то же время был открыт метод травления С. смесью плавикового шпата и серной кислоты, освоено производство оконного и оптического С. Существенную роль в создании основ стеклоделия сыграли русские учёные: М. В. Ломоносов, Э. Г. Лаксман, С. П. Петухов, А. К. Чугунов, Д. И. Менделеев, В. Е. Тищенко. До конца 19 в. в стеклоделии преобладал ручной труд, и только со 2-й половины 20 в. производство всех видов массового С. (оконное, тарное и др.) было механизировано и автоматизировано, а ручные методы сохранились лишь при изготовлении художественного С. и некоторых сортовых изделий (см. также Стекольная промышленность ) .Н. М. Павлушкин.Художественное С. включает в себя витражи , смальтовые мозаики , сосуды художественные, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство С. было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, 4-1 вв. до н. э.), Сирии, Финикии, Китае. Как правило, в искусстве древнего мира изделия из С. (небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путём навивания стекломассы на палочку; такое С. обычно было непрозрачным, а по цвету - зелёным, голубым, бирюзовым. Изобретение способа свободного выдувания С. с помощью трубки, а также повышение температуры его варки дали эллинистическим и древнеримским мастерам возможность получать тонкостенные (иногда двухслойные) более прозрачные и однородные по массе изделия относительно крупных размеров. С 6 в. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественному С., было изготовление витражей. Среди средневековых стран мусульманского Востока в 12-14 вв. производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия. В 15-16 вв. ведущее значение в декоративно-прикладном искусстве Европы приобрело венецианское стекло . С изобретением в 17 в. более твёрдого кальциевого С. и развитием техники гравировки центр художественного стеклоделия переместился в Чехию (см. Чешское стекло ) . С 1770-х гг. (первоначально в Англии) стало широко применяться С., полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласе), главным способом обработки которого явилось т. н. алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет. Начиная с 18 в. интенсивно развивается и производство искусственных драгоценных камней. На рубеже 19-20 вв. к художественному С. обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству (Э. Галле, О. Даум, Э. Руссо во Франции, И. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в США); в их изделиях, нередко отличающихся стремлением к ассоциативному сопоставлению художественных и природных, преимущественно растительных форм, преобладали черты стиля 'модерн' . Для современного художественного С. характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными, подчёркнуто фантастическим конфигурациями и усложнённо-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, выделяющим в качестве важнейших элементов образа простоту форм и прозрачность неукрашенного С. В Древней Руси стеклоделие получило значительное развитие уже в домонгольский период (выделка украшений, сосудов, смальты для мозаик). Прерванное татаро-монгольским нашествием, производство художественного С. возродилось в 17 в., когда в 1635 был основан первый в России стекольный завод. Огромный вклад в производство цветного С. (главным образом для мозаик, бижутерии и архитектурной облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудицкую фабрику. Важнейшую роль в развитии русского стеклоделия сыграл Императорский хрустальный и стекольный завод в Петербурге (заложенный Петром I в начале 18 в. под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург). В 18 в. были основаны также Гусевской хрустальный завод и Дятьковский хрустальный завод . Для русского искусства 18 в. Было характерно гутное С., изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеческих заводах (изделия из такого С., часто тёмные по тону, расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое С., декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Императорским заводом и наиболее крупными частными предприятиями; на этих же заводах с середины 18 в. производилось много изделий из молочного С. По проектам крупнейших зодчих (А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова, К. И. Росси, Т. де Томона) на Императорском заводе выполнялись (в стиле классицизма ) детали осветительной арматуры, мебели и архитектурного декора. С конца 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в начале 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке ('русский камень'). К середине 19 в. в русском художественном С. возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, вазы, детали архитектурного декора); в конце 19 в. развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и металлу), распространяются влияния стиля 'модерн'. В СССР интенсивное производство художественного С. начинается с конца 1930-х гг. Ведущую роль в развитии советского художественного стеклоделия сыграла скульптор В. И. Мухина (см. Ленинградский завод художественного стекла ) . В 50-60-е гг. художественные лаборатории появились почти на всех крупных советских заводах сортовой посуды. Среди видных мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших на заводах СССР в 60-70-е гг., - Г. А. Антонова, А. А. Аствацатурьян, А. Г. Балабин, С. М. Бескинская, М.-Т. В. Грабарь, О. И. Гущин, Ю. В. Жульев, А. Д. Зельдич, Х. Кырге, Л. М. Митяева, В. С. Муратов, В. С. Мурахвер, М. А. Павловский, С. Раудвеэ, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов, В. А. Филатов. В. Я. Шевченко, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская. В советском художественном С. выделяется несколько направлений: ленинградская школа (бесцветный и цветной хрусталь строгих форм с алмазной гранью), владимирское С. (использование традиций русского гутного С.), украинское С. (традиции украинского гутного С., яркая полихромия), прибалтийская школа (слабо окрашенное прессованное С. с тонкой гравировкой). В 60-70-е гг. плодотворно развивается витраж, широкое распространение получают создание хрустальных фонтанов и различных декоративных установок из С. и металла, изготовление изделий (в т. ч. гобеленов из стеклоткани) для украшения интерьеров.Лит.: Петухов С. П., Стеклоделие, СПБ. 1898: Безбородов М. А., Очерки по истории русского стеклоделия, М., 1952; Евстропьев К. С., Торопов Н. А., Химия кремния и физическая химия силикатов, М., 1950; Качалов Н., Стекло, М., 1959; Батанова Е. И., Воронов Н. В., Советское художественное стекло, [М., 1964]; Бартенев Г. М., Строение и механические свойства неорганических стекол, М., 1966; Технология стекла, 4 изд., М., 1967; Шелковинков Б., Русское художественное стекло, Л., 1969; Аппен А. А., Химия стекла, 2 изд., Л., 1974; Роусон Г., Неорганические стеклообразующие системы, пер. с англ., М., 1970; Рожанковский В. Ф., Стекло и художник, М., 1971; Воронов Н. В., Рачук Е. Г., Советское стекло, [Л.], 1973; 'Journal of glass studies', с 1959 (изд. продолж.); Giover R. and L., Contemporary art glass, N. Y., [1975]. Н. В. Воронов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
стекло

стекло, -а, мн. стёкла, -кол, -клам

Полный орфографический словарь русского языка
стекло

твёрдый и хрупкий прозрачный материал, получаемый из кварцевого песка тонкий лист, пластина из стекла изделия из стекла твёрдое вещество, не имеющее кристаллической структуры

Викисловарь
Примеры употребления слова стекло в тексте

ВИЛЛИ вновь машет газетой, ВИННИ перекладывает стекло и щетку, вынимает из декольте носовой платок, снимает и протирает очки, надевает очки, ищет стекло, поднимает и протирает стекло, откладывает стекло, ищет щетку, поднимает щетку и вытирает ручку, откладывает щетку, убирает платок в декольте, ищет стекло, поднимает стекло, ищет щетку, поднимает щетку и рассматривает ручку через стекло) Полная гарантия… (ВИЛЛИ прекращает обмахиваться)… натуральная чистая… (Пауза.

Греки, те, из учебника для пятого класса, тонкое стекло, металлический налет старости на стекле, лишенном прозрачности, дорогое стекло за стеклом, амфоры - этим здесь кого удивишь?

Обычное оконное стекло пропускает около 85–90 % света.Кроме листового светопропускающего стекла стекольная промышленность выпускает стеклопакеты, коробчатое и швеллерное профильное стекло, пустотелые стеклянные блоки и др.

И лишь когда она залегла, свернувшись в углу и посмотрела на него как в стекло, за которым стоит другое стекло, а за другим стеклом — воспоминание о Доме, Мальчик мысленно вернулся назад и рассмотрел, путаясь в нитях хлынувшего вдруг дождя, большую, черную, гладкую, как пантера, собаку, которая брела, опустив морду, словно лошадь, прильнувшая к водопою.

У его превосходительства в Дятькове есть и свои хорошие стекловары, умеющие варить любое стекло, но за границей сейчас появилась новинка: там научились варить золотой рубин — стекло редкой красоты, красителем которого является золото.

У его превосходительства в Дятькове есть и свои хорошие стекловары, умеющие варить любое стекло, но за границей сейчас появилась новинка: там научились варить золотой рубин - стекло редкой красоты, красителем которого является золото.

В настоящее время в производстве стекла нашли применение большинство элементов периодической системы Д.И.Менделеева.Составы стекол выражают в процентах по массе оксидов, входящих в данное стекло.Знание основных структурных характеристик стекла позволяет разрабатывать составы стекол, обладающих определенными свойствами, изменять эти свойства в нужном направлении, управлять процессами варки, формования и обработки стеклоизделий.Свойства расплавов стеколК свойствам расплавов стекломассы относятся вязкость, связанная с ней скорость твердения, поверхностное натяжение и кристаллизация, а также теплоемкость, теплопроводность, электрическая проводимость.

Положив нижнее стекло так, чтобы оно захватило приблизительно на 1,5 см край нижнего бруска, его прижимают к подзамазке и прибивают тонкими гвоздями почти у самых нижних концов пазов, в которых лежит стекло.На это стекло кладется следующее таким образом, чтобы оно своим нижним краем легло на только что укрепленное стекло, захватив его приблизительно на 1 см.

Они понижают теплопрозрачность стекломассы и скорость твердения сильно изменяется: чем меньше теплопрозрачность, тем более неравномерно охлаждаются и твердеют стекла – быстрее с поверхности и медленнее внутри.Кроме того, скорость твердения зависит от формы и размера изделий зависит от формы и размера изделий – чем крупнее изделие и чем меньше его поверхность, тем медленнее оно остывает и затвердевает; от первоначальной температуры стекла – чем она выше, тем быстрее стекло охлаждается и твердеет; от теплоемкости и теплопроводности стекол, а также от их способности излучать тепловые лучи.Для выработки художественных изделий ручным выдувным способом требуются стекла с малой скоростью твердения.Поверхностное натяжение – характеристика межмолекулярного взаимодействия в жидкости; оно равно отношению силы, действующей в плоскости, касательной к поверхности жидкости (в сторону ее сокращения), на элемент контура, ограничивающего эту поверхность, к длине этого элемента.

Цитаты со словом стекло

Ну да, конечно, Господь Бог неподражаем. Он вышиб меня через ветровое стекло такси, я сломал ноги и пролежал почти пять лет в коме, а трое других людей погибли на месте. Моя девушка вышла замуж. У нее сын, который мог быть моим, от юриста, лезущего из кожи вон, чтобы попасть в Конгресс… Господь Бог — просто шутник. Большой шутник, он создал не мир, а какую-то комическую оперу, в которой стеклянный шар живет дольше, чем ты. Славный мир и во главе поистине первоклассный Бог.

Мёртвая зона (роман)

Тому, кто хочет понять природу красоты, надо первым делом задать себе вопрос: где она находится? Можно ли считать, что она — где-то в женщине, которая кажется прекрасной? Можно ли сказать, что красота, например, в чертах ее лица? Или в фигуре?Как утверждает наука, мозг получает поток информации от органов чувств, в данном случае — от глаз, и без интерпретаций, которые делает визуальный кортекс, это просто хаотическая последовательность цветных пятен, оцифрованная зрительным трактом в нервные импульсы. Дураку понятно, что никакой красоты там нет, и через глаза она в человека не проникает. Говоря технически, красота — это интерпретация, которая возникает в сознании пациента. Что называется, in the eye of the beholder.Красота не принадлежит женщине и не является ее собственным свойством — просто в определенную пору жизни ее лицо отражает красоту, как оконное стекло — невидимое за крышами домов солнце. Поэтому нельзя сказать, что женская красота со временем увядает — просто солнце уходит дальше, и его начинают отражать окна других домов. Но солнце, как известно, вовсе не в стеклах, на которые мы смотрим. Оно в нас.

Священная книга оборотня

Смотри, сын мой! Вечером я развожу тут, в комнате, огонь поярче, чтобы привлечь мошкару. Насекомые летят на свет, бьются о стекло, а в паутину-то не попадают, она же с этой стороны. А пауку откуда про стекло знать? В лесу да в поле нет никаких стекол! Вот он и ломает себе голову, чешет, поди, в затылке. Что же получается? Трудится он, плетет паутину все шире да плотней. А толку, ясное дело, никакого! Чего я хочу добиться? Хочу постепенно отучить каналью везде и всюду доверяться своему якобы всемогущему разуму.

Белый доминиканец

Но как прекрасен штормовой океан! И в шторм хочется петь, орать отчаянное, ругаться озорно. Простор и ветер молодят душу. Брызги втыкаются в стекло окна, и освещение делается вдруг странным, как в солнечное затмение. Густые струи воды несутся мимо глаз, но вот они схлынули, светлеет, порыв ветра протирает стекла. Мгновение бушующий океан виден четко и ясно - от ближней волны до вспученного, дымного горизонта.

Виктор Викторович Конецкий

наклеивает на заднее стекло «Хулиган» красавец Пятигорск.

Наша Russia

Чейз (о пациенте): Кевин ведь фотограф. Разбитые лампы были частью декорации. Стекло от флюоресцентных ламп 30-х годов. Такие лампы до 2-й мировой содержали большое количество бериллия. Бериллиевая пыль вызывает воспаление в легких. Они становятся плотными, пациент не может дышать.(недоуменный взгляд Хауса)Чейз: Мой отец был соавтором доклада по острому бериллиозу.Хаус: Пфф, а я на секунду подумал, что ты умный.

Доктор Хаус (Сезон 2)

Перед тем как быть раздавленным взрывом об стекло в командном пункте своего корабля Десептикон навсегда!!!

Битвы Зверей

Всё ясно... Стекло разбито.

Реальные пацаны

Видал, на шоссе знаки стоят: «Осторожно, олени!». Почему осторожно? Потому что эти олени совсем озверели: на автомобили кидаются. Наш начальник поехал к себе на дачу на служебной машине. На шоссе выскочил олень - и на таран! Машина в гармошку, стекло - вдребезги, у оленя рога отвалились, а у начальника, наоборот, выросли. Совсем от этого зверья жизни не стало. (из монолога «Друг природы»)

Аркадий Иосифович Хайт

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я