Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова софизм

Софизм в словаре кроссвордиста

софизм

Софизм Софи́зм (от , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») — можно подразделить на: Софизм как приём обучения был введён древнегреческими софистами в греческих полисах ок. V в.

Википедия
софизм

м.Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.

Большой современный толковый словарь русского языка
софизм

( гр. sophlsma) ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Новый словарь иностранных слов
софизм

м. Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
софизм

муж. лжеумствованье, -мудрствованье , ложный вывод, заключенье, сужденье, которому придан внешний вид истины. Софист,-тка, лжеумствователь. Софистическое рассужденье, ложное, ошибочное, под видом истинного.

Словарь Даля
софизм

[гр. sophlsma]ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Словарь иностранных выражений
софизм

формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений

Словарь русского языка Ожегова
софизм

(от греч. sophisma - уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективным впечатлением, вызванным недостаточностью логического или семантического анализа.

Современный толковый словарь, БСЭ
софизм

софизм м. Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.

Толковый словарь Ефремовой
софизм

софизма, м. (греч. sophisma – измышление, хитрость) (книжн.). Формально правильное, но ложное по существу умозаключение, основанное на натяжке, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений в цепи рассуждений.

Толковый словарь русского языка Ушакова
софизм

(от греч. sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл С. 'мнимые доказательства', в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих С., их 'логичность' обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой - семиотической: за счёт метафоричности речи, омонимии или полисемии слов, амфиболий и пр., нарушающих однозначность мысли и приводящих к смешению значений терминов, или же логической: подмена основной мысли (тезиса) доказательства, принятие ложных посылок за истинные, несоблюдение допустимых способов рассуждения (правил логического вывода), использование 'неразрешенных' или даже 'запрещенных' правил или действий, например деления на нуль в математических С. (Последнюю ошибку можно считать и семиотической, т.к. она связана с соглашением о 'правильно построенных формулах'.) Вот один из С. древних ('рогатый'), приписываемый Евбулиду: 'Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога'. Здесь маскируется двусмысленность большей посылки. Если она мыслится универсальной: 'Всё, что ты не терял...', то вывод логически безупречен, но неинтересен, поскольку очевидно, что большая посылка ложна; если же она мыслится частной, то заключение не следует логически. Последнее, однако, стало известно лишь после того, как Аристотель создал логику .А вот современный С., обосновывающий, что с возрастом 'годы жизни' не только кажутся, но и на самом деле короче: 'Каждый год вашей жизни - это её 1/n часть, где n - число прожитых вами лет. Но n + 1 > n. Следовательно, 1/ ( n +
1) < n'. Исторически с понятием 'С.' неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора , что задача софиста - представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. (Известно, что сам Протагор оказался жертвой 'софизма Эватла'.) С этой же идеей обычно связывают и 'критерий основания', сформулированный Протагором: мнение человека есть мера истины. Уже Платон заметил на то, что основание не должно заключаться в субъективной воле человека, иначе придется признать законность противоречий (что, между прочим, и утверждали софисты), а поэтому любые суждения считать обоснованными. Эта мысль Платона была развита в аристотелевском 'принципе непротиворечия' (см. Логический закон )и, уже в современной логике, - в истолкованиях и требовании доказательств 'абсолютной' непротиворечивости . Перенесённая из области чистой логики в область 'фактических истин', она породила особый 'стиль мышления', игнорирующий диалектику 'интервальных ситуаций', т. е. таких ситуаций, в которых критерий Протагора, понятый, однако, более широко, как относительность истины к условиям и средствам её познания, оказывается весьма существенным. Именно поэтому многие рассуждения, приводящие к парадоксам и в остальном безупречные, квалифицируются как С., хотя по существу они только демонстрируют интервальный характер связанных с ними гносеологических ситуаций. Так, С. 'куча' ('Одно зерно - не куча. Если n зёрен не куча, то n + 1 зерно - тоже не куча. Следовательно, любое число зёрен - не куча') - это лишь один из 'парадоксов транзитивности', возникающих в ситуации 'неразличимости'. Последняя служит типичным примером интервальной ситуации, в которой свойство транзитивности равенства при переходе от одного 'интервала неразличимости' к другому, вообще говоря, не сохраняется, и поэтому принцип математической индукции в таких ситуациях неприменим. Стремление усматривать в этом свойственное опыту 'нетерпимое противоречие', которое математическая мысль 'преодолевает' в абстрактном понятии числового континуума (А. Пуанкаре), не обосновывается, однако, общим доказательством устранимости подобного рода ситуаций в сфере математического мышления и опыта. Достаточно сказать, что описание и практика применения столь важных в этой сфере 'законов тождества' (равенства) так же, вообще говоря, как и в эмпирических науках, зависит от того, какой смысл вкладывают в выражение 'один и тот же объект', какими средствами или критериями отождествления при этом пользуются. Другими словами, идёт ли речь о математических объектах или, к примеру, об объектах квантовой механики, ответы на вопрос о тождестве неустранимым образом связаны с интервальными ситуациями. При этом далеко не всегда тому или иному решению этого вопроса 'внутри' интервала неразличимости можно противопоставить решение 'над этим интервалом', т. е. заменить абстракцию неразличимости абстракцией отождествления. А только в этом последнем случае и можно говорить о 'преодолении' противоречия. По-видимому, первыми, кто понял важность семиотического анализа С., были сами софисты . Учение о речи, о правильном употреблении имён Продик считал важнейшим. Анализ и примеры С. часто встречаются в диалогах Платона. Аристотель написал специальную книгу 'О софистических опровержениях', а математик Евклид - 'Псевдарий' - своеобразный каталог С. в геометрических доказательствах.Лит.: Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, М., 1960; Брадис В. М., Минковский В. Л., Харчева Л. К., Ошибки в математических рассуждениях, 3 изд., М.,

1967. М. М. Новосёлов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
софизм

софизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
софизм

формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение

Викисловарь
Примеры употребления слова софизм в тексте

«Можно быть честным деятелем, не будучи честным человеком» – этот софизм можно доказывать самыми разнообразными аргументами (как это и бывало, между прочим, в нашей журналистике), но он навсегда останется только софизмом, т. е.

Но что значит каких-нибудь двадцать - тридцать лет, - скажут иные скептики, - по сравнению с бесконечностью времени и пространства?" Еще один софизм.

Не для того я уселся с ним тут, чтобы выслушивать эту старую, как мир, гипотезу, этот избитый, давным-давно опровергнутый, облезлый, убогий, порочный, лишенный всякой логики откровенный софизм, эту древнюю, назойливую, грубую, бездоказательную, бессовестную ложь, которую женщины сами же изобрели и сами всячески поддерживают, раздувают, распространяют и ловко навязывают всему миру с помощью разных тайных, искусных и коварных уловок, для того чтобы оправдать, подкрепить и усилить свои чары и свои замыслы.

Это попытки дать лживый софизм в ответ на справедливый вопрос: "Почему вы запрещаете мне любить?" Все перечисленное - в крайнем случае привязанности, если не искусственно прорытые каналы от большой реки Любви.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь».

Эта слабость проявляется и в вопросе о школьном образовании, поскольку имманентные философии даже не попытались создать концепцию, которая могла бы заменить религию в деле воспитания детей; отсюда тот псевдоисторический софизм, прикрываясь которым неверующие педагоги-по существу атеисты – сдают позиции, мирясь с преподаванием религии, потому что религия – это, мол, философия детства человечества, возрождающегося в каждом неметафорическом детстве.

Понятно: они все из себя такие пластические, такие премудрые, хлебом не корми — дай подискутировать о высоком и вечном, теоремку доказать или софизм покруче запузырить.

Он говорил: иногда, когда я купаюсь в море, я хочу, чтобы волны унесли меня… И его особая манера надменно поднимать брови, когда он произносил какой-нибудь софизм.

Этот нехитрый софизм, вероятно, ровесник понятия всемогущего бога, и судя по его монументальной простоте, принадлежит кому-то из античных философов.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я