Значение слова скрипка
Скрипка в словаре кроссвордиста
скрипкаСкрипка Скри́пка (от "скрип", ) — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.
скрипкаI ж.Струнный смычковый музыкальный инструмент. II ж. разг.то же, что скрипач
скрипка
1. ж. Струнный смычковый музыкальный инструмент.
2. ж. разг. То же, что: скрипач.
скрипкачетырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра Концерт для скрипки с оркестром. Играть на скрипке. Первая с. (ведущий скрипач в оркестре; также перен. : о человеке, к-рому принадлежит руководящая роль в чем-н.).
скрипка4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 вв. брешанской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. В 18-20 вв. один из главных сольных инструментов.
скрипкаскрипка
1. ж. Струнный смычковый музыкальный инструмент.
2. ж. разг. То же, что: скрипач.
скрипка(скрыпка обл.), скрипки, ж. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.). играть первую скрипку – см. играть. Первая скрипка (разг.) – перен. человек, к-рому принадлежит руководящая, ведущая, влиятельная роль в чем-н. Он у нас в учреждении первая скрипка.
скрипка(от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige), струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас). 4 струны С. настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до
3. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются С. и меньшего размера). Основной приём извлечения звука - ведение смычком по струнам, используется способ игры флажолетами , иногда звук извлекается щипком - пиццикато . Наряду с фортепьяно С. наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С., не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь С. с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по квинтам. Эта народная С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название С. - польское skzypce), высоким регистром (о польской С. писал немецкий музыковед М. Агрикола в
1528). Классический тип С. вырабатывался на протяжении 15-16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования народный С. и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16-18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров - в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская С. применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17-18 вв. - сольная соната и концерт - возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С. составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета. В 17-18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини - Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц -Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье - Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей - исполнителей и композиторов 19-20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. С. Ауэром, приобрёл значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности - Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл. Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. - Л., 1951, гл. 1-
2. И. М. Ямпольский.
скрипкаскрипка, -и, р. мн. -пок
скрипкасамый высокий по тембру и диапазону смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент
Что его скрипка — инструмент солирующий, а лютня — всего лишь аккомпанемент, что скрипка и должна звучать ярче, богаче и все такое прочее… если б только ярче и богаче, это еще ничего… а что поделать, когда звук его скрипки несравнимо прекраснее?!
Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: "Что это?" "Как это?" А когда геликон меднорожий, потный, крикнул: "Дура, плакса, вытри!" я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: "Боже!", бросился на деревянную шею: "Знаете что, скрипка?
Но тут, из беспросветного мрака в стенах стал нарастать стон - скрипка взвыла, скрипка застонала в беспредельном мученье, и, казалось - что-то бьется, кровоточит в этой черноте, и вновь почувствовал Виктор, как нарастает, подниматься из него дрожь.
Жертва предоставлена сама себе, видится и воспринимается в собственном торжестве невежества, удачи невежества, удачи, которую Оператор внутренне, не торжественно, а тихо и успокоено, безысходно приветствует и принимает как должное, одновременно будто насыщаясь, удовлетворяясь болью, справедливой несправедливости, болью не оглушительно-сокрушительной, но пронзительно-грустной, выразительно мелодичной как омертвевшая скрипка, звуки которой словно звучат еще, но скрипка молчит в самом деле, потому что -- мертва, ее звуки присутствуют, они ощутимы, но невидимы явно.
Вот и сейчас в углу настраивался небольшой оркестр: арфа, две деревянные флейты, старинная скрипка, гитара и еще один инструмент, не то гитара, не то скрипка.
Эльфийское золото, вестимо, к утру травой да листьями обернется, а скрипка, да еще волшебная, она и есть скрипка.
«Как поживает ваша скрипка?»[1] – спросил он, продолжая играть, и затем, прислушавшись, сказал: «А знаете, ваша скрипка на полчетверти тона ниже настроена, чем моя, если вы ее не перестроили с тех пор».
Для других Сарафанов был золотой человек, потому что через него можно было достать решительно все на свете, — весь город ему был знаком и все было на примете: нужно вам козу — через час Сарафанов ведет ее за рога, нужна скрипка — и скрипка к вашим услугам.
Дамы обмахивались веерами, и кавалеры шептали им на ушко что-то, наверное, гривуазное, а они улыбались, и Антонио все время слышал шорох разговора в зале, и от этого проклятая скрипка звучала еще хуже, пока кто-то отчетливо — как камень в воду — не сказал: «А ведь хороший резчик по дереву был!», тогда Антонио сбросил смычок со струн, и скрипка противно вскрикнула, злорадно, подло, и в зале все лениво и равнодушно захлопали, решив, что пьеса окончена, слава богу…
Почему все люди сегодня должны слушать музыку в «стерео»? От того, что скрипка зазвучала слева, а контрабас справа, музыка лучше не стала. Просто усложнился способ воспроизведения.
Джесси: Та скрипка всё ещё у тебя.
Скрипка вся, скрипка вся, скрипка кончилася... Соболевский.
Первая скрипка на деревне.
Транслитерация: skripka
Задом наперед читается как: акпиркс
Скрипка состоит из 7 букв