Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова символизм

Символизм в словаре кроссвордиста

символизм
символизм

Символизм Символи́зм — одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

Википедия
символизм

I м.Направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX вв., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений. II м.то же, что символика

1.

Большой современный толковый словарь русского языка
символизм

( фр. symbolisme ( гр. ; см. символ ) антинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца 19 в.; символисты считали свойственную поэзии метафоричность, иносказательность, звукопись образно-символическим откровением истины; в России нач. 20 в. программа символизма была переосмыслена сначала в мистическом, затем в общественном плане: поэзия по самой сути своей объявлялась пророчеством, предвестием неслыханных перемен (блок).

Новый словарь иностранных слов
символизм



1. м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. - начала XX в., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.

2. м. То же, что: символика (
1).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
символизм

[фр. symbolismeантинатуралистическое течение во французской поэзии и литературной критике конца 19 в.; символисты считали свойственную поэзии метафоричность, иносказательность, звукопись образно-символическим откровением истины; в россии нач. 20 в. программа символизма была переосмыслена сначала в мистическом, затем в общественном плане: поэзия по самой сути своей объявлялась пророчеством, предвестием (блок).

Словарь иностранных выражений
символизм

направление в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах

Словарь русского языка Ожегова
символизм

направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля «модерн».

Современный толковый словарь, БСЭ
символизм

символизм

1. м. Направление в искусстве и литературе конца XIX в. - начала XX в., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.

2. м. То же, что: символика (
1).

Толковый словарь Ефремовой
символизм

символизма, мн. нет, м.

1. То же, что символика (книжн.). Кольцо было сделано довольно затейно и идейно – с символизмом. Лесков.

2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., искус.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
символизм

- (фр. symbollisme реализм у (в частности, натурализм у) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. Художники-сиволисты признавали только интуитивное познание - художественную интуицию, способную открыть идеальную (духовную) сущность мира, утраченную в результате трагического разрыва между видимым и сущим, материальным и духовным, явленным и скрытым, помогающую поэту (художнику) угадать или почувствовать глубинное состояние окружающего. Зародившись во Франции в 70-е гг. XIX в. как течение, развивающее достижения импрессионизм а в области языка и стиля, С. стал осознаваться как самостоятельное направление, открывшее принципиально новые способы постижения действительности. В основе философии С. - идея немецкого философа Ф. Ницше о том, что жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (искусство ради искусства): "Существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен". Символисты сделали Богом Искусство, а творческий акт воспринимали как религиозно-мистическое действо, связывающее художника с подлинной реальностью - иными мирами. Ключевым понятием в философии С. является переосмысленная романтическая идея двоемирия (см. романтизм ): несовершенный реальный мир есть лишь отражение мира идеального. Связующим звеном, мостом между двумя мирами становится символ , подобно тому, как в Древней Греции две части пластинки (символа), сходящиеся в целое по линии разлома, были условным знаком, позволяющим незнакомым людям, причастным к какому-либо общему делу или тайне, узнать друг друга. Таким образом, в искусстве символисты видят универсальный способ связи таинственного (идеального) мира с действительностью, а поэт (художник), далекий от социальных проблем современности, мыслится как избранник (теург, "бог таинственного мира"), наделенный высшим знанием о вечной Красоте и реализующий это знание в обновленном поэтическом слове. Воздействие слова, в свою очередь, уподобляется влиянию музыки как универсального (то есть вненационального, способного быть понятым без слов) искусства: символисты устремлены к тому, чтобы слово не "говорило", а внушало, зачаровывало, навевало (буквально по Фету: "О, если б без слова // Сказаться душой было можно!" и "Что не выскажешь словами - // Звуком на душу навей" ). С. активно развивался в странах Западной Европы: с ним связано творчество многих поэтов (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, Р.М. Рильке и др., драматургов (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Э. Ростан и др.), прозаиков (Г. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе и др.). В России С. заявил о себе в конце 80-х гг. XIX в. в близкой к символистскому мироощущению поэзии Н. Минского, К. Льдова и др., философских трудах и лирике В.С. Соловьева (прежде всего в учении о "душе мира"), а в последнее десятилетие века - в творчестве старших символистов Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсова, Вяч. Иванова и др., на рубеже веков - младших символистов А.А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьева. Русские символисты значительно обновили жанровую систему в поэзии (возрождение гимна, появление лирического цикла и лирической поэмы и т. д.) Как явление культуры и как направление в искусстве С. выразил мирочувствование человека переходной эпохи.

Словарь литературоведческих терминов
символизм

(франц. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 - начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной культуры, а также в связи с позитивистской компрометацией реалистических принципов художественного образа у парнасцев (см. 'Парнас' ), натуралистов и в беллетристическом романе 2-й половины 19 в. Основы эстетики С. сложились в период конца 60-х - 70-е гг. в творчестве французских поэтов П. Верлена , Лотреамона , А. Рембо , С. Малларме и др. Как наименование поэтического направления термин 'С.' использован в 1886 поэтом Ж. Морсасом. К движению французских символистов примкнули также Ж. Лафорг, П. Клодель, Анри де Ренье, бельгийцы М. Метерлинк и Э. Верхарн и многие другие поэты и критики-эссеисты. После распада С. как литературной группировки в 1898 влияние С. продолжалось во Франции (П. Валери, П. Фор, Сен-Поль Ру) и за её пределами: в немецкой, бельгийской, австрийской (Г. Гофмансталь, Р. Рильке), норвежской (поздний Г. Ибсен), русской литературах. Помимо преемственной связи с романтизмом , теоретические корни С. восходят к идеалистической философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана , к творчеству Р. Вагнера , к некоторым идеям Ф. Ницше , а также интуитивизма и философии жизни . Если С. стремился к воспроизведению мира явлений, то в его импрессионистической текучести; преимущественно же он был устремлен к художественному ознаменованию 'вещей в себе' и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты 'опыта' к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте. Наиболее общие черты доктрины С.: искусство - интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение 'соответствий' и аналогий; музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства. При всём разнообразии духовных ориентаций символистов (от богоборчества А. Рембо и социального пафоса Э. Верхарна до католицизма П. Клоделя) С. как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры. Стремясь прорваться сквозь покров повседневности к 'запредельной' сущности бытия, С. в мистифицированной форме, подчас отягченной индивидуалистическим декадентством , выражал протест против торжества буржуазного мещанства, против позитивизма и натурализма в искусстве. Социальному и физиологическому детерминизму натурализма с его теориями 'среды и наследственности' С. противопоставил свободу творческой воли и поэтического воображения, не ограниченных законами 'внешней' действительности. Идеалистическая доктрина С. принадлежит к кризисным явлениям, но творчество его крупных художников несёт общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь о духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов. Поэты-символисты усилили многосмысленность поэтического образа, сообщив малым лирическим жанрам новые выразительные возможности; обогатили поэзию принципами музыкальной композиции; стремясь, вслед за Вагнером. к синтезу разных искусств, способствовали их сближению в 20 в. Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение В. С. Соловьева о 'душе мира'), однако обрёл национальное и социальное своеобразие, связанное с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Выступления рус. 'новых поэтов' на рубеже 80-90-х гг. (Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус и др.) отразили общедекадентские тенденции как следствие кризиса либеральных и народнических идей. Но приход в литературу В. Брюсова (сборники 'Русские символисты', 1894-95, с его стихами), К. Бальмонта, Ф. Сологуба, внедрявших собственно символистскую поэтику, и особенно 'третья волна' рус. С. в начале 20 в. (поэтические сборники И. Анненского и Вяч. Иванова, творчество 'младших символистов' - А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса, С. Соловьёва и др.) превратили С. в самостоятельное литературно-философское течение и важный фактор русской культурно-духовной жизни, идейно-художественный смысл которого несводим к декадентству (организационные центры - издательства 'Скорпион', 'Гриф' и 'Мусагет', журналы 'Весы', 'Золотое руно', 'Перевал', частично 'Мир искусств'). Русские поэты-символисты с мучительной напряжённостью переживают проблему личности и истории в их 'таинственной' связи с 'вечностью', с сутью вселенского 'мирового процесса'. Внутренний мир личности (любовь, одиночество, тоска по 'цыганской' воле или по космическому 'развоплощению' у лирических героев Блока и Белого) - для них показатель общего трагического состояния мира (в т. ч. 'страшного мира' российской действительности, обречённого на гибель), резонатор природных и подпочвенных исторических стихий и вместилище пророчных предощущений близкого обновления. Специфическое восприятие эпохи реализовалось в виде особых знамений символов - природных и бытовых (зори, закаты, рассветы, пожары), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых, - в сознании символистов равно восходящих к общему движению мировых судеб. При этом С. нередко мыслится как 'жизнетворчество', выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми (А. Белый), между художником и народом (статьи Вяч. Иванова). По мере осмысления опыта Революции 1905-07, в которой символисты увидели начало осуществления своих эсхатолотических и катастрофических предчувствий, выявляется (в 1909-
10) разное отношение к 'старой' культуре, полярность концепций исторического развития России, идеологических симпатий, что предрешило кризис и распад символистского движения в 1910-е гг. Неприятие социальной революции низов привело Мережковского и Гиппиус к враждебному восприятию Октября и к эмиграции. Осознание новых событий как завершения 'петербургского периода' рус. истории (роман А. Белого 'Петербург',
1916), как 'возмездия' (поэма Блока 'Возмездие',
1922) и мечта о близкой смене форм культуры и быта, вплоть до 'человеческой породы' (Блок), привели наиболее значительных поэтов (Блока, Белого, Брюсова) к приятию Октябрьской революции

1917. Героико-трагическое переживание социальных и духовных коллизий начала века, равно как и открытия русских символистов в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 в. С. в изобразительном искусстве. Возникший в той же идеологической среде, что и литературный С., во многом связанный с ним общими идейно-духовными тенденциями и общей эволюцией, С. в сфере изобразительного искусства (в основном живописи и графики) тем не менее крайне разнолик, лишён единой эстетической программы и стилистического единства. В 1860-1880-е гг. некоторые черты С. (стремление уйти от гнетущей повседневности, постичь мир в его вневременной 'красоте', обрести 'идеальность', 'чистоту' искусства прошлого и вместе с тем сообщить традиционным образам некое символическое созвучие с современностью) в разной мере присущи позднеромантическому движению прерафаэлитов в Англии, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастерам классицизирующего неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации искусства различных исторических эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, средневековым легендам. Общим для всех проявлений С. в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. остаётся лишь их полная зависимость от литературы (причём менее всего от литературы С.) в элегической идеализации минувших эпох. Чисто литературные аллегории воплощались в традиционных для 19 в. формах - средствами классицизма, романтизма, натурализма, либо в эклектическом смешении их приёмов. Одновременно свойственная художникам С. склонность к стилизации, часто принимавшей эклектический салонный характер, сочеталась с претенциозно мистическими аллегориями (обычно - 'смерти', 'любви', 'страдания', 'ожидания', 'судьбы'), с изощрённой фантастикой (как правило, состоявшей в парадоксальном соединении естественных, природных форм с ирреальными видениями), то манерно утончённой (Г. Моро во Франции), то натуралистически 'осязаемой' (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то изменчиво-неопределённой (О. Редон во Франции), то исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии). В конце 1880-х гг. во Франции во главе т. н. понт-авенской школы выступают, программно объявляя себя символистами, Э. Бернар и П. Гоген, стремившийся к созданию лаконичных и замкнутых в себе, 'синтетических' образов, т. е. самостоятельных живописных символов. С этого времени С. в изобразительном искусстве вступает в качественно новую фазу развития: символ всё чаще выражается не сюжетно, а самой формой изображения. (В широком смысле в творчестве как Гогена, так и др. мастеров постимпрессионизма - П. Сезанна, В. Ван Гога, закладывается основа того 'символического' художественного мышления, которое будет характерно для искусства 20 в. в целом, во множестве его последующих направлений.) С 1890-х гг. как во Франции (группа 'наби' - М. Дени и др.), так и в др. странах С. становится определяющим элементом в поэтике 'модерна' . Мастера 'модерна' пытаются наполнить форму активным духовно-эмоциональным содержанием, передать тревожащую неустойчивость мира, в противовес ей установить определённые общие 'формулы жизни', своего рода единую систему мотивов-символов, найти некую 'неизменную' символику каждого цвета, выявить всё объединяющее музыкальное начало в ритмическом строе рисунка и композиции. Они разделяют характерную для С. в целом утопическую веру в 'жизнетворящую' миссию искусства, в необходимость синтеза всех искусств. В творчестве многих представителей 'модерна' сказываются и кризисные тенденции С., рецидивы декадентства с его индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом - аффектация, утрированная чувственность, иррациональность образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт, Э. Шиле в Австрии), туманный мистицизм (Ф. Кнопф в Бельгии), 'демоническая' эротика (О. Бёрдсли в Англии), религиозная экзальтация (Я. Тороп в Нидерландах). Особое место в живописи С. занимает близкое к 'модерну' сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой, творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля 'модерн', ряд мастеров конца 19 - начала 20 вв. сообщает символическим образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, порой зло шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо, напротив, стремясь полнее выявить жизнеутверждающее, героико-эпическое звучание темы (Ф. Ходлер в Швейцарии). В России тенденциями С. окрашены элегически просветлённая живопись В. Э. Борисова-Мусатова, испытавшего влияние Пюви де Шаванна, и творчество многих художников 'Мира искусства' , отмеченное в целом созерцательным и ясным (несмотря на черты гротеска) характером, чисто эстетическим постижением прошлого, уходом от современности в ретроспективные грёзы (исключение составляли М. В. Добужинский с его урбанистическими фантомами и Н. К. Рерих, тяготевший к религиозно-мистической символике). Общая 'пассеистическая' тональность 'Мира искусства' была идейно противоположна напряжённым духовным исканиям русского литературного С. начала 20 в. Ещё дальше отстоит от последнего, хотя и связанный с ним организационно (журналом 'Золотое руно'), смутно-мистический, поверхностный С. участников группировки 'Голубая роза' , лишённый к тому же органичной стилистической основы. Частые параллели в выборе тем и мотивов лишь подчёркивают полярность идейно-эстетических устремлений литературы и живописи рус. С. Подлинной близостью к литературному С. отличается творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, пронизанное желанием осмыслить мир не только эстетически, но нравственно-философски. Исторический перелом в судьбе страны находит символическое толкование в живописи К. С. Петрова-Водкина. С. в театре. Идея создания символистского театра следует из неоромантической концепции органического слияния на сцене всех искусств - синтеза, взращённого мощным музыкальным началом (Вагнер) либо обладающего воздействием музыки (Малларме), 'идеально выражающей символ' (Андрей Белый). Возникновение театра С. в конце 19 - начале 20 вв. конкретно обязано: во-первых, появлению специфического драматургического материала, требовавшего своего адекватного воплощения (произведения Метерлинка, Верхарна, Гофмансталя, позднего Ибсена и др.); во-вторых, стремлению режиссёров-символистов, порвавших с традициями реалистического театра, сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме, заострить её образный строй и музыкальный ритм спектакля, утвердить на сцене идею 'условного театра' ('действия-символа'), обратить спектакль в обрядовое действо, в которое вовлекался бы и зритель; в-третьих, настойчивой'экспансии' на сцену пластических искусств (главным образом живописи), желанию художников, близких к С., активнее участвовать в создании спектакля-организма, определяя в значительной степени его характер (в основном - в оперно-балетном театре). Для символистского театра в целом характерны тяготение (как драматурга, так режиссёра и художника) к стилизации драматических форм прошлого - древнегреческих трагедий, средневековых мистерий и мираклей, установление на сцене полного диктата режиссёра и более или менее последовательное осуществление принципа 'театра марионеток'. В западно-европейском театре С. проявился в деятельности парижских студийных театров, возглавлявшихся П. Фором, О. М. Люнье-По и Ж. Руше, в творчестве режиссера А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэга в Великобритании, Г. Фукса и отчасти М. Рейнхардта в Германии. В России развитие символистского театра было крайне противоречивым, несмотря на возникшую с начала 1900-х гг. обширную драматургию С. (произведения И. Анненского, Брюсова, Сологуба, Блока, Вяч. Иванова и др.), общность надежд на синтез искусств в современном театре (сборник статей 'Театр',
1908), разработанную эстетическую программу театра С. - особенно четко в выступлениях Иванова с его проповедью 'соборного искусства' (сборник 'По звёздам',
1909). Однако претворение идей С. на сцене носило или эклектический, или явно декадентский характер или подменялось поисками чисто зрелищных эффектов, отвлечённой, условной декоративностью постановок (творчество В. Э. Мейерхольда). Мейерхольд, обращавшийся преимущественно к драмам западно-европейских символистов и неоромантиков, в теории (сборник 'О театре',
1913) и на практике (в сотрудничестве с живописцами символистского толка - Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и др.) настойчиво утверждал собственную теорию 'стилизации' (т. е. создания 'общего духа' спектакля), часто сводя раскрытие символического смысла драмы, игру актёров к живописной выразительности и музыкальной пластичности мизансцен ('Сестра Беатриса' Метерлинка в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, 1906, и др.). Исключением явилась постановка Мейерхольдом в 1906 'Балаганчика' Блока (Театр Комиссаржевской, оформление Сапунова, музыка М. А. Кузмина), органично объединившая устремления драматурга, режиссёра, художника и композитора, однако прозвучавшая как пародия на 'ортодоксальный' С. Удачной среди ряда попыток поставить символистские драмы на сцене Московского Художественного театра была работа К. С. Станиславского над 'Синей птицей' Метерлинка (
1908). около 1910 на фоне общего кризиса русского С. происходит и разочарование в возможностях символистского театра. Драматургия С. продолжает развиваться в рамках собственно литературы; режиссёры (Мейерхольд, Н. Н. Евреинов и др.), а за ними и художники обращаются к опере, балету, пантомиме, к реставрации театральных зрелищ различных эпох, к классическому репертуару, сочетая традиционные театральные формы с общими принципами 'условного действия'. Анализу противоречий, заложенных в самой идее современного театра С., был посвящен ряд статей А. Белого. С. - сложное и неоднозначное явление в художественной культуре рубежа 19-20 вв. В нём выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социальных исторических перемен и одновременно - страх перед ними, острое неприятие буржуазного миропорядка ('страшного мира') и мотивы декадентства, принятие революции и религиозно-мистические устремления. Влияние С. испытали разнообразные художественные течения 20 в. ( экспрессионизм , сюрреализм , отчасти футуризм и др.). Его эстетическая доктрина осталась достоянием истории; но художественная практика крупных поэтов-символистов вошла живым наследием в искусство 20 в.Лит.: Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М., 1953; Горький и советские писатели, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Луначарский А., Собр. соч., т. 1, 4-6, М., 1964-

65. С. в литературе . Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, [Послесловие], в кн.: Бодлер М., Цветы зла, М., 1970; его же, [Предисловие], в кн.: Сандрар Б., По всему миру и в глубь мира, М., 1974; Ivanov V., Symbolismo, в кн.: Enciclopedia Italiana, v. 31, Roma, 1936; Holthusen J., Studien zur Asthetik und Poetik des russischen Symbolismus, Gottingen, 1957; Stepun F., Die Wege des Symbolismus, в кн.: Orbis scriptus, Munch.,

1966. Бальмонт К., Горные вершины. Сб. ст., кн. 1, М., 1904; Анненский И., Книга отражений, кн. 1, СПБ, 1906; Белый А., Символизм, М., 1910; его же, Арабески. Книга статей, М., 1911; 'Аполлон', 1910, | 8, 9, 11 [полемика о С.: статьи Блока, Брюсова, Вяч. Иванова, Белого]; Иванов Вяч., Борозды и межи. Сб. ст., М., 1916; Соловьев Вл., Русские символисты, Собр. соч., т. 6, СПБ, 1912; Литературное наследство, т. 27-28, М., 1937 [ст. о С. и публикация материалов]; Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Максимов Д., Поэзия и проза Ал. Блока, Л., 1975; Михайловский Б. В., Из истории русского символизма, в его кн.: Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969; Долгополов Л., Поэзия русского символизма. в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Валентинов Н., Два года с символистами, Stanford, 1969; Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия, в кн.: Русская литература конца 19 - нач. 20 вв. 1908-1917, М., 1972; Аверинцев С., Поэзия Вячеслава Иванова, 'Вопросы литературы', 1975, | 8; История русской литературы конца 19 - нач. 20 в. Библиографич. указатель, М. - Л.,

1963. С. в изобразит. искусстве. Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, [пер. с англ., т. 1, Л. - М., 1962]; Всеобщая история искусств, т. 5-6, кн. 1-2, М., 1964-66; Denis M., Theories. 1890-1910, 4 ed., P., 1920; Chasse Ch., Le mouvement symboliste dans l'art du XIX siecle, P., 1947; Christoffel U., Malereiund Poesie. Die symbolistische Kunst des 19 . Jahrhunderts, W., [1948]; Hofstatter Н. H., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Koln, 1965; его же, Idealismus und Symbolismus, [W. - Munch., 1972]. С. в театре. Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л. - М., 1939; Ростоцкий Б. И., Модернизм в театре, в кн.: Русская художественная культура конца Х! Х - нач. XX века. (1895 -
1907), кн. 1, М., 1968; Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - нач. XX века, М., 1970; Родина Т. М., А. Блок и русский театр начала XX века, М., 1972; Knowles D., La reaction idealiste au theâtre depuis 1890, P., 1934; Dhomme S., La mise en scene contemporaine d'Andre Antoine a Bertolt Brecht, [P., 1959]. Л. К. Долгополов, В. А. Калмыков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
символизм

символизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова символизм в тексте

... носило то же греческое имя «символизм», что и французское литературное направление, было ... , что писатели, соединившиеся под знаком «символизма», в то время разошлись между собою ... монету; с одной стороны, виднейшие деятели символизма, как В. Брюсов и его соратники, пытались ... существу был уже закончен, храм символизма опустел, сокровища его (отнюдь не ... Гумилев и Городецкий, которые «на смену»(?!) символизму принесли с собой новое направление: «акмеизм ...

Таков мистический символизм, обратный реалистическому символизму, передающему потустороннее в терминах окружающей всех действительности»[7] (такой «реалистический» символизм А.

С тех пор как наши символисты заговорили о символизме Данте и Гете, символизм как школа перестал существовать, ибо для всех очевидно, что речь теперь идет вообще о поэзии, которой часто свойствен символизм.

Символизм есть болезнь литературы, с которой борются и на Западе; следовательно, прививать ее нам совершенно не нужно.[9] 2) В нашей русской литературе символизм не более как подражание, не имеющее под собой почвы.[10] Наконец, 3) — нет таких настроений, которые не могли бы быть изображены помимо символизма.[11]

Об одном из таких новейших «направлений», если его можно назвать направлением, я и буду говорить.2В журнале «Аполлон» 1913 года появилась статья Н. Гумилева и С. Городецкого о новом течении в поэзии; в обеих статьях говорилось о том, что символизм умер и на смену ему идет новое направление, которое должно явиться достойным преемником своего достойного отца.В статье Н. Гумилева на первой же странице указано, что «родоначальник всего символизма как школы – французский символизм» и что он «выдвинул на первый план чисто литературные задачи: свободный стих, более своеобразный и зыбкий слог, метафору и теорию соответствий».

Иванов и Брюсов выработали платформы художественного credo; в основе этого credo лежат индивидуальные заявления гениев прошлого о значении художественного творчества; символизм лишь суммирует и систематизирует эти заявления; символизм подчеркивает примат творчества над познанием, возможность в художественном творчестве преображать образы действительности; в этом смысле символизм подчеркивает значение формы художественных произведений, в которой уже сам по себе отображается пафос творчества; символизм поэтому подчеркивает культурный смысл в изучении стиля, ритма, словесной инструментовки памятников поэзии и литературы; признает принципиальное значение разработки вопросов техники в музыке и живописи.

Чтобы это разъяснить полнее, надо было бы развернуть символизм направлений пространства, согласно которому распределены Двипа, равно как и отношения соответствия, которые существуют между этим пространственным символизмом и временным символизмом, на котором покоится любое учение о циклах; но так как мы не можем здесь рассматривать это, поскольку для этого потребовался бы целый том, мы должны ограничиться здесь этими общими указаниями, которые, впрочем, легко могут быть восполнены теми, кто имеет некоторые познания об этом.

Другое обстоятельство, которое за последние десятилетия все время приводило термины "символ" или "символизм" к полной дискредитации,- это деятельность многих из тех писателей, которые, начиная с последней четверти XIX века, специально именовали себя "символистами", а свое направление "символизмом".

Заметим по ходу дела, что рассматриваемый здесь символизм противоположен символизму, превалирующему у мистиков и у авторов религиозной ориентации, особенно христианской, где самой душе часто отводится роль женщины, роль "невесты".

Слова которые можно составить из слова символизм
взлом взо виз вил вис вмо вмс воз воис вол вос зив зил зимс зис зли зло зов зоил зол золи зосим иво ивс излом изм измол изо изол или илим ими имо иов иол исо лив лиз лизис лио лис лов лоз лози лом мвл мизо мил мило милов мим мимо мио миоз миолиз мис мозли мои мол моли мом моси ови озими оли олии олим осв осил своз свои сив сизо сии сило силом сим символ сими симов слив слизи слом сми сов сови сол соли сом мисо ммо имз ммз зим овизм омз моизм илс млм мво висим свм исм лоси мосли сили мили зос ломмис виммис миси лвз свл вмз милос илов зилов зимми лиси сли ило имос зим овил слим смо моиз лсз ливиз мив всо ломм мос иос вои милис омс всм сиз ммвз лизи вими ммс осмии илис вили изов мми смз омли лизио иви ливо миз мсв вим оми имм сизов симм соз симо мсм сои визи зилим возим соз имис силим созим вом соим лоим зои воим волим омл ивимо зво лвм вли лимо омми миси мии влс зили лисов мов зило мими ози лим вмсо сво олив мсз имв моми мизил зио визос лос иис лизос ливи осим вио лови мзс омии омс изли сзв вли ливио излив сизим овз сизл злом силов сил мливо молив змис изи влом осми мисол илм имло изи мислим мовли смил иси исли мисли олс илми мимс миис иим вии исил олз милсим озил озлив силив осилив золив смолив солив ослив ломив изломив сломив слоив лисив мовз

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я