Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова символ

Символ в словаре кроссвордиста

символ

Символ Си́мвол ( «<условный> знак, сигнал») — знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

Википедия
символ

м.

1.То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, какой-либо идеи. отт. Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль или идею, какое-либо переживание.

2.Условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятых той или иной наукой.

Большой современный толковый словарь русского языка
символ

( гр. symbolon)
1) у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т. п.;
2) предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-л, образа, понятия, идеи;
3) художественный образ, воплощающий какую-л. идею;
4) условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой; химический с. - сокращенное обозначение латинского названия хим. элемента, напр. na - с. элемента натрия ( лат. natrium);
5) с. веры - краткое изложение основных положений вероучения, основных догматов христианства;
6) филос. теория символов - то же, что теория иероглифов ( см. иероглифы
3).

Новый словарь иностранных слов
символ

м.
1) То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
2) Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
3) Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
символ

муж. , греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.

Словарь Даля
символ

[гр. symbolon]

1. у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т. п.;

2. предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-л, образа, понятия, идеи;

3. художественный образ, воплощающий какую-л. идею;

4. условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой; химический с. - сокращенное обозначение латинского названия хим. элемента, напр. na - с. элемента натрия (лат. natrium);

5. с. веры - краткое изложение основных положений вероучения, основных догматов христианства;

6. фил. теория символов - то же, что теория иероглифов (см. иероглифы
3).

Словарь иностранных выражений
символ

то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи Голубь - с. мира. Якорь - с. надежды. Этот подарок - с. верности. символ принятое в науке условное обозначение какой-нибудь единицы, величины

Словарь русского языка Ожегова
символ

(от греч. symbolon - знак, опознавательная примета),
1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.
2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

Современный толковый словарь, БСЭ
символ

символ м.
1) То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
2) Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
3) Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

Толковый словарь Ефремовой
символ

(символ устар.), символа, м. (греч. symbolon – знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, – но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. е. продуктом нашего ума. Ленин. Круг – символ вечности. Пальмовая ветвь – символ мира. || Художественный образ, в к-ром условно выражены идеи и переживания, преимущ. мистические (лит., искус.). а Символ веры –
1) краткое изложение основных догматов религии (церк.);
2) перен. то же, что кредо (книжн. устар.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
символ

- (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. метафора ) и аллегории (см. аллегория ), С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетип ы, христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Художественная задача С. - влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать "проводником" к нему (Вяч. Иванов). "Категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (С.С. Аверинцев).

Словарь литературоведческих терминов
символ

(от греч. symbolon - знак, опознавательная примета),
1) в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак . См. также ст. 'Иероглифов теория' .
2) В искусстве - универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа , с одной стороны, знака и аллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится 'прозрачным'; смысл 'просвечивает' сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно 'вложить' в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику С. по отношению к категории знака. Если для внехудожественной (например, научной) знаковой системы полисемия есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Так, в символике дантовского 'Рая' можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая 'Солнце и другие светила'). Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутренней структуре произведения, но и переливаются один в другой; так, в образе космического равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге 'чистая женственность' и 'духовное восхождение' - это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации. Хотя С. столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетичексое осмысление - сравнительно поздний плод культурного развития. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчленённое тождество символической формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т. е. 'символической' в собственном смысле философской мифологии. Платону важно было отграничить С. прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает С. с аллегорией. Существенный шаг к отличению С. от рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике неоплатонизма . Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашему 'узрению' (интуиции) целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологических С. к логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория С. переходит в христианство благодаря Ареопагитикам , описывающим всё зримое как С. незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причём низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. в его незамкнутой многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной аллегории было подхвачено барокко и классицизмом . Только эстетическая теория нем. романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории С. и миф как органическое тождество идеи и образа (Ф. В. Шеллинг ). Для А. В. Шлегеля поэтическое творчество есть 'вечное символизирование'. Немецкие романтики опирались в осмыслении С. на зрелого И. В. Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие С. живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость С. не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через С. начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С. более рационалистическую, знаковую сторону ('символ есть прежде всего некоторый знак'), основанную на 'условности'. Научная работа над понятием С. во 2-й половины 19 в. в большой степени исходит из Гегеля (И. Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности, в изучении мифа у И. Я. Бахофена . В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории символизма . В 20 в. неокантианец Э. Кассирер сделал понятие С. предельно широким понятием человеческого мира: человек есть 'животное символическое'; язык, миф, религия, искусство и наука суть 'символические формы', посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К. Г. Юнг , отвергший предложенное З. Фрейдом отождествление С. с психо-патологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал всё богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (т. н. архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между С. и мифом и превращение С. в лишённую твёрдого смыслового устоя стихию. В иррационалистической философии М. Хайдеггера вообще исчезает проблема аналитической интерпретации символики поэзии во имя 'чистого присутствия стихотворения'. Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ .Лит.: Губер А., Структура поэтического символа, в кн.: Труды ГАХН. филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927; его же, Философия имени, М., 1927; Bachelard G., La poetique de l'espace, P., 1957; Burke К., Language as symbolic action, Berk. - Los. Ang., 1966; Cassirer Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1-3, В., 1923-31; Frenzel E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966; Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956; 'Symbolon'. Jahrbuch fur Symbolforschung, hrsg. von J. Schwabe, Bd 1-4, Basel - Stuttg., 1960-

64. С. С. Аверинцев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
символ

символ, -а

Полный орфографический словарь русского языка
символ

то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи художественный образ, условно передающий какую-либо мысль, переживание условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятое в науке отдельный графический знак в письменности, например буква, цифра или знак препинания значение из некого конечного множества (набора, словаря, алфавита), которое можно использовать как одиночный элемент строки; чаще всего — обобщение понятия 4, включающее не только печатные знаки, но и специальные управляющие символы, не имеющие графического представления

Викисловарь
Примеры употребления слова символ в тексте

Если в латентную фазу существования символа «холокост», в рамках деятельности Центра Саймона Визенталя, данный символ воспринимался как естественная борьба евреев за признание трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны, то в фазе «зажжения» символа данный символ стал существовать в ряду других интеллектуальных символов, таких как «национальные меньшинства», «сексуальные меньшинства», «гетто», «дискриминация»… Символ «холокост» оказал существенное влияние на гиперсимвол «демократия».

Сотни и сотни текстов и списков символов (последние стократ чаще встречаются в рукописях[24]), составляющих массив каббалистической литературы, в этом — за немногими и очень специфическими исключениями — вполне едины: серебро является символом правой стороны, мужского начала, милосердия и любви (и соотносится с белым цветом и молоком); напротив, золото — символ левой стороны и символизирует женское начало и строгость Суда (красный цвет, кровь, вино)[25].

как «парнасскую строгость» (при сугубо «светском» понимании символа, символ выступает как «многозначное иносказание», риторический прием) и «символистскую зыбкость» (символ понимается «духовно», он связан с религиозной сферой и выступает «как земной знак несказуемых небесных истин»), «Парнасская» линия выдерживается в творчестве В.

Оно имело облик женщины и несло на себе три халдейских символа: символ сокровища, символ очень странной рыбы Машур и символ реституции, или Плавающей Справедливости.

Ппсихоаналитические символы сказки: гора - архетип самости; проводник аналогичен лодочнику и выражает высшее "Я" героя; дерево - мировое дерево; птица - символ души, подобно Духу Ветхого Завета, символически представленному птицей (Роах).

Другое обстоятельство, которое за последние десятилетия все время приводило термины "символ" или "символизм" к полной дискредитации,- это деятельность многих из тех писателей, которые, начиная с последней четверти XIX века, специально именовали себя "символистами", а свое направление "символизмом".

В самом деле, если крест – символ веры, якорь – символ надежды, а сердце – символ любви, то вряд ли что-нибудь лучше может служить символом тоски, чем тюремная решетка.

В их символике – на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах и нагрудных знаках корниловцев, анненковцев, дроздовцев, бойцов Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова-Бермондта, отрядов атамана Булак-Балаховича, донских казаков-гундоровцев, Железной бригады Чехословацкого Корпуса, Сибирской штурмовой бригады и многих других непременно присутствовала «адамова голова» как символ смерти и воскресения, причем та же самая идея нередко выражалась и черно-белой цветовой «схимнической» гаммой формы белогвардейских частей (как бы подчеркивая этот свой «крестоносно-монашеский» характер белые воины нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «рыцарский» крест, а марковцы даже носили на поясе черные четки-лествицы – нисколько не опасаясь соседства христианской символики с «черепом и костями»).

В своей книге для моего ученика я избрал название «магия» как символ высшего посвящения.{15}Многим читателям, очевидно, известно, что таро не является карточной игрой, которая служит мантическим целям, а является символической книгой посвящения, которая в виде символов содержит самые великие тайны.

Цитаты со словом символ

Два слова в кроссворде стоят в линию. «Гинекологический» и «стоматология». Если вместе прочитать, смешно.— Это тебе от необразованности смешно, — сказала я. — А такая культурологическая концепция существует на самом деле. Есть американская писательница Камилл Палья. У нее… То есть не у нее. Скажем так, она оперирует понятием «vagina dentata». Зубастая вагина — это символ бесформенного всепожирающего хаоса, противостоящего аполлоническому мужскому началу, для которого характерно стремление к четкой оформленности.

Священная книга оборотня

Постройте башню из якобы могучих тел, олицетворяя в пластическом образе символ коммунизма.

Баня (пьеса)

Князь Ярополк: Не повинен я в смерти Олега..Князь Владимир: Я не верю тебе брат, докажи!Князь Ярополк: Другому.. Рррр!! Все эти смерти понадобились.Кривжа: Делай своё дело, варяг. Князь Ярополк: На! Возьми! Ты этого хотел. Хочет отдать Владимиру символ власти. Князь Владимир: Нет, брат. Нееет!Князь Владимир: Остановись! Кричит варягу—Рыжему.Князь Владимир: Что ты сделал, варяг!Рыжий: Не за тем ли пришли?Князь Ярополк: Поймёшь. Поймёшь ли. Сколько греха. Грехааа. На душу взял...Князь Владимир: Ярополк..Князь Владимир: Кровь на моих руках... Что я наделал...

Князь Владимир (мультфильм)

Теперь ты такое же дитя Земли как и Криптона, ты можешь взять лучшее из обоих миров. Исполнить мечту которой мы посвятили свои жизни. Земляне отличаются от нас, но это даже хорошо. Они не совершат те же ошибки что и мы. Если ты дашь им надежду. Вот что означает этот символ. Символ рода Эл означает надежду. В основе надежды лежит вера в потенциал каждого человека в то что его задача творить добро.

Человек из стали

Твое увечье - это наследие войны. Символ мужества, преодоления трудностей.

На службе зла

Это моя винтовка. Таких винтовок много, но эта — моя. Моя винтовка — мой лучший друг. Она — моя жизнь. Я должен научиться владеть ею так же, как я владею своей жизнью. Без меня моя винтовка бесполезна. Без моей винтовки бесполезен я. Я должен стрелять из моей винтовки метко. Я должен стрелять точнее чем враг, который пытается убить меня. Я должен застрелить его прежде, чем он застрелит меня. Да будет так… Я и моя винтовка знаем, на что идёт счет в этой войне — не на количество застреленных нами патронов, не на грохот наших выстрелов и не на пороховой дым. Мы знаем, что счёт будет вестись только на убитых. И мы будем убивать. Моя винтовка это человек, такой же как я, потому что это моя винтовка. Я должен относиться к ней как к своему брату, Я должен изучить её слабости и её силу, её части и принадлежности, её прицел и её ствол. Я должен хранить её от губительной погоды и от повреждений так же, как я храню от всякого вреда свои ноги и руки, свои глаза и своё сердце. Я должен хранить свою винтовку чистой и готовой. Мы станем частью друг друга. Да будет так.Перед Господом моим я повторяю этот символ веры моей. Моя винтовка и я — мы защитники моей страны. Мы не боимся наших врагов. Мы защитники моей жизни.Да будет так до тех пор пока Америка не победит и не останется больше врагов и не установится мир на Земле!

Цельнометаллическая оболочка

Когда Лапшов перестал буянить, возле дивана лежал кирпич, как символ смерти. (Из показаний потерпевшей)

Корабль «Дураков»

Моряки, подобно монахам вдали от людей, служат народу, неся свой крест. Именно поэтому и цвет одежды у них одинаков - чёрное с золотом. Чёрное - символ отречения от земной жизни, золото - символ их веры в лучшее.

Владимир Виленович Шигин

Из статьи «Le Monde» во время первой зарубежной поездки Тимошенко (во Францию, 14.06.2005): «Богатая, красивая и обожаемая миллионами поклонников по всей стране, Юлия Тимошенко стала премьер-министром Украины в возрасте 44 лет»; «Возвышенная к высотам популярности в декабре 2004 года на главной площади Киева, освященная как „женский символ Украины“ казаками, „Юлия“ как говорят в стране, имеет беспрецедентную популярность среди своих соотечественников»; «Целеустремленность Юлии Тимошенко, стала причиной того, что мужчины-коллеги Юлии Тимошенко по парламенту называют её „единственным мужчиной в Верховной Раде“»; «Надо, чтобы Россия поняла, что она не добьётся ничего, если и дальше будет применять против своих ближайших соседей методы, достойные сталинской эпохи» — заявляет Юлия Тимошенко в интервью французской газете; «А на вопрос, кто является её любимой героиней, она без сомнений отвечает, что это Жанна д’Арк, „чистое воплощение патриотизма“. Украина и Франция, говорит Юлия Тимошенко, имеют много общего, „основанного нашими революциями“».

Юлия Владимировна Тимошенко

Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

Томас Манн

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я