Значение слова самолет
Самолет в словаре кроссвордиста
самолетСамолёт Самолёт — воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу.
самолетм.Летательный аппарат тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями.
самолетм. Летательный аппарат тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями.
самолетсамолёт, -а
самолетлететельный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу, аэроплан Военный с. Гражданский с. Сверхзвуковой с. Реактивный с. Спортивный с. Лететь в самолете (на самолете, самолетом).
самолетлетательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев (в ряде случаев с изменяемой геометрией). Различают: гражданские, военные; винтовые, реактивные, поршневые, турбовинтовые, турбореактивные, ракетные; до-, сверх-, гиперзвуковые; сухопутные, корабельные, гидросамолеты; вертикального, короткого, обычного взлета и посадки; экспериментальные, опытные, серийные. Первые полеты на самолете осуществили братья О. и У. Райт (США) в
1903. К нач. 90-х гг. созданы самолеты с максимальной скоростью св. 3000 км/ч, потолком до 24-27 км, дальностью полета св. 10 000 км, грузоподъемностью до 250 т, пассажировместимостью до 550 человек.
самолетм. Летательный аппарат тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями.
самолетсамолёта, м. (нов.). То же, что аэроплан. Самолёт-истребитель. Военный самолёт. Эскадрилья самолетов. а Ковер-самолет (нар.-поэт.). – в сказках – волшебный ковер, на к-ром герои сказок перелетают по воздуху в любое место.
самолет(устаревшее - аэроплан), летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надёжности в эксплуатации, высокой манёвренности С. получил наибольшее распространение из всех типов летательных аппаратов и применяется для транспортирования пассажиров и грузов, а также для военных и специальных целей. Историю развития и основные данные С. см. в ст. Авиация . Классификация самолётов. По назначению различают гражданские и военные С. К гражданским С. относятся: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности , высоты, дальности полёта и т. п.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные, специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые) и экспериментальные. Военные С. предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач; подразделяются на истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведчики, транспортные, С. связи и санитарные. Подробнее см. в ст. Военно-воздушные силы , Истребительная авиация , Истребительно-бомбардировочная авиация , Бомбардировочная авиация , Разведывательная авиация , Военно-транспортная авиация . В основу классификации С. по конструкции положены внешние признаки: число и расположение крыльев и двигателей, форма и расположение оперения и т. п. На рис. 1 показаны основные типы С. В зависимости от числа крыльев различают монопланы , т. е. С. с одним крылом, и бипланы - С. с двумя крыльями, находящимися одно над другим. Бипланы, у которых одно из крыльев короче другого, называются полуторапланами. Бипланы манёвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полёта С. Поэтому большинство современных С. выполняется по схеме моноплана. В зависимости от положения крыла относительно фюзеляжа С. делятся на низкопланы, среднепланы и высокопланы. По положению оперения различают С. классические схемы (оперение размещается позади крыла), С. типа 'утка' (горизонтальное оперение располагается впереди крыла) и С. типа 'бесхвостка' (оперение размещается на крыле). Классическая схема С. может быть с однокилевым оперением, разнесённым вертикальным (многокилевым) оперением и V-образным оперением. В зависимости от типа шасси С. подразделяют на сухопутные, гидросамолёты и амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси). По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные С. В зависимости от скорости полёта различают С. дозвуковые (скорость С. соответствует Маха числу М <
1), сверхзвуковые (5 > М ³
1) и гиперзвуковые (М ³
5). Аэродинамика самолёта. В результате воздействия на крыло воздушного потока возникает аэродинамическая сила R (см. Аэродинамические сила и момент ). Вертикальная составляющая этой силы по отношению к потоку называется подъёмной силой Y , горизонтальная составляющая - силой лобового сопротивления Q (см. Аэродинамическое сопротивление ). Лобовое сопротивление является суммой сил трения воздуха о поверхность крыла Qтр, давления воздушного потока Qдавл (объединяемых общим название профильного сопротивления - Qпроф Qтр + Qдавл) и индуктивного сопротивления Qинд, возникающего при наличии подъёмной силы на крыле. Qинд обусловливается образованием на концах крыла вихрей воздуха вследствие перетекания его из области повышенного давления под крылом в область пониженного давления над крылом. При скорости полёта, близкой к скорости звука, может возникать волновое сопротивление Qполн. Подъёмная сила С. обычно равна подъёмной силе крыла, лобовое сопротивление - сумме сопротивлений крыла, фюзеляжа, оперения и др. частей С., обтекаемых потоком воздуха, а также сопротивления интерференции (взаимного влияния этих частей) Qинт. Отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению называется аэродинамическим качеством. Максимальное значение аэродинамического качества современного С. достигает 10-
20. Силовая установка самолёта состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств - воздушных винтов , пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, запуска, смазки, изменения направления тяги и др. При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п. Конструкция самолёта. Основные части - крыло , фюзеляж , шасси и оперение самолёта . На рис. 2 показана компоновочная схема турбореактивного пассажирского С. Ил-
62. Крыло создаёт подъёмную силу при движении С. Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси С. (например, у С. вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах). На крыле устанавливаются рули крена ( элероны ) и элементы механизации крыла . Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения С. по аэродрому. На С. могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у С. повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. С. с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции. Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки С. Системы управления и оборудование. Системы управления С. разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями . Вспомогательные системы служат для управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п. Управление С. производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться автопилоты и бортовые вычислители ; управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлическими, пневматическими или электрическими усилителями (называемыми бустерами), устройствами сервокомпенсации . Управление С. в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на С. вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями . Оборудование С. включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенительные устройства , высотное, бытовое и специальное оборудование, а для военных С. также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и бронирование. Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на пилотажно-навигационное ( вариометры , авиагоризонты , компасы , автопилоты и т. п.), для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Электрооборудование С. обеспечивает работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя средства радиосвязи и радионавигации , радиолокационное оборудование, системы автоматического взлёта и посадки. Для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах служит высотное оборудование С. (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.). Удобство размещения пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваются бытовым оборудованием. К специальному оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции С., аэрофотосъёмки , оборудование для перевозки больных и раненых и т. п. Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП). Увеличение скоростей полёта С. приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600-800 км/ч ) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600-650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управления пограничным слоем , использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке, отклонением вектора тяги маршевых двигателей. Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются специальными подъёмными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (ТРД). Типовые схемы СВВП показаны на рис.
3. Лит.: Паленый Э. Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Курочкин Ф. П., Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, М., 1970; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971; Никитин Г. А., Баканов Е. А., Основы авиации, М., 1972; Проектирование самолетов, 2 изд., М., 1972; Шейнин В. М., Козловский В. И., Проблемы проектирования пассажирских самолетов, М., 1972; Schmidt Н. A. F., Lexikon Luftfahrt, В., 1971; Jane's, all the world's aircraft, L., 1909-. Г. А. Никитин, Е. А. Баканов.
самолетсамолёт, -а
самолетлетательный аппарат тяжелее воздуха с жёстким неподвижным крылом и собственным мотором паром для переправы через реку, передвигаемый течением механический ткацкий челнок, а также ткацкий станок с таким челноком , род лёгкой сохи, плужка
самолетсамолёт (
1) самолётный
самолетсамолёт
Основной задачей самолета является уничтожение подвижных, неподвижных наземных и морских объектов противника в условиях визуальной видимости Кроме того, самолет должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортных самолетов и вертолетов, а также для борьбы с самолетами и вертолетами ДРЛО и противолодочными самолетами-.
Ему подвластен любой самолет во всем спектре полетов; у него за плечами колоссальный объем проведенных летных испытаний самолетов как по дисциплинам, связанным с оценкой и улучшением управления самолетом, его конструкции, работы силовой установки, всего комплекса «летчик — самолет — среда», так и по применению самолета как боевого оружия.
... распоряжение — отчитался один из штурмовых самолетов— Генерал это штурмовик Бета, ждем ... ваших распоряжений — доложил о готовности второй самолет— Прикрывайте караван парни всеми силами ... понял … — не успел ответить штурмовой самолет Альфа, как в него попало сразу ... генерал, наблюдая, как его штурмовой самолет упал далеко в горном хребте— Генерал ... фланга, был сбит оставшийся штурмовой самолет, он точно упал на один ...
В это общее число включены облетанные и изготовлявшиеся серийно истребители-перехватчики (соответственно 20 и 7), истребители-бомбардировщики (соответственно 14 и 8; в эту группу включены самолеты «Ягуар» и Т-2, соответствующие модификации которых зачислены также в группу учебно-тренировочных самолетов, но не учитывался XFV-12A, который не запускался в серийное производство), а также многоцелевые истребители (соответственно 23 и 20 с учетом планирования серийного производства «Торнадо»), Кроме того, облетаны 8 типов опытных бомбардировщиков или бомбардировщиков-разведчиков (6 из них были запущены в серийное производство), а также 1 самолет-разведчик и 1 учебно-тренировочный самолет, которые выпускались серийно.
На этот раз было представлено сразу четыре самолета: серийный самолет №52 на стоянке ВВС РФ, самолеты с №01 и №134 на стоянке ОАК и самолет с №02, окрашенный в традиционные для ОКБ им.
в ходе проведения работ по программе самолета Ту-204 сложились два основных направления проектирования в рамках создания среднемагистрального пассажирского самолета (от работ по ближнемагистральному самолету в рамках программы Ту-204 временно отказались): самолет в двухдвигательной и в трехдвигательной компоновке.
В полк тогда входило две учебные авиационные эскадрильи на самолетах Ли-2 (42 самолета) и одна – на самолетах В-25 (21 самолет); с августа 1949 г.
С одной стороны, нужно очень быстро обследовать все характеристики самолета: достичь максимальной скорости и высоты, которые до этого считались недоступными, проверить поведение самолета на всех предельных режимах, оценить его устойчивость и управляемость, маневренность, пилотажные качества, поведение в штопоре, испытать самолет на прочность, обследовать новые режимы, присущие только данному самолету, и многое другое.
В рамках этих программ, например, разрабатывались такие реактивные самолеты, как:– тяжелый истребитель;– средний бомбардировщик;– дальний бомбардировщик, способный достичь Атлантического побережья США (программа Amerika-Bomber);– скоростной ударный самолет (программа «1000–1000– 1000»);– легкий истребитель (программа Volksjager);– истребитель-«малютка» (программа Miniaturjager);– носимые истребители и бомбардировщики;– объектовый истребитель-перехватчик;– составные самолеты схемы «Мистель» (программа «Бетховен»);– пилотируемый самолет-снаряд и т. п.В результате с 1944 г.
В нашем мире всё живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди — и только люди замыкаются в одиночестве. (Часть четвертая, Самолет и планета)
Ханна: Интересно, у него где-нибудь есть самолёт без пропеллера.
Теперь понятно, почему самолёт летел с таким трудом - его обмакнуло в золото, как эскимо в шоколад.
Если этот самолет улетит без тебя, ты об этом пожалеешь. Быть может, не сегодня и, быть может, не завтра, но скоро и на всю оставшуюся жизнь.
М: Вы еще вчера должны были быть в Стамбуле. Боюсь, все произошедшее с Лейтером затуманило ваш рассудок. У вас есть задание. Вы должны сесть в самолет сегодня же днем. Джеймс Бонд: Я еще здесь не закончил. М: Предоставьте это американцам. Это их заварушка, пусть и разгребают. Джеймс Бонд: Сэр, они не собираются ничего делать! Я в долгу перед Лейтером. Он много раз рисковал жизнью ради меня. М: Избавьте меня от этой сентиментальной чепухи. Он знал, чем рискует. Джеймс Бонд: А его жена? М: Ваша личная вендетта может скомпрометировать правительство Её Величества. У вас есть задание. Вы должны выполнить его непредвзято и профессионально. Джеймс Бонд: Тогда я подаю в отставку, сэр. М: Мы не в загородном клубе, 007. С данного момента вы лишаетесь лицензии на убийство. Я требую сдать оружие. Сейчас же. Надеюсь, вам не нужно напоминать, что вы еще связаны подпиской о неразглашении. Джеймс Бонд: Что ж. Прощай, оружие. Бонд убегает, снайперы на крыше и агенты МИ-6 пытаются убить его, но M останавливает их М: Нет! Слишком много народу! (провожает убегающего по зарослям Бонда взглядом) Да поможет вам Бог, капитан.
Кто не умеет жить в Москве, мы загрузим в самолет и привезём домой.
когда корабль пришельцев обстреливает его самолёт Ну, держи штаны, лейтенант!
А самолёт летит — колёса тёрлися, а вы не ждали нас, а мы припёрлися!
Это была не изоляция. Это была, скажем так, попытка со стороны членов ГКЧП обеспечить якобы непричастность Горбачева к этой непопулярной мере. B этом была наша главная ошибка. Если в доме пожар, то что делает хозяин? Он тушит этот пожар. И на месте Горбачева любой ответственный политик немедленно бы сел в самолет и прилетел в Москву. И наводил бы порядок сам, если мы действуем неправильно. Но если он душой с нами и выжидает, то он избрал для себя единственно правильное поведение. Так что никто его арестовывать не собирался, а тем более физически устранять — это бред Михаила Сергеевича. Пускай он не лжет себе и народу. Никто на него не посягал. Он после того, как товарищи улетели, продолжал спокойно прогуливаться по даче с Раисой Максимовной. Охрана была ему верна. Он был уверен, что ему ничего не угрожает… Мы отключили связь только в его кабинете, чтобы создать видимость изоляции. Но в боксах-то стояли правительственные автомобили, в которых была связь… (Об изоляции Горбачёва в Крыму)
Мы должны пойти по магазинам, но у нас уже есть 80 кг багажа и если у нас будет больше, самолет не взлетит.
Транслитерация: samolet
Задом наперед читается как: теломас
Самолет состоит из 7 букв