Значение слова релятивизм
Релятивизм в словаре кроссвордиста
релятивизмРелятивизм Релятиви́зм (от — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.
релятивизмм.Методологический принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно.
релятивизм( лат. relativus относительный) идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания, отрицающее объективное содержание знания; этический р. - отрицание обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности; распространенный среди идеологов реакционного мировоззрения метод обоснования аморализма.
релятивизмм. Методологический принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно.
релятивизм[идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания, отрицающее объективное содержание знания; этический р. - отрицание обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности; распространенный среди идеологов реакционного мировоззрения метод обоснования аморализма.
релятивизмрелятив`изм, -а
релятивизмВ философии: методологическая позиция, сторонники которой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности
релятивизм(от лат. relativus - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.
релятивизмрелятивизм м. Методологический принцип, согласно которому все наши знания относительны и условны, а объективное познание действительности невозможно.
релятивизмрелятивизма, мн. нет, м. (от латин. relativus – относительный) (науч.).
1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными (филос.).
2. Приверженность к "принципу относительности", к учению Эйнштейна.
релятивизм(от лат. relativus - относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Р. - отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму .Р. как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора 'человек есть мера всех вещей...' следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для античного скептицизма : обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16-18 вв. ( Эразм Роттердамский , М. Монтень , П. Бейль ) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли , Д. Юм ; махизм , прагматизм , неопозитивизм ). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма .Определённое влияние Р. приобрёл на рубеже 19 и 20 вв. в связи с философским осмыслением революции в физике. Опираясь на метафизическую теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения научных знаний, некоторые учёные и философы говорили об абсолютной относительности знаний (Э. Мах , И. Петцольдт ),о полной их условности (Ж. А. Пуанкаре )и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин писал: '...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с.
139). Согласно диалектическому материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каждой относительной истине содержатся элементы абсолютной истины, что обусловливает развитие научного познания. Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистических течений в буржуазной философии истории . Отрицая объективность исторических знаний, некоторые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания, зависимость от определённых политических установок (см. Презентизм ), что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Р. Арон ). Распространение принципа Р. на область нравственных отношений привело к возникновению этического Р., выражающегося в том, что моральным нормам придаётся крайне относительный, полностью условный и изменчивый характер. В разных исторических условиях принцип Р. имеет различное социальное значение. В некоторых случаях Р. объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматического мышления и косности. Чаще всего Р. - следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания утраты исторической перспективы в его развитии. Именно поэтому Р. присущ ряду направлений современной буржуазной философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм).Лит.: Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971, гл. 2; Парамонов Н.
3., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973; Wein Н., Das Problem des Relativismus, В., 1950; Relativism and the study of man, ed. by Н. Schoeck and J. W. Wiggins, Princeton (N.Y.), 1961; Aron R., Introduction a la philosophie de l'histoire, nouv. ed., [P., 1967]: Mandelbaum M. H., The problem of historical knowledge: an answer to relativism, N. Y.,
1967. Н. П. Французова.
релятивизмрелятивизм, -а
релятивизмметодологический подход в философии, заключающийся в абсолютизации относительности и условности знаний и отрицании на этом основании возможности познания объективной истины приверженность общей теории относительности Альберта Эйнштейна
Онтологический релятивизм Хайдеггера лег в основу современной идеологии: в частности, этот релятивизм формировал концепцию Ханны Арендт, по видимости — моральную, в действительности — крайне релятивистскую.
В текстах Зиммеля Блоха не устраивал крайний релятивизм, он называл его «мыслителем “может быть”» (по-немецки эта квалификация звучит весьма уничижительно – «Vielleichtsdenker») и язвил, что даже релятивизм – слишком «строгая» для Зиммеля характеристика[9].
Гершковитс в своей работе «Культурный релятивизм» расширяет применение принципов культурного релятивизма.
У Маркса утверждается исторический релятивизм истины, как орудия борьбы классов, на почве диалектики, взятой у Гегеля.
В широких философских наивных кругах торжествует релятивизм и историзм, в которых есть доля правды по сравнению со старым статическим пониманием истины, но есть еще большая доля коренной лжи.
Историческое развитие, которое порождает релятивизм, невозможно, если нет Лагоса, Смысла исторического развития.
У Маркса утверждается исторический релятивизм истины как орудия борьбы классов на почве диалектики, взятой у Гегеля.
В широких философских наивных кругах торжествуют релятивизм и историзм, в которых есть доля правды по сравнению со старым статическим пониманием истины, но есть еще большая доля коренной лжи.
Историческое развитие, которое порождает релятивизм, невозможно, если нет Логоса, Смысла исторического развития.
Неовитализм, критика дарвинизма, телеология, абсолютный релятивизм, чистый логизм и всякие прочие "измы" самого скверного пошиба быстро распространяются и в среде естественников.
Транслитерация: relyativizm
Задом наперед читается как: мзивитялер
Релятивизм состоит из 10 букв