Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова раскол

Раскол в словаре кроссвордиста

раскол

I м.

1.процесс действия по гл. раскалывать , раскалываться

1.,

2.

2.Результат такого действия; разделение, рассечение чего-либо на части в результате удара, падения и т.п.; раскалывание

2..

3. перен.Нарушение единства в какой-либо общественной среде, обусловленное наличием разногласий; выделение группировок, фракций; раскалывание

3.. II м.

1.Религиозно-общественное движение, результатом которого явилось отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы патриарха Никона, стремившихся к сохранению прежних традиций в церковной жизни и обрядности ( в Российском государстве в 1653 - 1656 гг. ) .

2.Вероучение, возникшее в результате такого религиозно-общественного движения; старообрядчество

1.. III м.Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра или подсчета овец, лошадей.

Большой современный толковый словарь русского языка
раскол



1. м.
1) Действие по знач. глаг.: раскалывать, расколоть, раскалываться (1,
2), расколоться.
2) перен. Разделение кого-л. на две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.

2. м.
1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.
2) Вероучения этих сект; старообрядчество.

3. м. Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, подсчета овец, лошадей.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
раскол

см. раскалывать .

Словарь Даля
раскол

раск`ол, -а

Словарь русского языка Лопатина
раскол

В России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное п ротив официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества раскол <= расколоть, -ся

Словарь русского языка Ожегова
раскол

отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. был идейным знаменем оппозиционных движений.

Современный толковый словарь, БСЭ
раскол

раскол

1. м.
1) Действие по знач. глаг.: раскалывать, расколоть, раскалываться (1,
2), расколоться.
2) перен. Разделение кого-л. на две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.

2. м.
1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.
2) Вероучения этих сект; старообрядчество.

3. м. Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, подсчета овец, лошадей.

Толковый словарь Ефремовой
раскол

раскола, м.

1. только ед. Действие по глаг. расколоть в 1 знач. – раскалывать (спец.). Раскол льда.

2. Действие по глаг. расколоться во 2 знач. – раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками.

3. только ед. Религиозное движение в России в середине 17 в., закончившееся образованием ряда сект (церк. истор.). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум. || Вероучения этих сект, то же, что старообрядчество (религ., церк.). Перейти в раскол. Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол. Некрасов.

Толковый словарь русского языка Ушакова
раскол

религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного 'Кружка ревнителей благочестия' . Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум ,Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила 'древлее благочестие' и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Др. члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев ), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб 'аллилуйя' стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-

55. В течение 1653-1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за 'старую веру', против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены 'Кружка ревнителей благочестия'. Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от 'древлего благочестия', а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками 'старой веры' приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким преследованиям . Выступления защитников 'старой веры' получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за 'старую веру', протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки. К Р. примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы - коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников 'старой веры' получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати. Но большую часть сторонников 'старой веры' составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя 'старой веры' как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии Р. с резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении 'последнего времени', о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р. стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту 'старой веры', выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью. Массовый характер движение Р. приобрело после церковного собора 1666-67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р. Главной стороной идеологии Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения 'старой веры' и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее фанатичных направлениях Р. возникла практика 'огненных крещений' (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. Правительство в 1681 отмечало умножение 'церковных противников', особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70-80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников 'старой веры' приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-

71. Соловецкое восстание 1668-76 , возникшее как движение в защиту 'старой веры', переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти. Значительной была роль сторонников 'старой веры' в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях. В конце 17 - начале 18 вв. после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны. Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за 'старую веру' способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну. Последователи Р. - старообрядцы (см. Старообрядчество ) разделились на несколько толков и согласий - поповщину , беспоповщину и др.Лит.: Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891; Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898; его же, История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; его же, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909; Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909-1912; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. - Л., 1931; Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1-3, Тамбов - СПБ, 1887-

1900. В. С. Шульгин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
раскол

раскол, -а

Полный орфографический словарь русского языка
раскол

расколоть—раскалывать; расколоться—раскалываться. место, по которому что-либо расколото. отпадение от Церкви группы верующих. . религиозно-общественное движение в России, возникшее в середине XVII века, направленное против официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества старообрядчество

Викисловарь
Примеры употребления слова раскол в тексте

Похвалы часовне и потому и были приписаны… Притом, здесь весьма силён раскол при многолюдстве раскольников, по особенной выгодности состояния их, так как здесь раскольники доселе без всякого прикосновения спокойно жили в своих произволах под защитою управляющего Полузадова и настолько сами по себе не имели никакой причины думать об оставлении раскола, но они ещё и других укрепляли в расколе, имея у себя попа, который в здешних краях остался только один и есть как необычайная редкость и особенность, они и себя считают особенностью…».

ИванСергеевичАксаковa1d9db6b-2a93-102a-9ac3-800cba805322Краткая записка о странниках или бегунах «Итак, все исследования доказывают, что раскол постоянно распространяется и усиливается; что странническая секта, несмотря на строгость своих принципов, является каким-то безобразным порождением раскола и трактирной цивилизации; что – при ослаблении искреннего интереса религиозного, – приверженность раскольников к расколу нисколько не ослабевает; что, наконец, все меры, принимаемые правительством, оказываются доселе безуспешными…»

Костомаров в обстоятельном очерке «История раскола у раскольников»[4] писал, что «раскольники» очень отличались своим духовным и умственным складом от представителей русской средневековой культуры и церкви: «в старой Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету владетельствующих… раскол любил мыслить и спорить».

«Есть чтото романтическое в расколе — потому так привлекал раскол русских романтиков и декадентов<…>Раскол можно назвать социально — апокалиптической утопией<…>Мечта раскола была о здешнем Граде, о граде земном…»[1].

Они не только смеялись над узостью горизонта людей, изъяснявших раскол одним религиозным упрямством, но выясняли в расколе весьма сильные политические тенденции и, насколько им позволяли обстоятельства, убеждали общество искать у раскола доверия и дорожить им, как бесценным оружием, выкованным с такою крепостью, что ему ничто противустоять не может.

Былова “Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне I (Святителе)” [17], в основу которых положены архивные данные, отвечают на следующие вопросы: где и в какой мере распространился раскол в Воронежской епархии при святителе Тихоне, в чем состояла сущность раскольнических заблуждений, что предпринимало для борьбы с расколом местное духовенство во главе с епископом Тихоном и каковы были результаты этой борьбы.

Раскол существует, это факт, которого не скроешь; но раскол этот вовсе — не враждебная правительству партия, как старались когда-то представить плохие знатоки раскола.

Но сочинения о расколе, явившиеся в последнее время, еще не вполне удовлетворяют возникшей потребности… Впрочем, тем, к сожалению, немногим специалистам, которые знают русский народ и, изучив его в книгах, видали и лицом к лицу раскольников, может быть, еще рано подвергать раскол анализу.

Чрезвычайно многочисленны тайные раскольники-лицемеры: из них некоторые, из уважения к их богатству, приглашены епархиальным начальством к исправлению должностей церковных старост в православных соборах, хотя никогда не исповедываются и не причащаются в православной церкви, строго придерживаются раскола и скрытно, богатством и влиянием своим, поддерживают раскол в народе.

После этого Россия переживала великий раскол между Церковью и государством, раскол внутри Церкви и начало царствования Петра I, человека, который в концепции «третьего Рима» навсегда покончил с идеей «Нового Иерусалима» как духовного содержания этой концепции и явно предпочел идеи, укладывающиеся в понятие «Вавилон»1, навсегда расколов русское общество на две почти несовместимые части.

Слова которые можно составить из слова раскол
акр ало алс арк аркос аро арс аск кал кало каор кар карл карло карлос каро карс касло клас коа кол кола колар колас кор кора корал корса кос коса кра крал крас кро лак лакс лао лаос лар лас ласк ласко лоа лока локса лор лорка лоса лоск оас ока окар окас окр окрас окс ола олар орк орс орск оса оскал оскар осла рак ракс рало рао рас раск рка рлс рок рока рол рос роса рск сак сакро сал сало сао сар скал скало скло ско скол скола скора скрал слока сок сока сокар сол солка сор сора срок срока арск ска кло оак лср сарк орал ларок кса росла оск оска акс оср ксо касл акс аслор косар касо локр крс аср лорак кларос рсл крол роа сако салко алср ркл аол арко каср скр арсо аср ларс рокас ора рса орла ксар крл лкс сола лосар корла ако локас асо рко скаро кас сакр косал расо локс лок слак лоска аско асо лоракс ркс лора арос рсо сорка орак расло рола окса ксл орса крос алор орас алос асл арлос лос скра саро калос оркас аскро карсо лакос колс ласо кларо арло кларс окра олра ракло арл арол сорак солар сорак алкос сорла асло ролка алкс осал клора аксо лорса окра аорс олс рал корс рло
Цитаты со словом раскол

Придумали ли украинский народ? Отчасти да. …за становлением так называемого украинского народного самосознания в XIX веке стояла Австро-Венгрия, и цель её тоже понятна — чисто геополитическая игра: часть нынешней Украины входила тогда в Австро-Венгрию, и было крайне выгодно насадить идейный, философский раскол внутри Малороссии, богатой и очень важной части Российской империи. Это была банальная цель экспансии Австро-Венгрии на Восток. Именно тогда украинская интеллигенция начала проповедовать культ украинского языка, тогда же появилась литература на украинском…

Захарченко, Виталий Юрьевич

Скажите мне, разве оправдан раскол из-за мелких религиозных расхождений? Католики...протестанты...

Елизавета (фильм)

Раздираемый на части противоречивыми желаниями своих компонентов, Кромптон постарался восстановить равновесие, распространив свою власть на них обоих. Он начал борьбу за слияние их в единое, устойчивое целое. Но его составные части, в свою очередь, бились каждый за свою автономию. Линии расщепления углублялись, раскол становился непреодолимым, и Кромптон почувствовал, что зашаталась его собственная стабильность, что над его рассудком нависла угроза.

Алхимический марьяж Элистера Кромптона

Причиной «схода» стал церковный раскол в результате которого люди, не принявшие «затеек» (как тогда говорили) патриарха Никона, подались прочь из центральной Руси — кто на запад, кто на восток, а кто и на север.

Виктор Степанович Бирюков

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я