Значение слова раскол
Раскол в словаре кроссвордиста
раскол
расколI м.
1.процесс действия по гл. раскалывать , раскалываться
1.,
2.
2.Результат такого действия; разделение, рассечение чего-либо на части в результате удара, падения и т.п.; раскалывание
2..
3. перен.Нарушение единства в какой-либо общественной среде, обусловленное наличием разногласий; выделение группировок, фракций; раскалывание
3.. II м.
1.Религиозно-общественное движение, результатом которого явилось отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы патриарха Никона, стремившихся к сохранению прежних традиций в церковной жизни и обрядности ( в Российском государстве в 1653 - 1656 гг. ) .
2.Вероучение, возникшее в результате такого религиозно-общественного движения; старообрядчество
1.. III м.Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра или подсчета овец, лошадей.
раскол
1. м.
1) Действие по знач. глаг.: раскалывать, расколоть, раскалываться (1,
2), расколоться.
2) перен. Разделение кого-л. на две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.
2. м.
1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.
2) Вероучения этих сект; старообрядчество.
3. м. Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, подсчета овец, лошадей.
расколсм. раскалывать .
расколраск`ол, -а
расколВ России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное п ротив официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества раскол <= расколоть, -ся
расколотделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 (см. Старообрядчество). Во 2-й пол. 17-18 вв. был идейным знаменем оппозиционных движений.
расколраскол
1. м.
1) Действие по знач. глаг.: раскалывать, расколоть, раскалываться (1,
2), расколоться.
2) перен. Разделение кого-л. на две или несколько групп, обусловленное наличием разногласий.
2. м.
1) Религиозно-общественное движение на Руси XVII в., направленное против официальной церкви и закончившееся образованием ряда сект.
2) Вероучения этих сект; старообрядчество.
3. м. Длинный узкий коридор из деревянных щитов с расширенным в виде воронки входом, устраиваемый на пастбище для индивидуального осмотра, подсчета овец, лошадей.
расколраскола, м.
1. только ед. Действие по глаг. расколоть в 1 знач. – раскалывать (спец.). Раскол льда.
2. Действие по глаг. расколоться во 2 знач. – раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками.
3. только ед. Религиозное движение в России в середине 17 в., закончившееся образованием ряда сект (церк. истор.). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум. || Вероучения этих сект, то же, что старообрядчество (религ., церк.). Перейти в раскол. Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол. Некрасов.
расколрелигиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного 'Кружка ревнителей благочестия' . Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум ,Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила 'древлее благочестие' и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Др. члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев ), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб 'аллилуйя' стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-
55. В течение 1653-1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, но в условиях господства в обществе религиозной идеологии эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за 'старую веру', против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены 'Кружка ревнителей благочестия'. Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, т.к. греческая церковь отступила от 'древлего благочестия', а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками 'старой веры' приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким преследованиям . Выступления защитников 'старой веры' получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного Р. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за 'старую веру', протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки. К Р. примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы - коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников 'старой веры' получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати. Но большую часть сторонников 'старой веры' составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя 'старой веры' как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии Р. с резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении 'последнего времени', о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р. стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту 'старой веры', выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью. Массовый характер движение Р. приобрело после церковного собора 1666-67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Р. Главной стороной идеологии Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения 'старой веры' и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее фанатичных направлениях Р. возникла практика 'огненных крещений' (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей. Правительство в 1681 отмечало умножение 'церковных противников', особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70-80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников 'старой веры' приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-
71. Соловецкое восстание 1668-76 , возникшее как движение в защиту 'старой веры', переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти. Значительной была роль сторонников 'старой веры' в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных выступлениях. В конце 17 - начале 18 вв. после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика, проводимая правительством Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. в идеологии Р. исчезают обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные стороны. Провозглашение Е. И. Пугачевым лозунга борьбы за 'старую веру' способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну. Последователи Р. - старообрядцы (см. Старообрядчество ) разделились на несколько толков и согласий - поповщину , беспоповщину и др.Лит.: Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891; Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898; его же, История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; его же, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909; Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909-1912; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. - Л., 1931; Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1-3, Тамбов - СПБ, 1887-
1900. В. С. Шульгин.
расколраскол, -а
расколрасколоть—раскалывать; расколоться—раскалываться. место, по которому что-либо расколото. отпадение от Церкви группы верующих. . религиозно-общественное движение в России, возникшее в середине XVII века, направленное против официальной церкви и закончившееся образованием старообрядчества старообрядчество
Похвалы часовне и потому и были приписаны… Притом, здесь весьма силён раскол при многолюдстве раскольников, по особенной выгодности состояния их, так как здесь раскольники доселе без всякого прикосновения спокойно жили в своих произволах под защитою управляющего Полузадова и настолько сами по себе не имели никакой причины думать об оставлении раскола, но они ещё и других укрепляли в расколе, имея у себя попа, который в здешних краях остался только один и есть как необычайная редкость и особенность, они и себя считают особенностью…».
ИванСергеевичАксаковa1d9db6b-2a93-102a-9ac3-800cba805322Краткая записка о странниках или бегунах «Итак, все исследования доказывают, что раскол постоянно распространяется и усиливается; что странническая секта, несмотря на строгость своих принципов, является каким-то безобразным порождением раскола и трактирной цивилизации; что – при ослаблении искреннего интереса религиозного, – приверженность раскольников к расколу нисколько не ослабевает; что, наконец, все меры, принимаемые правительством, оказываются доселе безуспешными…»
Костомаров в обстоятельном очерке «История раскола у раскольников»[4] писал, что «раскольники» очень отличались своим духовным и умственным складом от представителей русской средневековой культуры и церкви: «в старой Руси господствовало отсутствие мысли и невозмутимое подчинение авторитету владетельствующих… раскол любил мыслить и спорить».
«Есть чтото романтическое в расколе — потому так привлекал раскол русских романтиков и декадентов<…>Раскол можно назвать социально — апокалиптической утопией<…>Мечта раскола была о здешнем Граде, о граде земном…»[1].
Они не только смеялись над узостью горизонта людей, изъяснявших раскол одним религиозным упрямством, но выясняли в расколе весьма сильные политические тенденции и, насколько им позволяли обстоятельства, убеждали общество искать у раскола доверия и дорожить им, как бесценным оружием, выкованным с такою крепостью, что ему ничто противустоять не может.
Былова “Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне I (Святителе)” [17], в основу которых положены архивные данные, отвечают на следующие вопросы: где и в какой мере распространился раскол в Воронежской епархии при святителе Тихоне, в чем состояла сущность раскольнических заблуждений, что предпринимало для борьбы с расколом местное духовенство во главе с епископом Тихоном и каковы были результаты этой борьбы.
Раскол существует, это факт, которого не скроешь; но раскол этот вовсе — не враждебная правительству партия, как старались когда-то представить плохие знатоки раскола.
Но сочинения о расколе, явившиеся в последнее время, еще не вполне удовлетворяют возникшей потребности… Впрочем, тем, к сожалению, немногим специалистам, которые знают русский народ и, изучив его в книгах, видали и лицом к лицу раскольников, может быть, еще рано подвергать раскол анализу.
Чрезвычайно многочисленны тайные раскольники-лицемеры: из них некоторые, из уважения к их богатству, приглашены епархиальным начальством к исправлению должностей церковных старост в православных соборах, хотя никогда не исповедываются и не причащаются в православной церкви, строго придерживаются раскола и скрытно, богатством и влиянием своим, поддерживают раскол в народе.
После этого Россия переживала великий раскол между Церковью и государством, раскол внутри Церкви и начало царствования Петра I, человека, который в концепции «третьего Рима» навсегда покончил с идеей «Нового Иерусалима» как духовного содержания этой концепции и явно предпочел идеи, укладывающиеся в понятие «Вавилон»1, навсегда расколов русское общество на две почти несовместимые части.
Придумали ли украинский народ? Отчасти да. …за становлением так называемого украинского народного самосознания в XIX веке стояла Австро-Венгрия, и цель её тоже понятна — чисто геополитическая игра: часть нынешней Украины входила тогда в Австро-Венгрию, и было крайне выгодно насадить идейный, философский раскол внутри Малороссии, богатой и очень важной части Российской империи. Это была банальная цель экспансии Австро-Венгрии на Восток. Именно тогда украинская интеллигенция начала проповедовать культ украинского языка, тогда же появилась литература на украинском…
Скажите мне, разве оправдан раскол из-за мелких религиозных расхождений? Католики...протестанты...
Раздираемый на части противоречивыми желаниями своих компонентов, Кромптон постарался восстановить равновесие, распространив свою власть на них обоих. Он начал борьбу за слияние их в единое, устойчивое целое. Но его составные части, в свою очередь, бились каждый за свою автономию. Линии расщепления углублялись, раскол становился непреодолимым, и Кромптон почувствовал, что зашаталась его собственная стабильность, что над его рассудком нависла угроза.
Причиной «схода» стал церковный раскол в результате которого люди, не принявшие «затеек» (как тогда говорили) патриарха Никона, подались прочь из центральной Руси — кто на запад, кто на восток, а кто и на север.
Транслитерация: raskol
Задом наперед читается как: локсар
Раскол состоит из 6 букв