Значение слова рабство
Рабство в словаре кроссвордиста
рабствоРабство Ра́бство — система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина.
рабствоср.
1.Общественный строй, основанный на владении рабами [ раб
1.]; рабовладельческий строй. отт. перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
2. перен.Полное подчинение чьему-либо влиянию или какому-либо увлечению.
3.Состояние, положение раба [ раб
1.,
2.].
рабствоср.
1) Общественный строй, основанный на владении рабами (
1).
2) Состояние, положение раба (1,
2).
3) перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
4) перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.
рабствор`абство, -а
рабстворабовладельческий строй Во времена рабства. рабство состояние полной зависимости, подчиненности В рабстве у своего чувства. Духовное р. рабство состояние, положение раба Обратить в р. кого-н. (сделать рабом, рабами).
рабствоисторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина - рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 - нач. 19 вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 в.
рабстворабство ср.
1) Общественный строй, основанный на владении рабами (
1).
2) Состояние, положение раба (1,
2).
3) перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
4) перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.
рабстворабства, мн. нет, ср.
1. Состояние, положение раба. Освободиться от рабства. Томиться в рабстве.
2. Общественный срой, основанный на владении рабами (в 1 знач.), хозяйство, основанное на рабском труде. При рабстве "закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов. Сталин.
3. перен. Эксплоатация, угнетение одних людей другими. Народы России в октябре 1917 г., руководимые партией Ленина-Сталина, сбросили с себя цепи капиталистического рабства.
4. перен. Полное подчинение какому-н. влиянию или увлечению. Он в полном рабстве у своих страстей.
рабство- в соответствии с Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г. - "положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности". Р. признано явлением, ликвидация которого требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. В конвенцию были внесены изменения протоколом, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в ее рез. 794 (VD) от 23 октября 1953 г. (вступил в силу 7 декабря 1953 г.) . 30 апреля 1956 г. была заключена Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (вступила в силу 30 апреля 1957 г.) .
рабство- согласно конвенции о рабстве, подписанной в женеве 25 сентября 1926 г., положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности. р. является одной из древнейших форм эксплуатации человека, широко распространенной вплоть до конца XIX в. (отменено в США в 1863 г., в Испании - в 1886 г., в эфиопии - в 1930 г., в саудовской аравии - в 1950 г.). признано явлением, ликвидация которого требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. в 1956 г. женевская конференция представителей 43 государств одобрила дополнительную конвенцию об упразднении р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с р. в настоящее время запрещено законодательством всех стран мира, однако на планете до сих пор 'содержатся в незаконном р. или близком к нему состоянии несколько миллионов человек.
рабствоисторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. легло в основу рабовладельческого строя . Источники Р. - иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля и пр. Начальной формой Р. было т. н. патриархальное P., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для Афин 5-4 вв. до н. э., для поздней Римской республики патриархальное Р. - уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное P., связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в 'говорящее орудие'. Расцвет 'классического' Р. был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности Р. и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости. Исторические факторы (сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д.) действовали наряду с экономическими и побуждали рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами (см. Колонат ). Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами. В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи 'варварских' государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе; в 10-11 вв. Р. сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 - 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев, которые вели торговлю рабами) Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии Р. существовало до 4-6 вв.; пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья. В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. -Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником Р. в средние века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р. мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с 'неверными' и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках (см. Зинджи ), в войсках мусульманских государей (см. Гулямы , Мамлюки ), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал). Новый этап широкого распространения (с 16 в.) Р. в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом т. н. первоначального накопления капитала , колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение Р. приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры. По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против Р. ( аболиционизм в США и т.п.) началась отмена Р. Великая французская революция провозгласила отмену Р. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила Р. в 1807, но фактически вплоть до 1833 Р. в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. Р. было отменено большинством государств Американского континента. В США Р. было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р. ( пеонаж в странах Латинской Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т.п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р. в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в. Международно-правовое регулирование борьбы против Р. началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших Р., носило формальный характер. По существу первая международная конвенция против Р. была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст.
4), что Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с P., принявшая дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р. (принудительный труд и т.п.).Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, 'Вестник древней истории', 1960, | 4; Баллон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1-2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство у индейцев Северной Америки, М. - Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), [б. м.], 1951; Пашерстник А. Е., Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Ingram J. К., A history of slavery and selfdom, L., 1895; Greenidge G. W., Slavery, L., 1958: Nevinson Н. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l'esclavage dans les colonies françaises, P., 1948; Tennenbaum F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Durnond D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor,
1961. В. И. Козлов.
рабстворабство, -а
рабствосостояние раба, бесправное положение, полная зависимость от другого человека, подчинённость другому человеку общественный строй, основанный на рабовладении полная зависимость от чего-либо или кого-либо
Особняком стоят детское рабство, секс-рабство, смертельное рабство, домашнее рабство и ряд др.* * *Со временем меняются лишь названия рабов, а формы эксплуатации остаются те же.
Но для меня и не в этом суть, ибо разумеется, будь идея, у которой мы в рабстве, вдохновеннейшей, восхитительнейшей, освежительно мокрой и насквозь солнечной, рабство оставалось бы рабством, поскольку нам навязывали бы ее.
Гиббон смотрел на «историю упадка и разрушения Римской империи» сквозь туман пятнадцати веков глазами человека XVIII столетия, но он изобразил рост христианства, его разрушительную работу и политическую победу так ярко, как будто он сам лично был свидетелем процесса, который утвердил физическое рабство рабством духовным, заменив языческую свободу критикующей мысли бешеным фанатизмом церковников и монахов.
Если другой писатель знает, что о его произведении будут судить не с политической, а с художественной точки зрения, и дадут жить или не жить ему, исходя из личных вкусов (личных или групповых, это все равно), то это покажется ему рабством, и это рабство нисколько не нужно для революции даже в настоящий момент.
Мы были и останемся рабами Германии, с тою выгодой, что после войны наше внутр<еннее> рабство станет рабством внешним и наша внутр<енняя> политич<еская> борьба превратится в борьбу за политическ<ую> независимость.
Императрица стремилась доказать, что условия жизни подневольного крестьянства за время ее царствования сильно изменились – и крестьянские ребятишки больше не бегают по снегу босиком, а даже носят валеночки и тулупчики, и избы стали строить не с бычьим пузырем в окнах вместо стекол, а даже вполне застекленные и двухэтажные, – а тут Княжнин в открытую называет рабство – рабством!
Демократия сулила гражданам свободу, но обернулась (как убедили россиян) экономическим рабством, а Империя сулит рабство, но люди отныне ждут империю как свободу.
Но трудно уже понять в наше время, для чего те простые рабочие люди, которые составляют народ и дают своими трудами возможность жизни тем, кто ими распоряжается, будь это босняки, герцеговинцы, сербы, черногорцы, немцы, русские, поляки, индусы, англичане, французы, – трудно понять, для чего эти люди, тяготящиеся своим рабством, стремящиеся повсюду к освобождению, могут или спокойно переносить свое ничем не оправдываемое и необъяснимое рабство, или для освобождения от него прибегать к тому самому средству, которое было причиною и теперь составляет главную причину их порабощения: к насилию, к войне, к убийству.
Народ хам отдает себя в рабство, он сам перерезает себе горло, когда, имея выбор между рабством и свободой, народ сам расстается со своей свободой и надевает себе ярмо на шею, когда он сам не только соглашается на свое порабощение, но даже ищет его.
Вот он рассказывает об исходе израильтян из египетского рабства: «…рабство людей было хотя и горькое, но спокойное, обеспеченное и сытное…Это было рабство скорее психологическое: люди работали, ели, но они становились как бы согнутыми нравственно, духовно».
Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство (δουλεία) (564а)
У меня правило есть: за кем больше минуты бегаю, тот ко мне в рабство попадает.
Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным. (Иоганн Гёте)
Вести экономическое строительство нужно под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование… широко внедрить в производство достижения научно-технического прогресса. Если эта работа не будет вестись, нам угрожает закрытие наших заводов и рабство заграничному капиталу. Если мы теперь деревянная, лапотная Россия, то мы должны стать металлической Россией.
Супружество есть рабство мужчины и отпущение на волю женщины. (Адриан Декурсель)
Супружество есть рабство мужчины и отпущение на волю женщины.
Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны. Психологически почти все они были рабами — рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом — рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распущенных друзей, рабом своих рабов. Огромное большинство из них ни в чем не было виновато. Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их зиждилось на пассивности и невежественности, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство.
Воскресшие иеговистские «небожители» будут коренным образом отличаться от тех, кому обещается сытое рабство на новой земле. Работа у землян будет не более 4-х часов в день (а после неё интересные экскурсии, кино и иные развлечения), жилище — удобное, еда — высококачественная, и все будут принудительно счастливы.
Лучшие из женщин — лицемерки (я это слышал от своей бабушки). Мы и не знаем, как много они от нас скрывают; как они бдительны, когда кажутся нам простодушными и доверчивыми; как часто их ангельские улыбки, которые не стоят им никакого труда, оказываются просто напросто ловушкой, чтобы подольститься к человеку, обойти его или обезоружить, — я говорю вовсе не о записных кокетках, но о наших примерных матронах, этих образцах женской добродетели. Кому не приходилось видеть, как жена скрывает от всех скудоумие дурака мужа или успокаивает ярость своего не в меру расходившегося повелителя? Мы принимаем это любезное нам рабство как нечто должное и восхваляем за него женщину; мы называем это прелестное лицемерие правдой. Добрая жена и хозяйка — по необходимости лгунья.
Нация, которая не может управлять собою, но отдает себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им не добровольно, а против своей воли.
Транслитерация: rabstvo
Задом наперед читается как: овтсбар
Рабство состоит из 7 букв