Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова природа

Природа в словаре кроссвордиста

природа

Природа Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении "естественная среда обитания" (всё, что не создано человеком).

Википедия
природа

ж.

1.Совокупность естественных условий на земле ( поверхность, растительность, климат и т.п. ) , органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. отт. Совокупность особенностей какой-либо местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п. отт. Местность вне городских поселений.

2. перен.Сущность, основные качества, свойства чего-либо. отт. разг. Прирожденное свойство, натура, характер.

3. перен. разг.-сниж.Происхождение, порода ( о человеке ) .

Большой современный толковый словарь русского языка
природа

ж.
1) а) Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и т.п.), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. б) Совокупность особенностей какой-л. местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п. в) Местность вне городских поселений.
2) а) перен. Сущность, основные качества, свойства чего-л. б) разг. Прирожденное свойство, натура, характер.
3) перен. разг.-сниж. Происхождение, порода (о человеке).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
природа

жен. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся. природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю природу, вольный воздух, леса, горы и пр. | Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противоп. духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит. Воскресая, человек покидает природу свою. | Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противоп. искусство, дело рук человеческих. Слепое подражанье природе не есть дело достойное искусства. Никакое искусство не достигнет природы, в отделке произведений. Тропическая природа, совместность тамошних произведений, климат, суточные и годовые перемены и пр. | Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности. Человек, по природе, самотник. Все животные семейства кошек, по природе своей, кровожадны. Изучить природу растений, животных, их жизнь и быт, свойства, потребности и пр. Привычка вторая природа. Относя природу к личности, говорят: он от природы зол, добр, глуп, горбат, слеп, хром и пр., т. е. таков родился. В сем значенье природа, как свойство, качество, принадлежность или сущность, переносится и на отвлеченные и духовные предметы: Природа ума человеческого кичлива. Вся природа духовного не подлежит чувствами. Женская природа скажется. Гони природу в дверь, она влетит в окно! Это не в природе вещей, не естественно. | Что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Он, по природе, англичанин, но вырос в России. Курдючные, по природе, овцы, скоро перерождаются вне степей. Он природный дворянин, не жалованный, потомственный. Великие князья природные андреевские кавалеры. Природный, к природе относящ. Природный ум, слух; природные дарованья, недостатки. Природная печать, стар. родовая, семейная. Природный дурень. Прирождать, природить что, даровать кому или чему от природы, природою. Прирожденный, природный, от рожденья. Мы слуги ваши прирожденные. Прирожденный дурачок. | Прибавить урожаем. Овес природил сам-пят. -ся , быть прирождаему. Побудка (инстинкт) прирождается всякому животному. Есть рабы прирожденные. | Овес природился сам-пят. Прирожденье ср. природа, сост. по глаг. и действие по глаг. на -ть и на -ся . Природь жен. , архан. дальняя родня, которой нет иного названья. Природнять, природнить кого, принять в родство, признать родней. -ся к кому, присваиваться, напрашиваться, навязываться в родство. Он природнился как-то к ним, надеясь поживиться. | Прирожать, природить кого, рожать как бы в прибавку к чему; дать лишку приплодом или урожаем. Посеешь зерно, а пять и десять земля природит. За труд и пот земля прирожает. От первой жены было двое, да еще двоих вторая природила.

Словарь Даля
природа

прир`ода, -ы

Словарь русского языка Лопатина
природа

основное средство, сущность Lib П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. природа все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир Мертвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). природа места вне городов (поля, леса, горы водные пространства) Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). природа весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

Словарь русского языка Ожегова
природа


1) в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная.
2) Объект естествознания.
3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; «вторая природа» - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия. См. Охрана природы.

Современный толковый словарь, БСЭ
природа

природа ж.
1) а) Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат и т.п.), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. б) Совокупность особенностей какой-л. местности, включающая ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т.п. в) Местность вне городских поселений.
2) а) перен. Сущность, основные качества, свойства чего-л. б) разг. Прирожденное свойство, натура, характер.
3) перен. разг.-сниж. Происхождение, порода (о человеке).

Толковый словарь Ефремовой
природа

природы, мн. нет, ж.

1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое мировоззрение, говорит Энгельс, означает сто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. Южная природа. Северная природа. Любить природу. Овладеть силами природы. человек строит свою жизнь в борьбе с природой. Подражание природе. Закон природы. Мы пошли на вал, возвышение, созданное природой и укрепленное частоколом. Пушкин. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море. Пушкин. Куда на выдумки природа таровата. Крылов. Меня с малолетства манила неведанная природа. Пришвин. || Местность, места внегородских поселений (разг.). Солнышко взошло, природу осветило. Крылов. Потянуло на природу.

2. Сущность, основное свойство чего-н. (книжн.). Природа общественных отношений. Природа человеческого знания. Природа растений. || Прирожденное свойство, натура, характер (разг.). Гони природу в дверь, она войдет в окно. Поговорка. Природа свое возьмет. У него черствая природа.

3. Происхождение, порода (простореч.). Купеческая природа. Дворянская природа. От природы и (реже) с природы – от рождения, с начала существования, по прирожденному свойству. Он от природы не глуп. Слепой от природы. Пустынник был не говорлив, Мишук с природы молчалив. Крылов. По природе – по характеру, по натуре. По природе он добрый человек. Отдать дань природе (книжн.) – поступить сообразно своим свойствам. Отдать долг природе –
1) умереть (в этом знач. также с прибавкой: последний долг; книжн. устар. ритор.);
2) испражниться (разг. шутл. фам.). Два раза на день ест и пьет и долг природе отдает. Полежаев. В природе вещей (книжн.) – о чем-н. обычном: так и полагается, иначе не бывает. На лоне природы – см. лоно. игра природы – см. игра.

Толковый словарь русского языка Ушакова
природа


1) в широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, вселенной.
2) В более узком смысле - объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания ('наук о П.'). При этом разные естественные науки изучают различные аспекты П. и выражают результаты своего исследования в форме универсальных, но достаточно конкретных законов (типа, например, законов механики, которые характеризуют механическое движение в П., а не П. как таковую). П. в целом выступает как общее понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (например, представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методологии науки, которые выявляют его основные характеристики, опираясь при этом на результаты естественных наук. Как предельная абстракция, основными характеристиками которой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, понятие П. выдвигается на первые роли в социально-культурном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религиозного догматизма и средневековой схоластики (эту линию ярко выражают ориентированное на человека искусство Возрождения и материалистической философской системы), но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16-17 вв.). Современное естествознание наследует традиции понимания П., выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии П. и его специфических закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных уровнях организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т.п. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов П.; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; достижения физики микромира способствуют значительному расширению понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности П. как единой системы. Вместе с тем интенсивное развитие комплекса социальных наук приводит к тому, что наряду с понятием П. интегрирующую роль в познании начинает играть такое понятие, как деятельность .
3) Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие П. характеризует не столько П. как таковую и П. как объект наук, сколько место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - 'вторая П.'. По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П. - закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51,
514). Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, которая всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. Первобытный человек подавляющую часть средств существования получал от П. в готовом или почти готовом виде, продукты его материальной деятельности были непосредственно продуктами П. Сообразно с этим в отношении человека и общества к П. главным было по существу прямое потребление. Господство этого типа отношения легко просматривается в развитии культур, основанных на скотоводстве и земледелии; исходный продукт производства сохраняет здесь свою непосредственную принадлежность к П. Чисто природными были и довольно жёсткие пространственно-временные рамки деятельности; пространственно она локализовалась по слабо взаимосвязанным очагам культуры и испытывала сильнейшее влияние географических условий, а её ритмика задавалась прежде всего ритмами П. (суточными и сезонными), так что циклы деятельности в целом соответствовали циклам П. Эта общая схема отношения к П. мало изменилась и после возникновения высокоразвитой античной культуры, т.к. последняя фактически не затронула принципиальную структуру материальной деятельности (её ведущим мотивом продолжает оставаться получение и обработка материала П.), в которой и осуществляется реальное взаимодействие П. и общества. Масштабы этого взаимодействия начали заметно меняться лишь в новое время - в связи с развитием машинного производства, которое потребовало новых видов сырья и источников энергии и, следовательно, более глубокого проникновения в 'кладовую' П. Человек начал теперь не только значительно больше брать у П., но и делать это в существенно иных формах; он не просто потреблял материал П., а всё более основательно перерабатывал его, придавал ему новые, внеприродные свойства, так что в сумме продуктов производства социальные качества, созданные деятельностью, получали растущий перевес над качествами природными, естественными. С этого момента отношения потребления замещаются отношениями покорения П., расширяющейся эксплуатации природных ресурсов . Под этим знаком проходит первая промышленная революция, которой предшествовала эпоха Великих географических открытий , способствовавших существенному расширению объёма и номенклатуры эксплуатируемых ресурсов П. Общество всё более активно осваивает и преобразует естественное пространство П., создаёт на нём свои, специфически социальные формы организации - 'вторую П.', социальное пространство, законы которого задаются не только природными условиями, но во всё большей степени - общественным трудом; одновременно меняется и ритмика деятельности, утрачивая непосредственную зависимость от ритмов П. До начала современной научно-технической революции эксплуатация П. носила преимущественно экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны П. - человек мог брать у неё 'без счёта', столько, сколько позволяла его собственная производительная сила. К середине 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критическим точкам, причём сразу в нескольких отношениях: масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с их общими запасами в земной П.; та же картина вырисовывается и в отношении естественной базы для производства продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., явственно вторгается в её естественные механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему использованию её ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответствующим изменением характера деятельности, которая теперь уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собственной внутренней логики, а требует специального регулирования, поскольку оказывается ограниченной совокупность её материальных, природных условий. В современном обществе инструментом такого регулирования выступает наука - главное орудие интенсификации производства и рационализации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё более последовательно и ориентируется современная деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к П. - отношение глобального управления, которое охватывает как процессы в П., так и деятельность общества в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на П. и необходимость её сохранения и воспроизводства. П. во всё больших масштабах становится существенным и разумно управляемым компонентом социального организма. Этот процесс, однако, по-разному протекает в разных социально-экономических условиях. Ещё основоположники марксизма показали, что капитализм рождает хищническое отношение к П., источник которого заключён в господстве частного, индивидуалистического интереса. По словам К. Маркса, культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с.
45). Практика современного капитализма свидетельствует о том, что буржуазный строй создаёт серьёзные препятствия на пути построения рационального управления П. и потому сталкивается с различными глобальными кризисами - экологическим, энергетическим и т.д. В противоположность этому сама сущность социалистического строя активно благоприятствует рационализации отношения к П., осуществлению разумного управления ею. '... Коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют... свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль... совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы...' (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с.
387). Но это, разумеется, не означает, что реализация этого принципа достигается автоматически, она требует широких и активных усилий. Развитие форм деятельности определяло и изменение духовно-теоретического отношения к П. с той, однако, разницей, что здесь непосредственное влияние оказывали не формы материального производства, а их преломление в формах духовной деятельности. Для первобытного человека, почти полностью растворённого в П., характерно её одухотворение (см. Анимизм ) ; мир П. выступает здесь непосредственно как мир самого человека; мифологическое мышление ещё не располагает основаниями для противопоставления П. и человека. Собственно теоретическое отношение к П. впервые складывается с отделением философии от мифологии, т. е. с появлением теоретического мышления как такового. В ценностном плане это отношение оказывается двойственным: та часть П., которая вовлечена в орбиту деятельности человека, толкуется с утилитарно-прагматической точки зрения как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его обитания (эта ценностная позиция сохраняется вплоть до середины 20 в.); П. же в целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и потому - как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип ценностного отношения определяет и направление теоретических размышлений о П. Через всю античную философию проходит трактовка П. как совершенства, как средоточия логоса (хотя способы этой трактовки весьма различны; если, например, у Пифагора мир, П. выступают как гармония, как безусловно совершенный порядок, то для Демокрита П. - это царство стихийных сил, а Платон вообще занимает здесь особую позицию, предвосхищающую позднейшее отношение к П. со стороны христианской религии - толкование П. как бледного отражения сверхматериального идеального мира). Античному мышлению свойственно обращаться к П. как к эталону организации, мерилу мудрости, а жизнь в согласии с П. и её законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная. Иначе говоря, П. возвышается над теоретическим мышлением как нечто превосходное, необъятное, неисчерпаемое и в своей целостности доступное лишь идеально. Аналогичное по типу отношение формируется и в др. культурах, сумевших развить теоретическое мышление, в частности в индийской и китайской. Существенно иное отношение к П. складывается с утверждением христианства, которое рассматривает её как воплощение материального начала, как 'низ', где всё преходяще и изменчиво. Земному, П. резко противопоставляется вечное, абсолютное духовное начало - бог, безусловно стоящий над П. В противоположность античности основных идеей здесь является не слияние с П., а возвышение над нею. Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования П. и всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естественного права (Ж. Ж. Руссо и др.), выводившей право из данных П., 'естественных' законов человеческого общежития, а также в ряде школ литературы и философии, активно проводивших лозунг 'назад, к П.' и усматривавших в нём единственное спасение от разрушительного действия буржуазных порядков. Этот же идеал отношения к П. в новое время сыграл немалую роль в превращении П. в объект научного изучения. Вместе с тем развитие науки и начало активного освоения П. на базе развития промышленности существенно трансформировали первоначальную схему идеализированного и поэтизированного отношения к П. Опытное естествознание выдвигает идею 'испытания' П. По отношению к познавательной и практичной активности человека П. начинает выступать как объект, как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. Такой тип отношения к П. сохраняется до тех пор, пока действительное господство над нею не начинает превращаться в реальность. Когда мир, созданный деятельностью человека, становится соизмеримым с миром П., т. е. когда деятельность общества достигает планетарных масштабов, становится по своему объёму сравнимой с масштабами процессов в П., утилитарно-прагматическое отношение к П. постепенно перестаёт быть самодовлеющим и безграничным, оно дополняется осознанием растущей зависимости самой П. от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к П., который можно назвать социально-историческим и который исходит из оценки П. как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает ответственное отношение к П., постоянное соизмерение нужд общества и возможностей П. в их удовлетворении, учёт того важного фактора, что сам человек и человечество есть часть П. В научно-теоретическом плане этой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абсолютного господства над П. к идее отношений общества и П. как отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В. И. Вернадским концепция ноосферы . Сознание потенциального (а в некоторых пунктах и актуального) превосходства общества над П. постепенно, хотя и не безболезненно, рождает новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответственного управления социальными и природными процессами и условиями. Во 2-й половине 20 в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве основы регулирования деятельности и всей системы практических отношений общества и П., в том числе мероприятий по охране природы и защите окружающей среды .Однако процесс рационализации отношений с П. далеко ещё не стал всеобщим. В ряде стран продолжаются загрязнение среды, хищническая эксплуатация ресурсов П. В связи с этим на Западе получил распространение т. н. экологический пессимизм, исходящий из якобы необратимо гибельного характера деятельности человека в П. и в своих крайних формах требующий свёртывания технической цивилизации. В капиталистических странах питательной почвой для такой точки зрения является не только наличие нерешенных вопросов в рационализации отношений общества и П., но и сам характер общественного строя. В то же время практика социализма показывает, что общество, основанное на общественной собственности, в состоянии разумно регулировать свои отношения с П., и хотя далеко не все вопросы удаётся решить сразу, планомерный подход к ним создаёт гарантию успеха и лишает экологический пессимизм социальной базы.Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Калесник С. В., Общие географические закономерности Земли, М., 1970; Федоров Е. К., Взаимодействие общества и природы, Л., 1972; Человек, общество и окружающая среда, М., 1973; Общество и природа, 'Вопросы философии', 1973, | 4; Человек и среда его обитания. Круглый стол журн. 'Вопросы философии', 'Вопросы философии', 1973, | 1-4; Рожанский И. Д., Понятие 'природа' у древних греков, 'Природа', 1974, | 3; Герасимов И., Будыко М., Актуальные проблемы взаимодействия человека и природы, 'Коммунист', 1974, | 10 . Э. Г. Юдин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
природа

ежемесячный естественнонаучный популярный иллюстрированный журнал. Информирует о достижениях естественных наук, проблемах философии и истории естествознания, организации науки. Публикует материалы 'из первых рук' (авторы статей - исследователи, видные советские и иностранные учёные). В 'П.' печатаются обзоры, гипотезы, дискуссии, очерки об учёных, воспоминания, текущая научная хроника и др. Основан в 1912 в Москве товариществом 'Человек и Вселенная', в 20-е гг. - орган Комиссии по изучению естественных производительности сил при АН, с 1930 - журнал АН СССР. Место издания менялось, с 1952 - Москва. С первых номеров стал трибуной передовых взглядов и борьбы за прогресс науки. Редакторами 'П.' были выдающиеся учёные: В. А. Вагнер (
1912), Л. В. Писаржевский (1912-
13), Л. А. Тарасевич (1913-
27), Н. К. Кольцов (1914-
27), А. Е. Ферсман (1917-
30), А. А. Борисяк (1931-
35), С. И. Вавилов (1936-
51), О. Ю. Шмидт (1952-
56), Д. И. Щербаков (1957-
66). С 1967 главный редактор - Н. Г. Басов. Тираж (
1974) 60 тыс. экз.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
природа

природа, -ы

Полный орфографический словарь русского языка
природа

материальный мир, всё, что существует естественный мир, то, что не было создано человеком местность за пределами городов, человеческого жилья сущность, основные свойства чего-либо

Викисловарь
Примеры употребления слова природа в тексте

... отражает соотношение природы и общества: 1) общество – часть природы;2) природа – часть общества;3) общество и природа во взаимосвязи ... реальный мир;4) общество потеряло связь с природой.2. Экологические проблемы служат примером взаимосвязи ... : 1) общества и природы;2) техники и технологии;3) цивилизации и культуры;4) отношений ... и социальной структуры.3. Общей чертой общества и природы является: 1) действие в роли творца культуры ... .4. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества: 1) принятие нового ... льгот ветеранам войны.5. Примером взаимодействия природы и общества является: 1) глобальное потепление климата ... городов.6. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют: 1) научно-техническими; 3) культурными;2) социальными; 4) экологическими ... .7. Взаимосвязь природы и общества проявляется в том, что: 1) природа – часть общества;2) природа определяет развитие ... общества;3) природа оказывает влияние на общество;4) природа не ... .8. В процессе развития общество: 1) обособилось от природы, но тесно связано с ней;2) обособилось ... от природы и не зависит от нее;3) осталось ... частью природы;4) перестало оказывать влияние на природу.9. Какой из примеров ... иллюстрирует взаимодействие природы и общества: 1) выборы ... симфонической музыки.10. Что отличает природу от общества: 1) действие стихийных сил ...

После отвержения до–кетического заблуждения о призрачности человеческой природы Христа и после формулирования учения о двух совершенных природах Христа, нераздельно и неслитно соединенных в одном лице Богочеловека, неизбежно и весьма последовательно возникали в христианском сознании вопросы: насколько совершенна человеческая природа Христа по соединении ее с Божественной, и каково отношение двух совершенных природ между собой и к единой ипостаси Богочеловека?

Гуманисты смотрят на природу как на творение Бога, создавшего мир по собственной воле, и как таковая природа – «наилучшая мать», «святейшая мать»; она все более наделяется божественными свойствами – «создательница всего сущего», «мудрейшая», «божественная», природа-Бог; некоторые гуманисты говорят даже о провидении природы, склонны видеть сознательную, целенаправленную деятельность природы в отношении человека.

Природа — это всё, вся вселенная в целом, но природа — это и тоненький ствол деревца, выросшего где-то на стене многоэтажного городского дома, природа — это мощные стихии, с которыми человеку трудно спорить, но природа — это и нечто хрупкое, слабое, нуждающееся в человеческой заботе, требующее охраны.

И поскольку ваша духовная природа – неотъемлемая часть Космического Духа, равно как и духовная природа всех живущих на Земле, ваша духовная природа и духовная природа всех людей мира – часть Великого Духа.

Это мировоззрение основывалось на суверенности человеческого разума по отношению к природе и связанном с ним отношением субъект-объект, человек-природа, активная роль в котором принадлежит человеку, а природа рассматривается как объект познания, преобразования и, в конечном счете, покорения человеком.

Ваша природа-это моя природа, и если я по своей природе любезен с вами, то и вы тоже обязаны быть любезны.

Я знаю Его единого и сугубого, единого по ипостаси, то есть по лицу, а сугубого по природам и их свойствам – волям и действиям, и, конечно, каждая природа в общении с другой делает то, что ей свойственно: Слово совершает приличествующее Слову в общении с телом, участвуя с ним в деяниях – то прославляется чудесами, то испытывает поругания.

... море синее покоем полным дышит.Природа преподносит всем гармонию,А ветерок – и песни ... …Ночь длиннее, прохладней, дождливей,Как природы предзимней уборка.Это осень всем ... зимнею милой сноровкой.Все движенья природы ритмичны,И гармония их многолика.Красота ... .ЗАКАТИ закат бывает светлым:Все в природе гармонично…На вопрос – звучат ответы ... творенья.Каждому отпущен временной лимит,И природа это, безусловно, подтвердит.Плод, что ... .Он богат духовно, как велит природа,Создает он благо для земных ... милу другу.Великолепье мираИ дарственность природы.И не сидеть в квартире —Ведь нет ...

Природа — не загадка, природа — отгадка, природа — это истина, — так понимали природу первые философы.

Слова которые можно составить из слова природа
ади аид аио аир апи апо арди аро арп арро дао дар дари дарио диоп диор дир дира дои дор дора дориа дпа дра драп драпри дро ида идо иод ипр ира ирд иро ирод ода одр одра опа опад орд орда ори орр пар пард пари парод парри пиар пио пир пира пирр под поди подир пора пори пра прадо при приор про прод рад ради радио радо раи рао рапид рар рид род рода родари роп ропа апр иадор дри рпд пирра пои идра иода адр риа дио дпи парр диа прора ридо ипа ардо адо дпр опида дип дарро риопар идар орпи адор дриоп дриопа пароди дори опра ррп аподи ипора ари рор ирпр роа даи пирро пор адро апиро пиро опи паи риардо идро арпи рпа прд дап ипа аод пардо ора аоп допр проа пиа рора риа ирп рио иап одиар пирард опир ирар пода одаи дорра паро порри одри пидор прад ардр дропа орри рипа доа даир родри рои арри рио рида одар дирар парди дорр рпо рдп парро аои дрр ирпа ирад пирда опади рип ард природ арип пидо рапи риад даро аиод арид даро арид доп пида оаир пад прода ирра дроп пад
Цитаты со словом природа

Врач лечит, природа излечивает.

Латинские пословицы

Дословный перевод: Природа не терпит пустоты.

Латинские пословицы

Какими бы преимуществами природа ни наделила человека, создать из него героя она может, лишь призвав на помощь судьбу.

Франсуа де Ларошфуко

Каждый день усиливается напряжение среди людей и Природы. Природа больна людскими безумиями. Судороги планеты учащаются. Уже можно видеть, как нарушены гармонические вибрации, и планета содрогается в толчках жара и холода. Уже несколько десятков лет происходят ежедневные землетрясения. Уже несколько десятков лет Земля находится в непрерывном трепетании. В нарастании волн трепета Земли можно бы насторожиться и помыслить — все ли в порядке? Землетрясения, извержения, бури, туманы, обмеления, нарушения климата, болезни, обнищание, войны, восстания, неверие, предательства — каких еще признаков грозного времени ждет человечество?! Не нужны пророки, самый ничтожный писец может сказать, что не собиралось никогда столько страшных предвестников разложения Земли. Но глухо ухо и затемнены глаза!

Семь великих тайн космоса

Нельзя полагать, что День Победы 9 мая 1945 года явился переломным днем нашего существования, что как только затихли раскаты орудий, жизнь в мгновение ока изменила характер и стала безмятежной и благостной. На самом деле жизнь из одного качества в другое эволюционировала медленно и малозаметно. Многое из того, что мы открыли для себя в годину тяжелейших испытаний, с нами и поныне, многие наши духовные, нравственные и организационные приобретения так или иначе оказывали или оказывают свое влияние на последующую жизнь общества. Поэтому существует ли надобность для литератора подгонять правду нашего существования под правду войны или реконструировать действительность? Не плодотворнее ли поискать общий знаменатель, философский корень того, что имело место в войне и не утратило своего нравственного или иного значения и теперь? Конечно, метод охоты снайперов за вражескими солдатами вряд ли способен всерьез заинтересовать кого-либо нынче, снайперы не самая актуальная специальность для общества мирного времени; отошли в прошлое многие другие качества, некогда важные для войны, и с ними носители этих качеств. Но вот любители подставить ближнего под удар судьбы или начальства, чтобы самому укрыться за его спиной, не перевелись и поныне. Правда, в годы войны это было заметнее и более впечатляюще по результатам, теперь нередко такие вещи выглядят менее драматически, но при всем том природа их остается единой. Природа предательства во всех видах отталкивающа и предосудительна, какими бы мотивами это предательство ни руководствовалось и какие бы благие цели ни преследовало.

Великая академия — жизнь

Природа не милостива к отдельным живым существам. Ее внимание направлено на виды, расы. … Но каждому живому существу природа ставит задачу. Не выполнив ее, оно умрет. Выполнит — все равно умрет. Природа безучастна: покорных ей много, но вечность суждена не покорным, а покорности. … Природа безучастна. Она поставила жизни одну задачу, дала один закон. Задача жизни — продолжение рода, закон ее — смерть.

Джек Лондон

Язык для человеческого духа — то же, что природа для мирового духа: состояние его инаковости.

Философия символических форм

Автор верит, что природа не прекращает выпуск крепких людей и пока не планирует это делать. Ибо не может же быть, чтобы победили металл, предназначенный для уничтожения, кирпич, который случайно падает сверху, или болезнетворный кусок клетчатки.

Олег Михайлович Куваев

Вообще ли низка человеческая природа или такими нас делает трон? Или эта безмерная грязь и мерзость — неизбежная дань, которую мы платим за право носить корону? (Филипп V)

Проклятые короли

Фактически природа сновидения состоит в том, что реальность повсеместно ускользает от сознания, которое вновь и вновь пытается ее схватить; все усилия сознания, вопреки его намерениям, ведут к порождению воображаемого.

Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я