Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова питать

питать

несов. перех.

1.Давать еду, пищу; кормить. отт. устар. Кормить своим молоком ( ребенка, детеныша ) . отт. перен. Доставлять духовную, умственную пищу.

2.Служить пищей, удовлетворять потребность в питании. отт. Обеспечивать поступление питательных веществ в организм ( об органах ) .

3.Доставлять средства к существованию; кормить, содержать.

4.Снабжать веществами, материалами, необходимыми для действия, функционирования чего-либо.

5. перен.Способствовать, содействовать развитию, укреплению чего-либо.

Большой современный толковый словарь русского языка
питать

несов. перех.
1) а) Давать еду, пищу; кормить. б) устар. Кормить своим молоком (ребенка, детеныша). в) перен. Доставлять духовную, умственную пищу.
2) а) Служить пищей, удовлетворять потребность в питании. б) Обеспечивать поступление питательных веществ в организм (об органах).
3) Доставлять средства к существованию; кормить, содержать.
4) Снабжать веществами, материалами, необходимыми для действия, функционирования чего-л.
5) перен. Способствовать, содействовать развитию, укреплению чего-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
питать

питывать кого, питавить тул. кормить, насыщать, давать есть, отпускать пищу, корм, хлеб, харч; снабжать пищей, продовольствовать. Питает Бог и человека и червя. Земля всех питает, и сама всех поглощает. Мать младенца грудью питает. Больного питают, купая по дважды в день в говяжьем наваре. Тяжело одному питать семью, содержать; кормить, оде вать, обогреть и пр. | Усвояться животным или рас тительным телом; входя в тело, ртом или иным путем, претворяться в плоть, кровь, соки, растить и утучнять; служить пищею, Жнивотных питают только вещества животные же и растительные, а растенья, отчасти, усвояют себе и ископаемые. Мякинный хлеб набивает брюхо, а не питает тела. | Снабжать, пополнять, быть источником, родником или притоком чего. Ключи подземные, питаемые дождями и снегами, сами питают реки. | * Поддерживать, поощрять в ком что-либо, усиливать, разжигать. Вековые предрассудки питают ложные убежденья. Страсти питают своеволие. Он питает (в сердце) ненависть, любовь, надежду и пр. Меня работа питает, кормит, я добываю ею пищу; или она меня тешит, покоит дух, обновляет нравственные силы. Науки юношей питают, Ломоносов. -ся , страд. , возвр. по смыслу. Крот питается червями и личинками насекомых, ест их. Всяк питайся от трудов своих, кормись и содержи себя. Крупицами от стола довольного питается нужный. Вражда питается страстями. Питайтесь, костр. ешьте, покушайте. Он воспитан в корпусе. Губа впитывает в себя влагу, напиталась ею. Она перепитана, пересыщена. Надо пропитать семью. Упитанное говядо, тучное. Питанье ср. сост. по глаг. и действие по глаг. Питанье образует существенное различие между орудным и безорудным царством. Питанье состоит в приеме и усвоении пищи; это обращенье стороннего вещества в свою плоть. Питательный, питающий, сытный или насыщающий; годный для переварки черевами и усвоенья; могущий служить пищей, утучняющий; | к питанью вообще относящ. Растенье находит питательные части в ископаемых, а для животных они не питательны. Мясная и мучная пища пи тательнее плодовой и овощной. Питательность, свойство питательного. Питатель муж. -ница жен. питающий кого-либо. Питомец и питомок муж. питомка и питомица жен. чей, воскормленик, воспитанник, кого вспоили и вскормили. Питомицы воспитательного заведенья. Весь скот мой доморощенный, все питомцы мои. Вот сеянцы моего рассадника, а там саженцы, питомцы мои. Питомцев, -мицын , им лично принаделжащий. Питомничий, питомческий, к ним относящ. Питомство ср. действие воспитателя и | состоянье питомца его. Питомник муж. вообще, рассадник растений, где их сеют, разводят и затем пересаживают на простор, для взрашенья; говорят о школе, разводке дерев. Сеянцы высаживаются, по годам, в питомник. Питомый архан. кто уже пил, напился, утолил жажду, или выпил, чем потчуют. Я уж питомый, благодарствую!

Словарь Даля
питать

пит`ать, -`аю, -`ает

Словарь русского языка Лопатина
питать

В сочетании с некоторыми сущ., обозначающими какое-н. чувство: испытывать, ощущать Lib П. доверие, ненависть, надежду. питать доставлять что-нибудь необходимое, снабжать; доставлять необходимые вещества в какую-нибудь среду, в организм П. почву. П. клетки ткани. П. город электроэнергией. питать обеспечить кого-нибудь пищей П. больного.

Словарь русского языка Ожегова
питать

питать несов. перех.
1) а) Давать еду, пищу; кормить. б) устар. Кормить своим молоком (ребенка, детеныша). в) перен. Доставлять духовную, умственную пищу.
2) а) Служить пищей, удовлетворять потребность в питании. б) Обеспечивать поступление питательных веществ в организм (об органах).
3) Доставлять средства к существованию; кормить, содержать.
4) Снабжать веществами, материалами, необходимыми для действия, функционирования чего-л.
5) перен. Способствовать, содействовать развитию, укреплению чего-л.

Толковый словарь Ефремовой
питать

питаю, питаешь, несов. (книжн.).

1. кого-что. Кормить, снабжать пищей, вводить пищу в чей-н. организм. Питать больного четыре а в день. || Доставлять пропитание, средства к жизни. Меня питает литературный труд.

2. что. Служа организму материалом для пищеварения, всасываться, впитываться в него, насыщать его (о питательных веществах; физиол.). Вещества, питающие организм, частично отлагаются в виде жиров.

3. перен., кого-что. Доставлять кому-н. духовную, умственную пищу. Науки юношей питают, отраду старцам подают. Ломоносов.

4. что. Доставлять чему-н. материал для работы, насыщать, снабжать чем-н. (спец.). Каменный уголь питает промышленность. Питать котлы водой. Тающий снег питает горные реки.

5. перен., что. Создавать почву для чего-н., содействовать росту, развитию чего-н., поддерживать, поощрять что-н. Дружба питает взаимное доверие.

6. перен., что. В сочетании с отвлеч. сущ., обозначающими какое-н. чувство, внутреннее состояние, употр. в знач.: испытывать, ощущать, переживать то чувство, состояние, к-рое выражено сущ., поддерживать его в себе (книжн.). Питать надежду (надеяться). Питать ненависть (ненавидеть). Питать уверенность (быть уверенным). Какое б в сердце ни питал ты сокровенное мечтанье. Пушкин.

Толковый словарь русского языка Ушакова
питать

питать, -аю, -ает

Полный орфографический словарь русского языка
питать

давать кому-либо пищу; кормить снабжать чем-либо необходимым, служить источником для нормального действия, функционирования испытывать, ощущать

Викисловарь
Примеры употребления слова питать в тексте

Далече от всего того, как от зелья чарующего и смертоносного, да дарует Он всем нам — и пастырям и стаду — и питаться, и питать, и всем ныне и в вечном упокоении быть едино во Христе Иисусе.

В отличие от картофельных клубней[1], которые живут и произрастают в земле для того, чтобы питать и утучнять человека, этого рода растительность живет и произрастает в человеке для того, чтобы питать и утучнять землю.

Питать отвращение к евреям, как питать отвращение к немцам, или полякам, или армянам, есть вообще недолжное отношение к людям.

Быть может, они уже проиграли, и огромные жертвы напрасны… Но кто-то же должен питать свою ненависть к НИМ, ну хотя бы своими болью и страхом, ведь её больше нечем питать!..

Какой же инфантильностью, недальновидностью, отсутствием реальных прогнозов должна характеризоваться внешнеполитическая машина России, чтобы питать все эти иллюзии и питать ими российское общество!

Она не только остается вечно живой, но и обладает той беспредельной жизненной силой, которая питала, питает и будет всегда питать человечество.

Волненiе, которое Мартынъ узналъ, и которое съ той поры, въ различныхъ проявленiяхъ и сочетанiяхъ, всегда уже сопутствовало его жизни, было какъ разъ тeмъ чувствомъ, которое мать и хотeла въ немъ развить, - хотя сама бы затруднилась подыскать этому чувству названiе, - знала только, что нужно каждый вечеръ питать Мартына тeмъ, чeмъ ее самое питала когда-то покойная гувернантка, старая, мудрая госпожа Брукъ, сынъ которой собиралъ орхидеи на Борнео, леталъ на аэростатe надъ Сахарой, а погибъ отъ взрыва котла въ турецкой банe.

Но когда я увидел, какие потери понесло наше семейство из-за поклонения деньгам, я воспылал к ним ненавистью, сударь, какую питаю и поныне и буду питать до конца моих дней.

Когда-то я дала ему слово, что, получив перстень, забуду все обиды и вспомню только о той любви, которую питала… которую всегда буду питать к нему… Я вспомню и…

Раздражаясь на себя за эту сохраненную потребность есть и пить, за необходимость питать свое праздное, бездельное тело, он собрался и вышел из дома.

Цитаты со словом питать

Миссия всякой державы - собирать вокруг себя народы. Не сосать из них соки, а питать своей кровью.

Vremena Goda

Природа устроила так, что питать иллюзии свойственно не только безумцам, но и мудрецам: в противном случае последние слишком сильно страдали бы от собственной мудрости. (Никола Себастиан Шамфор)

Мечта

Жить — разве это не значит питать несокрушимую веру в победу?

Феликс Эдмундович Дзержинский

Главное правило, когда охотишься за кем-то и хочешь его убить, — это не питать к нему личной неприязни. Впрочем, чаще всего это не получается.

Max Payne

Вера есть внутренний духовный опыт и духовная жизнь, есть возрождение души, и она не может порабощать философию, она может лишь питать её. Но в борьбе против религии авторитета, сжигавшей на костре за дерзновение познания, философия отпала от веры, как внутреннего просветления познания.

Николай Александрович Бердяев

Важность ее по сравнению с окружающими была настолько высока, что, не зная о них ничего, кроме имени, она могла питать к ним лишь самое честное чувство симпатии.

Марсель Пруст

Вероятно, все правительства мира станут полностью или почти полностью тоталитарными еще даже до взнуздания атомной энергии; а что они будут тоталитарными во время и после этого взнуздания, кажется почти несомненным. Только широкомасштабное народное движение к децентрализации и самопомощи может остановить современную тенденцию к этатизму. Но в данный момент не видно признаков такого движения.Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый. Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность — это грех перед Святым Духом. В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство. Задача воспитания в них этой любви возложена в нынешних тоталитарных государствах на министерства пропаганды, на редакторов газет и на школьных учителей. Но методы их все еще грубы и ненаучны. Старое утверждение иезуитов, будто каждый воспитанный ими ребенок навсегда сохранит внедренные в него религиозные взгляды, было всего лишь похвальбой. А современный педагог, пожалуй, намного слабей в деле привития своим ученикам условных рефлексов, чем преподобные отцы, воспитавшие Вольтера. Наибольшие триумфы пропаганды достигнуты не путем внедрения, а путем умолчания. Велика сила правды, но еще могущественнее — с практической точки зрения — умолчание правды. Просто-напросто замалчивая определенные темы, отгораживая массы «железным занавесом» (как выразился м-р Черчилль) от тех фактов или аргументов, которые рассматриваются местными политическими боссами как нежелательные, тоталитаристские пропагандисты влияют на мнения гораздо действеннее, чем с помощью самых красноречивых обличении, самых убедительных логических опровержений. Но умолчания недостаточно. Чтобы обойтись без преследований, ликвидации и других симптомов социального конфликта, надо позитивные аспекты пропаганды сделать столь же действенными, как и негативные. Самыми важными «манхэттенскими проектами» грядущего будут грандиозные, организованные правительствами исследования того, что политики и привлеченные к участию научные работники назовут «проблемой счастья», имея в виду проблему привития людям любви к рабству. Однако любовь к рабству недостижима при отсутствии экономической обеспеченности; в целях краткости я делаю здесь допущение, что всемогущей исполнительной власти и ее администраторам удастся разрешить проблему этой постоянной обеспеченности. Но к обеспеченности люди очень быстро привыкают и начинают считать ее в порядке вещей. Достижение обеспеченности — это лишь внешняя, поверхностная революция. Любовь к рабству может утвердиться только как результат глубинной, внутриличностной революции в людских душах и телах. Чтобы осуществить эту революцию, нам требуются, в числе прочих, следующие открытия и изобретения. Во-первых, значительно усовершенствованные методы внушения — через привитие малым детям условных рефлексов и, для старших возрастов, применение таких лекарственных средств, как скополамин. Во-вторых, детально разработанная наука о различиях между людьми, которая позволит государственным администраторам определять каждого человека на подходящее ему (или ей) место в общественной и экономической иерархии (Люди неприкаянные, чувствующие себя не на месте, склонны питать опасные мысли о социальном строе и заражать других своим недовольством). В-третьих (поскольку люди частенько ощущают нужду в отдыхе от действительности, какой бы утопической она ни была), заменитель алкоголя и других наркотиков, и менее вредный, и дающий большее наслаждение, чем джин или героин. И в-четвертых (но это будет долговременный проект — понадобятся многие десятилетия тоталитарного контроля, чтобы успешно выполнить его), надежная система евгеники, предназначенная для того, чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов. В «О дивном новом мире» эта стандартизация изготовляемых людей доведена до фантастических — хотя, наверно, и осуществимых — крайностей. В техническом и идеологическом отношении нам еще предстоит немалый путь до обутыленных младенцев и выпускаемых серийно, методом Бокановского, полукретинов. Но и не такое может осуществиться к шестисотому году эры Форда! Что же касается первых трех черт этого более счастливого и стабильного мира, то эквиваленты сомы, обучения во сне и научной системы каст отстоят от нас, вероятно, не дальше, чем на три-четыре поколения. Да и сексуальный промискуитет «О дивного нового мира» не столь уж от нас отдален Уже и сейчас в некоторых крупных городах Соединенных Штатов число разводов сравнялось с числом браков. Пройдет немного лет, и, без сомнения, можно будет покупать разрешение на брак, подобно разрешению держать собаку, сроком на год, причем вы будете вольны менять свою собаку или держать нескольких одновременно. По мере того как политическая и экономическая свобода уменьшается, свобода сексуальная имеет склонность возрастать в качестве компенсации. И диктатор (если он не нуждается в пушечном мясе либо в семьях для колонизации безлюдных или завоеванных территорий) умно поступит, поощряя сексуальную свободу. В сочетании со свободой грезить под действием наркотиков, кинофильмов и радиопрограмм она поможет примирить подданных с рабством, на которое те обречены.Если все это учесть, то похоже, что Утопия гораздо ближе к нам, чем кто либо мог вообразить всего пятнадцать лет назад. Тогда она виделась мне в дальнем будущем, через шесть столетий. Сейчас мне кажется вполне возможным, что не пройдет и сотни лет, как мы очутимся во власти этого кошмара. При условии, конечно, что прежде не разнесем себя на мелкие кусочки. По сути дела, если мы не изберем путь децентрализации и прикладную науку не станем применять как средство для создания сообщества свободных личностей (а не как цель, для которой люди назначены служить лишь средством), то нам останутся только два варианта либо некое число национальных, милитаризованных тоталитарных государств, имеющих своим корнем страх перед атомной бомбой, а следствием своим — гибель цивилизации (или, если военные действия будут ограничены, увековечение милитаризма), либо же одно наднациональное тоталитарное государство, порожденное социальным хаосом — результатом быстрого технического прогресса вообще и атомной революции в частности; и государство это под воздействием нужды в эффективности и стабильности разовьется в благоденственную тиранию, воплощенную в Утопии. Плати, хозяин, деньги и бери, которую из трех облюбовал.

О дивный новый мир

К Бернарду, подавленному и протрезвевшему, Дикарь неожиданно отнесся с сочувствием.— Теперь ты снова похож на того, каким был в Мальнаисе, — сказал он, когда Бернард поведал ему о печальном финале вечера. — Помнишь наш первый разговор? На пустыре у нас. Ты теперь опять такой.— Да, потому что я опять несчастен.— По мне лучше уж несчастье, чем твое фальшивое, лживое счастье прошлых недель.— Ты б уж молчал, — горько сказал Бернард. — Ведь сам же меня подкосил. Отказался сойти к гостям и всех их превратил в моих врагов.Бернард сознавал, что слова его несправедливы до абсурда; он признавал в душе — и даже признал вслух — правоту Дикаря, возражавшего, что грош цена приятелям, которые, чуть что, превращаются во врагов и гонителей. Но сознавая и признавая все это, дорожа поддержкой, сочувствием друга и оставаясь искренне к нему привязанным, Бернард упрямо все же затаил на Дикаря обиду и обдумывал, как бы расквитаться с ним. На архипеснослова питать обиду бесполезно; отомстить Главному укупорщику или помощнику Предопределителя у Бернарда не было возможности. Дикарь же в качестве жертвы обладал тем огромным преимуществом, что был в пределах досягаемости. Одно из главных назначений друга — подвергаться (в смягченной и символической форме) тем карам, что мы хотели бы, да не можем обрушить на врагов.Второй жертвой-другом у Бернарда был Гельмгольц. Когда, потерпев крушение, он пришел к Гельмгольцу, чтобы возобновить дружбу, которую в дни успеха решил прервать, Гельмгольц встретил его радушно, без слова упрека, словно не было у них никакой ссоры. Бернард был тронут и в то же время унижен этим великодушием, этой сердечной щедростью, тем более необычайной (и оттого вдвойне унизительной), что объяснялась она отнюдь не воздействием сомы. Простил и забыл Гельмгольц трезвый и будничный, а не Гельмгольц, одурманенный таблеткой. Бернард, разумеется, был благодарен (дружба с Гельмгольцем теперь — утешение огромное) и, разумеется, досадовал (а приятно будет как-нибудь наказать друга за его великодушие и благородство).

О дивный новый мир

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.

Фукидид

Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостыо и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.

Плутарх

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я