Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова память

Память в словаре кроссвордиста

память

Память Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным.

Википедия
память

ж.

1.Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

2.Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными.

3.Воспоминание о ком-либо или чем-либо. отт. То, что напоминает о ком-либо, чем-либо.

4. устар.Воспоминания об умершем в день смерти кого-либо ( обычно отмечаемый религиозными обрядами ) .

5.Способность мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание.

Большой современный толковый словарь русского языка
память

ж.
1) Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
2) Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными.
3) а) Воспоминание о ком-л. или чем-л. б) То, что напоминает о ком-л., чем-л.
4) устар. Воспоминания об умершем в день смерти кого-л. (обычно отмечаемый религиозными обрядами).
5) Способность мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
память

жен. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего противоположно памяти былого. Память внешняя, безотчетное знание наизусть затверженного; память слов, цифр, имен и событий; память внутренняя, разумное пониманье научной связи узнанного, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин. Память к языкам. Память местности. Лишиться памяти, сознанья, чувств, быть в обмороке, или же | утратить память болезненно. Отбить кому память, притупить дурным обращеньем. Память острая, тупая, ясная либо смутная. За мою память или на моей памяти этого не было, сколько живу. Держи на памяти, помни, не забывай. На памяти вертится, не могу вспомнить. Дай Бог память, говорят припоминая что. | Памятованье или воспоминанье, память в действии, в деле. Память о Суворове живет в народе. Это мне будет память, буду поминать. Для памяти записываю, чтобы помнить; или мн. Этот человек долго будет на людских памятях! будут помнить его. О память сердца, ты милей рассудка памяти печальной! Батюшков. | Памятная записка, что-либо записанное для памяти, чтобы не забыть, не запамятовать. Возьми-ка вот память, я запишу, неравно забудется. | стар. письменное отношенье, деловое сообщенье, предписанье, записка. Память такому-то, от такого-то. | стар. духовная запись, завещанье. Писали: Память мне, такому-то, сделать то и то. | Церковная служба, в честь святых, а также | в поминовение усопших. Память Св. Равноапостольного Владимира 15-го июля. Память по отце, по брате, годовщина, день смерти и исполненье обряда поминовенья. На себе платье зашивать, пуговку пришивать - пришьешь память. Отбить кому память. Вот был на памяти, да выскочил! Была, сказывают, и правда на свете, да не за нашу память. У него девичья (женская) память (короткая). Бестолков, да памятлив. Доброму добрая память. И не грамотен, да памятен. Дураку вечная память. Слепому да глухому вечная память. Быть тебе (или ему) семь веков на людских памятях. Задали памятку, что до новых веников не забудет. До отцовских памятей (давно). И старикам не в память. По старой памяти, что по грамоте. Слаб памятью: что у кого возьмет, забудет; а что кому даст, помнит. Памятца жен. памяток муж. синодик, тетрадь, куда вписываются имена усопших, поминаемых на проскомидии, панихидах. | Памятца, стар. память, в знач. духовной записи. Памятка жен. урок, наука, пример; случай, который не скоро забудешь, который заставляет думать, помнить о себе или остерегаться. Это мне будет памятка вперед. Ну дал он мне памятку, вперед не обманет. Памятух муж. памятуха об. Памятчик муж. -чица

Словарь Даля
память

п`амять, -и; но: Кн`ига П`амяти (со списками жертв войн, репрессий)

Словарь русского языка Лопатина
память

== воспоминание о ком-чем-нибудь Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п. память способ сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувства). Образная п. Вр-заться в п. (хорошо запомнится). Это на его памяти (о чем-н. отдаленном:он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспомнить что-н. ; неодобр.). память ! способ сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувства). Образная п. Вр-заться в п. (хорошо запомнится). Это на его памяти (о чем-н. отдаленном:он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспомнить что-н. ; неодобр.). память то, что связано с умершим (воспоминая о нем, чувства к нему) Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого-н. умершего). память в честь (кого-нибудь умершего или какого-нибудь важного события в прошлом) Турнир памяти Алехина. Вечер памяти геров.

Словарь русского языка Ожегова
память

вид служебной переписки в России 16-17 вв. Содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц. - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Современный толковый словарь, БСЭ
память

память ж.
1) Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
2) Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными.
3) а) Воспоминание о ком-л. или чем-л. б) То, что напоминает о ком-л., чем-л.
4) устар. Воспоминания об умершем в день смерти кого-л. (обычно отмечаемый религиозными обрядами).
5) Способность мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание.

Толковый словарь Ефремовой
память

памяти, мн. нет, ж.

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. Рыцари хотят послушать твоих песен, оли страх не отшиб у тебя памяти. Пушкин. Память может изменить вам. Чернышевский. Зрительная память. Находясь в здравом уме и твердой памяти (формула завещания; устар.). Лишиться памяти. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в память.

2. Воспоминание о ком-чем-н. Чтить память борцов за революцию. Оставил по себе добрую память. В память наших встреч. Памяти какого-н. святого, а также самый этот день (церк.). день памяти или память Александра Невского. || Поминание умершего в день его смерти, а также самый этот день (разг. церк.). Память по отце. Сегодня – память отца.

4. Запись или книжечка с записями о чем-н., что нужно помнить (устар.).

5. Деловое отношение, предписание (старин.). без памяти (разг.) –
1) забывая всё, до потери сознания. И все-таки я вас без памяти люблю. Грибоедов. Бежали от них без памяти. А.Н. Толстой.
2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого-н. Он от нее без памяти.
3) без чувств, без сознания. Лежит без памяти. В памяти (разг. устар.) – в полном сознании, в себе. Вы всё еще не в памяти. Достоевский. Лишиться памяти (устар.) – впасть в бессознательное состояние. На памяти чьей (разг.)

Толковый словарь русского языка Ушакова
память

способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.

Медицинские термины
память

Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. Основные процессы П. – запоминание, удержание, воспроизведение, забывание. Характеристика П. и ее расстройств имеет важное диагностическое значение и в значительной мере определяет возможности социально-трудовой реабилитации, особенно при органических заболеваниях головного мозга. - П. ассоциативная характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно (См. Ассоциации ). - П. двигательная. Ее объект – движения, их координация и последовательность. В значительной мере является автоматизированной. - П. долговременная обеспечивает длительное удержание знаний (часы, годы, иногда десятилетия). Относится также к умениям и навыкам. Характеризуется значительным объемом удерживаемой информации. Для перевода запоминаемого материала в П.д. необходима его осмысленная интерпретация. - П. зрительная. Вид, модальность П., связанной с деятельностью зрительного анализатора. Может носить характер наиболее выраженной, по сравнению с другими видами П. - П. кратковременная обеспечивает оперативное удержание и преобразование материала, необходимого в процессе непосредственной деятельности. Перевод запоминаемого из сенсорной сферы в П.к. осуществляется благодаря функции активного внимания. Продолжительность удержания информации не превышает десятков минут. Син.: П. оперативная. - П. логическая построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами. Син.: П. смысловая. - П. механическая направлена на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов. Син.: П. непосредственная. - П. непосредственная. См. П. механическая. - П. непроизвольная. Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произвольного внимания. - П. образная характеризуется преимущественной направленностью на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.). - П. оперативная. См. П. кратковременная. - П. опосредованная включает в себя П. ассоциативную и логическую. - П. панорамическая ( греч. pan – всё, horama – вид, зрелище). Характеризуется быстрым течением насильственных воспоминаний, в которых за короткое время, в ускоренном темпе больной как бы заново переживает продолжительные периоды своей жизни. Наблюдается при височной эпилепсии в сочетании с обонятельными и вкусовыми галлюцинациями и сноподобными состояниями. - П. произвольная. Процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания. Ср.: П. непроизвольная. - П. словесная направлена на запоминание слов. Иногда термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими. - П. слуховая направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.). - П. смысловая. См. П. логическая. - П. эмоциональная. В запоминании того или иного материала важную роль играют чувства, эмоции, аффективная значимость. См. Закон Рибо .

Толковый словарь психиатрических терминов
память

способность к воспроизведению прошлого опыта , одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения .Память в нейрофизиологии. П. свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём П., длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток ( нейронов ) мозга и усложнения его структуры. Физиологические исследования П. обнаруживают 2 основных этапа её формирования, которым соответствуют два вида П.: кратковременная и долговременная. Кратковременная П. характеризуется временем хранения информации от секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и др.). Долговременная П., время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную П. Переход от первого вида П. ко второму постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная П. основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определённых нейронных систем. При переходе к долговременной П. связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках. Опыты с иссечением участков коры больших полушарий головного мозга и электрофизиологическими исследования показывают, что 'запись' каждого события распределена по более или менее обширным зонам мозга. Это позволяет думать, что информация о разных событиях отражается не в возбуждении разных нейронов, а в различных комбинациях совозбуждённых участков и клеток мозга. Нервные клетки не делятся в течение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Новые нейронные системы фиксируются за счёт изменений в межнейронных контактах - синапсах , в которых нервный импульс вызывает выделение специального химического вещества - медиатора , способного облегчить или затормозить генерацию импульса следующим нейроном. Долговременные изменения эффективности синапсов могут быть обусловлены изменениями в биосинтезе белков , от которых зависит чувствительность синаптической мембраны к медиатору. Установлено, что биосинтез белков активируется при возбуждении нейронов на разных уровнях организации ЦНС, а блокада синтеза нуклеиновых кислот или белков затрудняет или исключает формирование долговременной П. Очевидно, что одна из функций активации синтеза при возбуждении - структурная фиксация нейронных систем, что и лежит в основе долговременной П. Имеющиеся экспериментальные данные не позволяют пока решить, происходит ли проторение путей распространения возбуждения за счёт увеличения проводимости имеющихся синапсов или в результате возникновения дополнительных межнейронных связей. Оба возможных механизма нуждаются в интенсификации белкового синтеза. Первый - сводится к частично изученным явлениям клеточной адаптации и хорошо согласуется с представлением об универсальности основных биохимических систем клетки. Второй - требует направленного роста отростков нейронов и, в конце концов, кодирования поведенческой информации в структуре химических агентов, управляющих таким ростом и заложенных в генетическом аппарате клетки. Для исследования П. применяют методы клинической и экспериментальной психофизиологии, физиологии поведения, морфологии и гистохимии, электрофизиологии мозга и отдельных нейронов, фармакологические методы, а также методы аналитической биохимии. В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов П. осуществляется на разных объектах - от человека до культуры нервных клеток.Лит.: Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974; Агранов Б., Память и синтез белка, в кн.: Молекулы и клетки, пер. с англ., в. 4, М., 1969; Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969: Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970; Hebb D. О., Organization of behavior, N. Y.,

1949. С. И. Розанов.Память в психологии. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, П. сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого 'я' и выступает таким образом в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности . Особое значение, которое с древних времён придавалось П., можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня П.- Мнемосина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н. э.) была разработана первая мнемотехническая система (см. Мнемоника ) . Долгое время проблема П. разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в специальном трактате 'О памяти и воспоминании': собственно П. свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть 'как бы своеобразное отыскивание' образов и 'бывает только у тех, кто способен размышлять', ибо 'тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде' (453а). Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь 'открытые' в качестве основных законов ассоциаций : по смежности, по сходству и по контрасту. Им был намечен ряд проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени: возрастные изменения и характерологические различия П., связь П. с членением времени и др. Материалистические тенденции, заложенные в аристотелевском учении о П., были восприняты стоиками и эпикурейцами, получив при этом во многом упрощённое истолкование. Так, было утеряно представление об активном характере воспоминания, аристотелевской метафоре о 'как бы отпечатках' в душе был придан буквальный смысл. В противоположность этому идеалистическое понимание П. как активной деятельности души было развито неоплатонизмом (Плотин). Связь воспоминания с переживанием времени отмечалась Августином . В новое время проблема П. получила особое развитие в философии английского эмпиризма (Т. Гоббс , Дж. Локк ) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях . П., по Локку, есть как бы 'кладовая' идей; '... это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела' (Локк Д., Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с.
168). Введённому Локком представлению об ассоциациях как об одном из факторов, определяющих 'движение идей', впоследствии в ассоцианизме было придано значение универсального принципа объяснения душевной жизни. В рамках ассоцианизма немецким психологом Г. Эббингаузом было выполнено первое экспериментальное исследование П. (
1885). Линию ассоцианизма продолжил американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), который, поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения ,отождествил, в конечном итоге, П. с приобретением навыков . Против такого отождествления было направлено учение французского философа-интуитивиста А. Бергсона ('Материя и память', рус. пер., СПБ,
1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (например, текста стихотворения) П. неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (например, самого единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой 'образной' П., 'сферы чистых воспоминаний', 'П. духа', по отношению к которой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. В этой идеалистической концепции П. был, однако, с предельной остротой поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоцианистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и внимания , П. и бессознательного и др.). С др. стороны, с резкой критикой 'атомизма' и механицизма ассоцианистского представления о П. выступила гештальтпсихология , которая настаивала на целостном и структурном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься как своеобразные динамические системы, или поля сил. Обозначилась и тенденция к расширительному толкованию П. Нем. психологи Э. Геринг (
1870), а вслед за ним Р. Земон (
1904) и Э. Блейлер (
1931) в учении о 'мнеме' пытались рассматривать П. не только как психическую, но и как 'общеорганическую функцию', объясняя ею, в частности, процессы наследственности (воскрешая таким образом учение немецкого натурфилософа 1-й половины 19 в. К. Каруса). Всё это вновь остро поставило вопрос о природе и специфике П. человека. Во французской социологической школе было обращено внимание на истинную природу и социальную обусловленность П. человека. По П. Жане , П. человека есть особое действие, 'специально изобретённое людьми' и в принципе отличное от простой репродукции; это символическая реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем 'коллективной П.' общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для его воспоминаний. В английской психологии сходную точку зрения отстаивал Ф. Бартлетт (
1932), сводивший П. не столько к воспроизведению, сколько к реконструкции прежнего опыта. Советская психология, опираясь на методологию диалектического и исторического материализма, уделила особое внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (
1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств, 'стимулов-средств' (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация . В последующих работах советских психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности. В соответствии с традиционным членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего - узнавание, воспоминание и собственное припоминание (П. П. Блонский ) . Различают произвольную и непроизвольную П. В случае первой человек решает особую мнестическую задачу: запомнить или припомнить нечто; в случае непроизвольной П. запоминание или припоминание включены как несамостоятельные моменты в более широкий контекст деятельности. По способу осуществления мнестических действий различают непосредственную и опосредствованную П. (Выготский). По форме, в которой протекают процессы П., выделяют моторную П., или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П. ('П. чувств' - Т. Рибо), образную и словесно-логическую П.; между ними пытаются установить те или иные генетические отношения (Блонский). Наконец, в зависимости от ведущего положения у отдельных индивидов можно говорить о существовании зрительного, слухового и словесного типов П. Будучи включенной в решение той или иной жизненной задачи, П. человека существенно определяется строением и динамикой его мотивов , потребностей , интересов и установок (К. Левин, США; Б. В. Зейгарник, СССР). И, напротив, те или иные особенности П. человека сказываются не только на протекании отдельных форм его деятельности и мышления, но и на всём строе его жизни, накладывая отпечаток на его личность (особенно ярко это проявляется при локальных клинических расстройствах П., равно как в случаях 'феноменальной', в частности эйдетической П.- см. Эйдетизм ) . Самостоятельный раздел современной психологии и нейрофизиологии представляют исследования так называемой кратковременной П. (см. выше). Значительное место отводится изучению закономерностей забывания: подробно исследованы феномены про- и ретроактивного торможения, реминисценции, а также влияние на П. аффектов (Д. Рапапорт, США). От 'нормального' забывания следует отличать случаи патологических нарушений - расстройства П. М. С. Роговин.Расстройства памяти могут быть количественными (ослабление, усиление памяти) и качественными (искажения памяти, ложные воспоминания). В психиатрической практике чаще встречаются снижение П. (гипомнезия) или её выпадение (амнезия), характер которых определяется их происхождением. Так, для старческих расстройств П. характерно запамятование недавних событий и сохранность воспоминаний об отдалённом прошлом. Эпизоду помрачения сознания (например, при черепно-мозговой травме) обычно сопутствует выпадение из П. событий, предшествовавших этому эпизоду (ретроградная амнезия), либо имевших место сразу после восстановления сознания (антероградная амнезия). Больной корсаковским психозом (см. Алкогольные психозы ) обычно помнит, что происходило с ним до болезни, но не может зафиксировать в П. текущие, даже сиюминутные впечатления. Чисто функциональное ('охранительное') вытеснение из П. тягостных для больного воспоминаний наблюдается при истерии, реактивных (то есть возникающих в ответ на психическую травму) психозах. Усиление, обострение П. (гипермнезия), например при маниакальном возбуждении, при бредовом состоянии (см. Мания , Бред ), в отличие от амнезии, - явление нестойкое, быстро преходящее. Искажения П. (криптомнезии) и ложные воспоминания (конфабуляции) часто сочетаются с гипо- и амнезией: пробелы П. заполняются вымыслом или перемещением в иное время реальных событий. Лечение направлено на основное заболевание. Б. И. Франкштейн.В технике понятие машинной П. характеризует комплекс устройств вычислительной машины , предназначенный для хранения информации. См. Память ЭВМ .Лит.: Корсаков С. С., Болезненные расстройства памяти и их диагностика, М., 1890; Рибо Т., Память в ее нормальном и болезненном состояниях, пер. с франц., СПБ, 1894; Леонтьев А. Н., Развитие памяти, М.- Л., 1931; Голант Р. Я., О расстройствах памяти, Л.- М.. 1935; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Зинченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., Память и мышление, в его кн.: Избр. психологические произведения, М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Роговин М. С., Философские проблемы теории памяти, М., 1966: Лурия A. Р., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968; Зейгарник Б. В., Личность и патология деятельности, М., 1971; Ebbinghaus Н., Uber das Gedachtnis, Lpz., 1885; Janet P., L'evolution de la мeмоire et de la notion du temps, P., 1928; Bleuler Е., Mechanismus - Vitalismus - Mnemismus, B., 1931; Bartlett F. Ch., Remembering, Camb., 1950; Halbwach M., La мeмоire collective, P., 1950; Rapaport D., Emotions and memory, 2 ed., N. Y.,

1959.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
память

память, -и; но: Книга Памяти (со списками жертв войн, репрессий)

Полный орфографический словарь русского языка
память

способность сознания сохранять образы и прочую информацию о чём-либо сохранённая в сознании информация о воспринятом предметы, связанные с умершим человеком и сохраняемые как 2 о нём , устройство хранения данных в компьютере

Викисловарь
Примеры употребления слова память в тексте

Память, установленную на видеокарте, мы будем называть видеопамятью, а обычную память (RAM) — системной памятью.

... писатель Даниил Гранин писал о памяти: «Память – это не талант, но талант ... , успевает во много раз больше».Память человека тесно связана с мышлением, воображением ... имеет никакого смысла… Но именно память обеспечивает развитие личности.Известно, что ... у всех великих людей была феноменальная память и судя по словам мудрых старых ... человека, он отбирает у него не память, а разум.Человек разумный прежде чем ... причин, дающих ясно понять, что память надо развивать, если:1. Человек, объясняя ... не касается вас, значит, ваша память ну нуждается в немедленной помощи.Первый ...

Ее также можно разделить на 3 главных вида (типа), обеспечивающих весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью: • сенсорная (или иконическая) память; • кратковременная (или рабочая) память; • долговременная память; Для более наглядного восприятия их особенностей обратимся к схеме 1.

Оперативная память занимает промежуточное значение между кратковременной и долговременной памятью.Долговременная память – это память, которая способна хранить информацию в течение неограниченного времени.

Он разделил память на кратковременную и долговременную.Информационно – кибернетическая памятьЭта память нового поколения, которая возникла с появлением вычислительной техники, развитием программирования.

Синельникова169 рецептов для хорошей памяти и ясного умаПамять, память, ты же можешь…Ускорение темпа жизни, постоянное напряжение, стрессы, чрезмерное количество информации приводят нередко к тому, что наша память перегружается, и ее единственной зашитой от перегрузок становится… забывчивость.

Память на образы – образная память, память на движение – двигательная память, есть память на эмоции, чувства – эмоциональная память, память на фамилии, лица, имена, память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки.Еще древние греки изучали память человека и они представляли, что информация в виде каких-то частиц, попадает в голову и оставляет отпечаток на человеческом мозге, как на пластилине, воске, глине.

Прижизненная память – это память, которую информации, которую мы получаем от рождения до смерти.В свою очередь прижизненную память можно разделить на два подвида: непроизвольную и произвольную.Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации без каких – либо усилий со стороны человека.Произвольная память – это память, требующая специальной установки на запоминание и требующая приложения определенных волевых усилий.Память человека достигает наиболее высокого уровня, такими способностями к запоминанию не обладает ни одно другое существо в мире.

Память способность самого низкого происхождения: ни что не изменяет нам так как память; ни что не наушничает нам так как память; никто не ластится, не ласкается, так как память; никто не забывает нас и так как память; никто не вздорит, не сердит людей более памяти ни что не томит души, более: памяти ничто не заставляет так, страдать женщин как память… Подумайте сами: когда человек спокоен, и спокойно спит? — когда засыпает его память….

Но я чувствую, как моя собственная память распадается на части: на память образов, память движений, память чувств, память звуков, память запахов.

Цитаты со словом память

Сегодня (3 февраля 1955 года) известие в «Литературной газете» о смерти поэта Михаила Лозинского. Он перевел несколько трагедий Шекспира, перевел «Божественную комедию» Данте. … Вечная память поэту, пересказавшему на родном языке чужое великое произведение!

Юрий Карлович Олеша

У человека телоОдно, как одиночка,Душе осточертелаСплошная оболочкаС ушами и глазамиВеличиной в пятакИ кожей - шрам на шраме,Надетой на костяк.Летит сквозь роговицуВ небесную криницу,На ледяную спицу,На птичью колесницуИ слышит сквозь решеткуЖивой тюрьмы своейЛесов и нив трещотку,Трубу семи морей. Душе грешно без тела,Как телу без сорочки,-Ни помысла, ни дела,Ни замысла, ни строчки.Загадка без разгадки:Кто возвратится вспять,Сплясав на той площадке,Где некому плясать?И снится мне другаяДуша, в другой одежде:Горит, перебегаяОт робости к надежде,Огнем, как спирт, без тениУходит по земле,На память гроздь сирениОставив на столе. Дитя, беги, не сетуйНад Эвридикой беднойИ палочкой по светуГони свой обруч медный,Пока хоть в четверть слухаВ ответ на каждый шагИ весело и сухоЗемля шумит в ушах.Категория:Фильмы по алфавитуКатегория:Фильмы 1974 годаКатегория:Фильмы СССРКатегория:Фильмы Андрея Тарковского

Зеркало (фильм, 1974)

Куб: (продолжает) И мы, кубы, были созданы предтечьями, чтобы хранить память о незабвенных временах…

Большая разница (Украина)

Джек: Нет. Представь себе опасность. Представь что-то видимое только наполовину, как что-то видное в краю глаза. С добавками мифов, мира духов, и реальности, всё перемешано, старые мгновения и память замёрли во всём этом. Как обломки, крутящиеся вокруг кольцевой планеты, прыгающие, вертящиеся… назад и вперёд во времени.

Джек Харкнесс

Построены были двери и дома. Но они разрушились, жрецы заупокойных служб исчезли, их памятники покрылись грязью, гробницы забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, написанные, пока они жили, и память о том, кто написал их, вечна.

Древнеегипетские неизвестные авторы

Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство («Письма о добром»).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Зло помнят только обиженные, у обидчиков память короткая.

Фантастика (Акунин)

Я сделаю всё, чтобы мой ребёнок гордился мной и гордился тем, что он живёт в такой великой державе, как Российская Федерация. Чтобы дочь моя чтила память погибших в Великой Отечественной. Чтобы чтила память двух моих дедов, которые погибли в этой войне. Чтобы памятники не разрушались.

Наталья Владимировна Поклонская

Янукович — очень сильная личность, я в этом абсолютно уверен, потому что успел достаточно неплохо его узнать за те годы, что нам пришлось общаться. У него отличная память на события и людей, с которыми он контактировал по служебной необходимости или просто встречался. Он постоянно работал над собой как в плане общего развития, специальных знаний и навыков, так и в физическом плане. …Янукович всегда досконально изучал все аспекты работы институтов власти..

Захарченко, Виталий Юрьевич

Интуиция — это память души (Стрелы Ярилы, 1989)

Алексей Александрович Добровольский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я