Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова опояз

Опояз в словаре кроссвордиста

опояз

ОПОЯЗ ОПОЯ́З, русский формализм, «формальная школа» ("общество изучения поэтического языка" или "общество изучения теории поэтического языка") — научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов — представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916—1925 годах.

Википедия
опояз

(Общество изучения поэтического языка) , русская ветвь «формального метода» в литературоведении сер. 1910-х - сер. 20-х гг. Ориентируясь на лингвистику, культивировал «точное» изучение формальных приемов и средств, растворяя анализ содержания в «поэтике форм». Представители: Е. Д. Поливанов, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский (идеолог ОПОЯЗа), Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон, Л. П. Якубинский.

Современный толковый словарь, БСЭ
опояз

ср.Общество изучения поэтического языка.

Большой современный толковый словарь русского языка
опояз

Общество изучения поэтического языка, научное объединение, созданное в 1916-18 группой лингвистов (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский), стиховедов (С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретиков и историков литературы (В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов). Доктрина О., представляющая собой разновидность 'формального метода' в литературоведении, была подготовлена работами Шкловского ('Воскрешение слова',
1914). Печатный орган - 'Сборники по теории поэтического языка' (в. 1-6, 1916-
23). В конце 10 - начале 20-х гг. к О. были методологически близки члены Московского лингвистического кружка (Г. О. Винокур, Р. О. Якобсон), а также Б. В. Томашевский, В. В. Виноградов. Теоретические установки О. отмечены полемическим отношением к эклектизму дореволюционной академической науки и вместе с тем - влиянием акмеизма и футуризма ; опоязовцы стремились лишить поэзию того возвышенно-мистического ореола, который окружал её в глазах символистов. В литературе они усматривали 'ремесло', формально-техническую деятельность, основанную на применении приёмов и средств, поддающихся 'точному' изучению. Задача литературы - вызвать художественный эффект необычности ('остранение'). На это рассчитаны литературно-художественные приёмы (их совокупность), используемые художником или литературным течением. С ослаблением действенности одних приёмов, становящихся привычными и превращающихся в шаблон ('автоматизирующихся' для восприятия), возникает потребность в новых, и одна литературная система сменяется другой. Сферами интересов участников О. были теория поэтического языка и стиха (Поливанов, Якубинский, Брик; Эйхенбаум - 'Мелодика русского лирического стиха', 1922; Тынянов - 'Проблема стихотворного языка', 1924, 2 изд.,
1965), сюжетосложение и строение романа (Шкловский - 'О теории прозы',
1925), смена и эволюция жанров и течений. Благодаря применению сравнительно-типологического метода, новых лингвистических идей, статистических способов изучения опоязовцы накопили ряд ценных для филологии наблюдений и частных гипотез, пройдя сложный путь от механистического представления о произведении как 'сумме' формальных приёмов до динамического понимания функциональной связи всех его компонентов, от учения о независимом литературном 'ряде' до признания взаимосвязи его с др. культурными 'рядами' (Ю. Тынянов - 'Вопрос о литературной эволюции',
1927). Обстановка пооктябрьских лет, общение с В. В. Маяковским, С. М. Эйзенштейном и др. деятелями советского искусства содействовали продуктивной эволюции опоязовцев, их действенному участию в обсуждении проблем поэтики советской литературы и кино. Несмотря на субъективную воодушевлённость учёных О. идеей строительства новой культуры, подчинение литературы задаче выработки 'обострённого' читательского восприятия связывало их доктрину с идеями модернистских течений в искусстве 10-20-х гг. Отражая установку на 'самоценное' формально-художественное новаторство, подобный взгляд и в теории, и на практике объективно вёл к дегуманизации и деидеологизации искусства (см. Формализм в искусстве). Осознав это в ходе дискуссий, участники О. постепенно отказываются от формалистических установок. В конце 20-х гг. общество распалось. На Западе, где многие принципы О. (в значительной мере благодаря Якобсону) были усвоены Пражским лингвистическим кружком , с середины 50-х гг. наблюдается новая волна интереса к идеям О. При этом закономерный интерес к творческим идеям и гипотезам О. зачастую используется для утверждения неоформалистических тенденций ( 'новая критика' , некоторые разновидности структурализма ).Лит.: Жирмунский В., Задачи поэтики. К вопросу о 'формальном' методе, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Энгельгардт Б. М., Формальный метод в истории литературы, Л., 1927; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928; Шкловский В., Жили-были, М., 1966; Киселева Л. Ф., Кожинов В. В., Проблемы теории литературы и поэтики, в кн.: Советское лтературоведение за 50 лет, Л., 1968; Леонтьев А. А., Исследования поэтической речи, в кн.: Теоретич. проблемы советского языкознания, М., 1968; Бахтин М., К эстетике слова, в кн.: Контекст. 1973, М., 1974; Erlich V., Russian formalism. History-Doctrine, -s-Gravenhage,

1955. Г. М. Фридлендер.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
опояз

, научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов — представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916—1925 годах

Викисловарь
Слова которые можно составить из слова опояз

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я