Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова обобщение

Обобщение в словаре кроссвордиста

обобщение

ср.

1.процесс действия по гл. обобщить I, обобщать I

2.Результат такого действия; вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.

Большой современный толковый словарь русского языка
обобщение

ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.
2) Состояние по знач. глаг.: обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.
3) Общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
обобщение

обобщ`ение, -я

Словарь русского языка Лопатина
обобщение

<= обобщить обобщение общий вывод Широкие обобщения.

Словарь русского языка Ожегова
обобщение

переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Современный толковый словарь, БСЭ
обобщение

обобщение ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.
2) Состояние по знач. глаг.: обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.
3) Общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.

Толковый словарь Ефремовой
обобщение

обобщения, ср. (книжн.).

1. только ед. Действие по глаг. обобщить-обобщать....Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина... Сталин.

2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Толковый словарь русского языка Ушакова
обобщение

форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции . Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа. О. - одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в 'единой формуле' отождествлять множества различных вещей и событий. По семантико-гносеологическому содержанию О. делятся на два основных типа:
1) порождающие новые семантические единицы (концепты), т. е. такие понятия, законы, принципы и теории, которые не детерминируются исходным семантическим полем (первичной семантикой), и
2) не порождающие таковых. Последние могут давать лишь новые варианты старых значений; они имеют более простую структуру сравнительно с первыми и часто являются их предельными случаями. Ко 2-му типу, в частности, принадлежат: экстраполяция (например, распространение квантовой интерпретации закона теплового излучения Планка на область световых явлений, позволившее объяснить фотоэффект ), неполная индукция (например, распространение на все вещества известного из опыта свойства ряда веществ находиться в трёх агрегатных состояниях) и " -обобщение чистой логики предикатов , являющееся по существу синонимич. переходом от А ( х ) к "xA ( x ) , где условие А ( х ) мыслится в интерпретации всеобщности. К 1-му типу относятся все т. н. теоретические О., или О. через абстракцию, которым в познании соответствует переход от абстракции n -го порядка к абстракциям более высокого порядка, В частности, это естественное для логики О. посредством замены постоянных переменными, позволяющее выделять 'в чистом виде' такие сущности, как 'свойство' и 'отношение'; это - О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности, а также О. через отождествление по свойству, позволяющее выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений например то что магнетизм, электричество и свет суть лишь разные проявления электромагнитного поля. К 1-му типу относится и " -обобщение прикладной логики ('правило Локка', широко применяемое в практике математических доказательств , когда при переходе от частного значения х ко всем х в интервале абстракции отождествления обеспечивается сохранение истинности предиката, установленного для частного значения. Это всегда возможно, если истинность предиката зависит не от частного значения х, а только от определяемой соответствующим отождествлением области его изменения - от класса абстракции, обобщённым представителем которого (эталоном) служит в этом случае данное частное значение (см. Абстракции принцип ). При этом, в отличие от " -обобщения чистой логики, возникает и новый семантический контекст О.: первоначальная условная интерпретация посылки заменяется интерпретацией всеобщности, а относимое к содержанию частного значения понятие класса абстракции входит в содержание подкванторной переменной, делая квантор ограниченным. Но в тех случаях, когда класс абстракции совпадает с универсальным классом, " -обобщенис прикладной логики переходит в " -обобщение чистой логики. Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел. Для этой цепи, сохраняющей первичную семантику, характерны такие расширения исходной области, которые удовлетворяют принципу постоянства формальных законов, согласно которому законы операций, определяемых для элементов исходной области, при всех последующих её расширениях должны сохраняться и для новых элементов. Эта цепь, однако, не может быть сколь угодно продолжаемой. Уже арифметика трансфинитных количественных чисел не удовлетворяет вышеназванному принципу, но возникающий при этом переход к общему понятию количественного числа приводит и к новому пониманию арифметики натуральных чисел как арифметики мощностей конечных множеств. Примером цепи О. 2-го вида может служить переход от классической логики к интуиционистской (см. Логика ), а также последовательный переход от классической механики к релятивистской механике и общей теории относительности. В подобных переходах более общая теория может иметь законченную формулировку независимо от менее общей, но она должна содержать в себе последнюю в качестве предельного случая, что составляет основное содержание принципа соответствия для цепей О. с изменяющейся первичной семантикой.Лит.: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Сачков Ю. В., Процессы обобщения в синтезе знаний, в кн.: Синтез современного научного знания, М., 1973, с. 421-46; Матюшкин А. М., Новосёлов М. М., Виды обобщения и проблемы психологии обучения, 'Вопросы психологии', 1974, | 2 . Ф. В. Лазарев, М. М. Новосёлов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
обобщение

обобщение, -я

Полный орфографический словарь русского языка
обобщение

мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений

Викисловарь
Примеры употребления слова обобщение в тексте

Обобщение можно опровергнуть, если доказать, что оно неверно, обобщение может иметь исключения, оно может выполняться только при определенных условиях.

Назад к фразе (Лицо — I: возможно, конкретно Космик ИЛИ, возможно, обобщение) И (Действие — есмь: возможно, су-шествование ИЛИ, возможно, уравнивание ИЛИ, возможно, идентификация) И (Личность — вы: возможно, обобщение ИЛИ, возможно, конкретно сотрудник Чтарриевского института).

Но по Юму выходит, что мы не можем быть уверены во всеобщих истинах, подобных «все люди смертны», так как единственный путь осознания их – это обобщение конкретных наблюдений (этот человек смертен, и этот человек смертен, и т.д.), но мы не можем наблюдать всех людей, потому наше обобщение носит лишь вероятностный характер.

А вот если много читаешь и пишешь, начинает происходить некое «обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение».

В рассматриваемом случае ошибочность антитезиса не доказывается дедуктивным путем, а выводится как индуктивное обобщение, позволяющее предполагать случай неполной индукции (так называемое «поспешное обобщение»).

Главными парадигмами индуктивистской историографии являются кеплеровское обобщение тщательных наблюдений Тихо Браге; открытие затем Ньютоном закона гравитации путем индуктивного обобщения кеплеровских “феноменов” движения планет; открытие Ампером закона электродинамики благодаря индуктивному обобщению его же наблюдений над свойствами электрического тока.

Идеальный роман может быть настолько подробен, что всякий читатель в силах будет сделать по тексту свои, и только свои, обобщения, но пьеса - пьеса пишется на публику в зале, и поэтому обобщение должно оказаться для всех одинаковым, как бы предписанным извне.

... гражданских и уголовных дел, биографический метод, обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая ... биографии и принадлежащим ему документам.Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение характеристик ...

В качестве единицы измерения выступает валюта страны.11.  Периодичность обобщения экономических событий предполагает регулярное балансовое обобщение, которое предопределено такими элементами метода бухгалтерского учета, как составление баланса и отчетности за месяц, квартал, полугодие, год.12.  Принцип приоритета содержания над формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (Г.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: методы анализа, обобщения, систематизации материала; методы наблюдения; опроса: устного (беседы) и письменного (анкетирования и тестирования); изучение и обобщение педагогического опыта.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я