Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова ньяя

Ньяя в словаре кроссвордиста

ньяя

Ньяя Система ньяйи (, , «закон, правило») — одна из шести главных теистических школ индийской философии (миманса , веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика). Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики.

Википедия
ньяя

нь`яя, -и

Словарь русского языка Лопатина
ньяя

(санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой; важнейший комментарий к его «ньяя-сутре» - «ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст «новой ньяя» (12 в.) - сочинение Гангеши Упадхьяи «Таттва-Чинтамани». В центре ньяя - проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддистской теории познания (мадхьямики).

Современный толковый словарь, БСЭ
ньяя

(санскр., буквально- правило, канон, логика вообще), одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет вед ) систем индийской философии. Различают 'первоначальную' Н., исходным текстом которой была 'Ньяя-сутра' Гаутамы (2 в. до н. э. или 2 в. н. э.), а наиболее важными комментариями к ней - 'Ньяя-бхашья' Ватсьяяны (4-5 вв.), 'Ньяя-варттика' Удьотакары (7 в.), 'Ньяя-варттика-татпарьятика' Вачаспати Мишры (9 в.), 'Ньяя-манджари' Джаянты Бхатты (10 в.) и 'Киранавали' Удаянты (10 в.), и 'новую' Н. ('Навья-Ньяя'), основной текст которой - 'Таттва-чин-тамани' Гангеши Упадхьяи (12 в.) и многочисленные работы его последователей в 14-18 вв.: Васудевы Сарвабхаумы, Рагхунатхи Широмани, Матхуранатхи и др. Предметом 'первоначальной' Н. являлся анализ проблем логики, семантики, грамматики и теории познания, возникавших при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания. Эти проблемы распределялись по 16 основным темам: источники истинного знания (чувственное восприятие, логический вывод, аналогия и словесное свидетельство авторитета), объекты познания (в т. ч. материальные предметы, морально-этические ценности, психические состояния и религиозные феномены), ситуации сомнения в подлинности знания, мотивы к совершению действий, примеры, на которых возможно достижение согласия между участниками диспута, основания для доказательств, структура логического вывода, гипотетического умозаключения, способы открытия нового знания, диспуты, приводящие к установлению истины, софистические споры, правила опровержения оппонента, ошибки в логическом выводе, признаки подмены терминов, уловки в споре и условия признания поражения в споре. По мере развития Н. всё больше внимания уделялось формально-логической проблематике, а вопросы теории познания и методологии, дискуссии отходили на второй план. Сложилась классическая пятичленная форма логического вывода, радикально отличающаяся от аристотелевской силлогистики, во-первых, тем, что термины вывода определяются по правилам логики отношений , а не логики субъектов и предикатов, во-вторых, той ролью, какую играл пример в структуре вывода. Представители Н., занимая позиции крайнего логического реализма, не допускали возможности отношений с недемонстрируемыми терминами; поэтому пятичленная структура вывода сохраняла особенности умозаключения по аналогии или уподобления образцу и не могла быть сведена к трёхчленному силлогизму. Усиление реалистических тенденций в теории познания Н. шло параллельно с её сближением, а затем практически слиянием с атомистической философией вайшешики , у которой Н. заимствовала всю физику и систему онтологических категорий, превращенных Н. в теоретико-познавательные. 'Знание' для Н. приобрело такое же положение, как и объекты физического мира, а способам его получения и верификации был придан строго операционалистский характер. Это превращение завершилось в 'новой' Н., авторы которой занимались почти исключительно проблемами формальной логики и логической семантики. Они создали законченную систему интенсиональной логики, все правила которой были строго формализованы. При получении терминов логического вывода главными являлись операции многоступенчатого отрицания, позволявшие осуществлять логического действия без кванторов и содержательного ограничения свойств, что позволяло полностью исключить случаи недемонстрируемости терминов.Лит.: Vidyabhusana S. С., A history of Indian logic, Calc., 1921; Keith A. B., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; Randle Н. N., Indian logic in the early schools, Oxf., 1930; Chatterjee S. C., Nyaya theory of knowledge, N. Y., 1939; Ingalls D. Н. H., Materials for the study of Navya-nyaya logic, Camb., 1951; MatiIaI B. K., The Navya-nyaya doctrine of negation, Camb., 1968; его же, Epistemology, logic and grammar in Indian philosophical analysis, The Hague,

1971.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
ньяя

ньяя, -и

Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова ньяя в тексте

н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях — джайнизме, буддизме и чарваке.

Слова которые можно составить из слова ньяя

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я