Значение слова мистика
Мистика в словаре кроссвордиста
мистикаМистика Ми́стика (от «скрытый, тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).
мистикаI ж.
1.Религиозно-культовая практика, эзотерические обряды, направленные на достижение единения со сверхъестественными силами, вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
2.Совокупность теологичных и философских доктрин, обосновывающих эту связь; вера в сверхъестественное. II ж. разг.Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.
мистика( гр. mystika таинственные обряды, таинство)
1) вера в сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; м. - неотъемлемый элемент всех религиозных верований;
2) перен. нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
мистикаж.
1) Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
2) перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.
мистикажен. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, -чный , сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм муж. ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости. Мистик муж. предавшийся мистике, мистицизму. Мистифировать кого, дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы. Мистификация жен. шуточный обман или содержание человека в забавной и длительной ошибке. Мистерия жен. таинственный обряд языческой веры; | зрелище, представление из Ветхого Завета, духовная драма.
мистика[
1. вера в сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; м. - неотъемлемый элемент всех религиозных верований;
2. * нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
мистикам`истика, -и
мистикаColloq нечто загадочное, необъяснимое Все события последних дней - какая-то м. мистика вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним Средневековая м.
мистика(от греч. mystikos - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).
мистикамистика ж.
1) Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.
2) перен. разг. Нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.
мистикамистики, мн. нет, ж. (от греч. mystikos – таинственный).
1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства.
2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Мистику разводить.
мистика(от греч. mystikos - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного 'единения' с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Мировоззренческие основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма ( иудаизм , христианство , ислам )абсолют - это личный бог, и 'единение' с ним - это диалогическое 'общение', которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях 'общение' может переосмысляться как 'слияние' (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал 'я есмь Истинный', т. е. бог). Наконец, в системах нетеистической М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало ( дао даосизма , шуньята буддизма , 'единое' неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму , интуитивизму , намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. 'благородное молчание' буддистов). Теология М. обозначается в христианских традиции как 'отрицательная' ('апофатическая', 'негативная'), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., 'умное делание' православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах ('янтры' и 'мандалы' в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ('мантры' индуизма , 'молитва Иисусова' в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдедбных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких 'медитаций' рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм ) . Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого 'умиления' христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, 'посвящаемому' ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству 'посвященного', который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа 'гуру' в индуизме, 'пира' в суфизме , 'старца' в исихазме, 'цаддика' в хасидизме .Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой - в Индии ( веданта ) , Китае (даосизм), отчасти в Греции ( пифагореизм , платонизм ) . Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство ) , конец средневековья в 13-14 вв. (суфизм, каббала , исихазм, Иоахим Флорский , Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки янеснистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, например, роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. в классическом немецком идеализме, называл немецкого мистика Я. Бёме '...предвестником грядущих философов...' - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с.
574). В условиях кризиса современного буржуазного общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. ( теософия и антропософия ) , а также крайне вульгаризованная практика обретения 'мистического опыта' - от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи многим течениям современной идеалистической философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических, 'сциентистских' (см. Сциентизм )направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род 'апофатической' М., аналог 'благородному молчанию' буддистов). Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистическим мировоззрением, как бегство от противоречий общественного бытия человека.Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-ostliche Mystik, 2 Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die judische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z.,
1957. С. С. Аверинцев.
мистикамистика, -и
мистикавера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним нечто загадочное, необъяснимое
Таким образом, христианская мистика, и в особенности церковная, есть мистика Логоса, мистика Христа, Сына Божия.
Для подлинного мистика всегда остается в силе тезис тварь должна молчать, чтобы мог говорить Бог Мистик «живет» в миру и внешне «подчиняется» мирским порядкам, но лишь для того, чтобы противостоять искушению признавать за ними какое-либо значение и таким образом утверждаться в своей избранности для спасения Как мы видели на примере Лао-цзы, типическое поведение мистика выражается в специфическом смирении, в минимальной деятельности, в своего рода религиозном инкогнито в миру он доказывает свою избранность вопреки миру, вопреки собственной деятельности в миру, тогда как мирской аскет, напротив, подтверждает это своей деятельностью.
Но благодаря этому, в чем главнейший результат нашей задачи, открывается нашему пониманию область мистики: если человек есть существо, раздваиваемое порогом сознания, то мистика возможна; а если вдобавок порог его сознания и подвижен, то мистика даже необходима.
В текстах Каррингтон обнаруживается еще несколько литературных намеков (например, в «Слуховой трубке» в докторе Гэмбите можно с достаточной вероятностью увидеть пародию на русского философа-мистика Георгия Гурджиева, а в Мальборо — калифорнийского мистика Эдварда Джеймса).
Но тут уже кончается сознательный позитивизм и начинается скрытая, бессознательная мистика, пусть безбожная, противобожная, но все же мистика.
В глазах живущего в миру аскета поведение мистика представляется ленивым самоуслаждением, для мистика поведение аскета — не более чем участие в богопротивных мирских делах, соединенное с суетной уверенностью в собственной правоте.
Мистика Гоголя – это мистика православного человека… Гоголь погружается в этот мир, чтобы разорвать эти чары.
Христианская мистика, поскольку она стоит на точке зрения теизма (а такова именно церковная мистика), представляет Божество не в виде безличной Монады, а в образе совершеннейшей личности, в образе Ипостасной Любви.
Этот великий александриец такими чертами характеризует идеал истинного христианина, которые позволяют нам видеть в его «гностике» прототип не только позднейшего мистика вообще, но и мистика абстрактно-спекулятивного направления в частности.
Да, именно в этой удивительной стране мистика неизменно приобретает черты реальности, а реальность выглядит еще невероятнее, чем мистика.
Иконописная мистика — прежде всего солнечная мистика в высшем, духовном значении этого слова.
Если я в чём-то и уверен, так это в том, что я снял фильм не с помощью своего интеллекта, а руководствуясь инстинктом и интуицией. Я знаю, что я не вложил в него свое сердце, равно как и мои кишки и печень. Думаю, что каждый отдал этому проекту по куску своей жизни, была всё время какая-то странная мистика вокруг места съёмок — тишина, которая сеяла смешанные чувства, а пожинала оглушающие эмоции. Это было не вдохновение, а труд; вещи были не тем чем мы хотели, а тем, чем они были на самом деле. Деятельность всех участников команды — костюмеров, художников, музыкантов — подчинялась сценарию и невероятной операторской работе Родриго Прието. Я хотел сделать камеру молчаливым, но в то же время активным свидетелем реальных фактов, разворачивающихся на наших глазах. Это было чем-то близким к просто документальной фиксации реальности, и может потому фильм так тревожит и волнует, что худшее, что мы можем там увидеть — это мы сами. Отказываться принимать свою природу или идти против неё — часть этой самой природы.
Транслитерация: mistika
Задом наперед читается как: акитсим
Мистика состоит из 7 букв