Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова махаяна

Махаяна в словаре кроссвордиста

махаяна

Махаяна Махая́на (, дословно «Великая колесница»; , да-чэн; , theg-pa chen-po) — наряду с Тхеравадой, одно из двух основных существующих направлений буддизма, включающее ряд региональных «школ», восходящих к сутрам, написанным преимущественно на санскрите, и отличающихся по философии (в частности онтологии) и способам практики.

Википедия
махаяна

ж.Северный буддизм, возникший в Индии и распространенный в Восточной Азии ( в Тибете, Китае, Японии ) как одно из двух направлений буддизма.

Большой современный толковый словарь русского языка
махаяна

( санскр. большая колесница, или широкий путь спасения) одно из направлений в буддизме, приверженцы которого считают возможным достижение нирваны не только монахами, но и мирянами ( см. хинаяна ).

Новый словарь иностранных слов
махаяна

[санскр. большая колесница, или широкий путь спасения]одно из направлений в буддизме, приверженцы которого считают возможным достижение нирваны не только монахами, но и мирянами (см. хинаяна).

Словарь иностранных выражений
махаяна

маха`яна, -ы

Словарь русского языка Лопатина
махаяна

(санскр., букв. - большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, т. н. северный буддизм. Возникнув в Индии, с начала н. э. распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей - Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йога-чары, мадхьямика.

Современный толковый словарь, БСЭ
махаяна

(санскр. - большая колесница, или великий путь), самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной , разновидности буддизма . Прослеживается по литературным памятникам с 1 века до н. э., хотя возможность развития буддизма в сторону М. наметилась ещё на первых буддийских соборах 5-3 веков до н. э., на которых активно выступали сторонники широкой миссионерской деятельности, допущения мирян в буддийскую сангху (общину) и смягчения правил религиозного послушания. Формирование М. связано с именами Нагарджуны , Асанги, Ашвагхоши и Арьядевы - крупнейших представителей религиозно-философской мысли буддизма 1-5 веков. Высшим религиозным идеалом в М. считается бодхисатва - универсальный, но воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования. В отличие от архата - идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонических и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны . Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью определённого набора предельных качеств (так называемых парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центральное место в культе М. занимает символика 'трёх тел Будды': 'тела Закона' ('Дхармакая') - образа вселенского духовного бытия Будды; 'тела Наслаждения' ('Самбхогакая') - идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогическом трансе; 'тела Призрачного' ('Нирманакая') - материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религиозного поведения. Религиозная символика М. строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха, или воплощённый в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращенное на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира. В основу канонической литературы М. легли 9 главных сутр (так называемые Вайпулья-сутры). Основные философские школы М.: йогачара , или виджнянавада (основатель Асанга), и мадхьямика , или шуньявада (основатель Нагар джуна). С М. связано развитие тантристских учений буддийской йоги . С первых веков н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и других странах. Большинство канонических текстов М. в Индии было составлено на санскрите, в странах распространения М. - также на местных языках. Для М. характерны пышные религиозные обряды.Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды, М., 1913; Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906; Шюрэ Э., Сакия-Муни древний мудрец, М., 1897; Suzuki D. Т., Outlines of Mahâyâha Buddhism, L., [1907]; Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc.,

1912. См. также литературу при статье Буддизм . А. М. Пятигорский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
махаяна

махаяна, -ы

Полный орфографический словарь русского языка
махаяна

одно из двух основных направлений буддизма

Викисловарь
Примеры употребления слова махаяна в тексте

буддизм, махаяна, ваджраяна, путь воина 1984 ru en Михаил Михайлович Якушков Майк Эшва [email protected] Fiction Book Designer 29.07.2006 книга из сборника RP4 CHG FBD-IEC1FWRH-71N2-9JN1-207A-KT04RAPSOVL6 1.0 Шамбала: Священный путь воина София Киев 2000 5-344-00114-2 Чогьям Трунгпа

У северного буддизма были свои «великая» и «малая» колесницы, известные как махаяна, эзотерическая, и хинаяна, экзотерическая, школы.

По Винтерницу, «Лалитавистара» означает «прочную связь с игрой» (одного из Будд); земную жизнь Будды – который также есть сон – и махаяна считает игрой или сном.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я