Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова любовь

Любовь в словаре кроссвордиста

любовь

Любовь Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Википедия
любовь

ж.

1.Чувство глубокой привязанности к кому-либо или к чему-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо или чего-либо.

2.Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении.

3.Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.

4. разг.Тот, кто внушает такое чувство.

5.Склонность, расположение или влечение к чему-либо.

6.Пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо.

Большой современный толковый словарь русского языка
любовь

ж.Женское имя.

Большой современный толковый словарь русского языка
любовь

ж.
1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте.
2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.
3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.
4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
любовь

люб`овь, любв`и, тв. люб`овью

Словарь русского языка Лопатина
любовь

чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения Л. к родине. Материнская л. Горячая л. Взаимная л. Этот человек - ее первая л. (первый возлюбленный). Л. с первого взгляда (возникшая с первой встречи). любовь склонность, пристрастие к чему-нибудь Л. к музыке. Л. к искусству.

Словарь русского языка Ожегова
любовь

интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности. - (Агапе) Римская (ум. ок.
137), 9-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Надеждой) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (
30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября.

Современный толковый словарь, БСЭ
любовь

любовь ж.
1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте.
2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.
3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.
4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.

Толковый словарь Ефремовой
любовь

любви, твор. любовью, ж.

1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. ||Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь.

2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви.

3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью.

4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе.

Толковый словарь русского языка Ушакова
любовь

интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку 'непредсказуемое' выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л., которой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только 'похоже' на неё - от эгоистического 'влечения', или 'предпочтения', или 'интереса'. 'Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою' (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с.
107). Разработанная терминология различных типов Л. существовала в древнегреческом языке. 'Эрос' - это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет 'снизу вверх' и не оставляющая места для жалости или снисхождения. 'Филиа' - это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. 'Сторгэ' - это Л.-нежность, особенно семейная, 'агапэ' - жертвенная и снисходящая Л. 'к ближнему'. Осмысление Л. в мифе и древнейших системах философии берёт Л. как 'эрос', видя в ней космическую силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифологическом эпосе Гесиода как один из породителей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков . Для Эмпедокла вся история космоса - это противоборство Л. ('филиа') как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологически-философское учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греческой мысли в целом с её гилозоизмом . Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения - неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в средневековой философии и отразилось в заключительном стихе 'Божественной комедии' Данте : 'Любовь, что движет солнце и светила'). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной 'симпатии' вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее многих мыслителей и поэтов Ренессанса и нового времени (вплоть до И. В. Гёте). Другая линия античной философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге 'Пир' чувственную влюблённость и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет которой - абсолютное Благо и абсолютная Красота (отсюда упрощённое житейское выражение 'платоническая Л.'). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об 'эротичном' пути к абсолюту типологически сопоставима с индийской мистической доктриной о 'бхакти' - экстатичной Л., представляющей собой один из 4 возможных путей просветления. Но как в индийской традиции трансцендентные восторги 'бхакти' стоят рядом с рассудочным и прагматичным гедонизмом 'Камасутры' - необычного 'учебника' любовных наслаждений, пытающегося дотошно систематизировать и 'рационализировать' отношения мужчины и женщины, так и в культуре Древней Греции между плотским 'эросом' и абстрактно-духовным 'эросом' оставалось мало места для 'души', для Л. к конкретному, живому, страдающему человеку, нуждающемуся в помощи, сострадании, уважении. Эллинская любовная лирика, достигшая необычайной тонкости в пластических описаниях, как и в эгоцентрической фиксации аффектов влюблённости, бессильна понять Л. между мужчиной и женщиной как противостояние, спор или гармонию двух личностей. Женщина, отказывающаяся быть простым орудием мужчины в семье или его игрушкой вне семьи, может выступить лишь как персонаж трагедии, наделённый чертами преступницы (Клитемнестра у Эсхила) или иноземки-ведьмы (Медея у Еврипида). С этим коренным пренебрежением к духовному миру женщины связано характерное для античной Греции принципиальное предпочтение гомосексуальной Л., принимавшей самые различные формы (воинское товарищество, взаимоотношения духовного наставника и ученика и т.д.). По известному замечанию Ф. Энгельса, '... для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа' (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 21, с.
79). В этом отношении с Анакреонтом вполне солидарен Платон. Шаг вперёд делает римская любовная поэзия ( Катулл , Тибулл , Проперций , эпизод Дидоны в 'Энеиде' Вергилия ), которая открыла в любимой женщине автономную личность, то пугающую своим загадочным своеволием, то вызывающая наряду с влюблённостью нежность и сострадание. Иронически задуманная попытка Овидия создать систематическую и кодифицированную 'теорию' Л. оказалась началом традиции, пережившей расцвет в средние века - эпоху схоластики и казуистики. Христианство усмотрело в Л. как сущность своего бога (который, в отличие от богов античной религии, не только любим, но и сам любит всех), так и главную заповедь человеку. Но это была совсем особая Л. ('агапэ'), не похожая ни на чувственный 'эрос', ни на дружбу по выбору ('филиа'), ни на патриотическую солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, 'все покрывающей' и безмотивной Л. к 'ближнему' - не к 'близкому' по роду или по личной склонности, не к 'своему', но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику. Предполагалось, что именно такая Л. сможет побудить любящих принять все социальные дисгармонии на себя и тем как бы отменить их. Но если по отношению к людям предписана снисходящая 'агапэ', то по отношению к богу христианская мистика вслед за языческой решается говорить о восторженном 'эросе' (такое словоупотребление особенно характерно для неизвестного христианского неоплатоника V века, написавшего так называемые Ареопагитики , и для всей созданной им традиции). Как христианская 'агапэ', так и христианский 'эрос' имели аскетический характер. Для внеаскетических сфер жизни в позднее средневековье была разработана 'куртуазная' теория Л. между мужчиной и женщиной из феодальной среды: такая Л. находит себе место исключительно вне брака (как реальная связь или обожание издали), но подчиняется собственным законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфический культ дамы прошёл через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки . Петрарка изъял традицию одухотворения Л. из сферы феодального быта, передав её образованным городским кругам и соединив её с веяниями Возрождения. 'Петраркизм' в Л. и любовной поэзии распространяется в Западной Европе, вульгаризуясь до поверхностной моды на идеализированное чувство. Ренессанс проявляет интенсивный интерес к платоновской теории 'эроса', восходящего от эстетики чувственного к эстетике духовного ('Диалоги о Л.' Леоне Эбрео, 1501-
02). Спиноза радикально переосмыслил схоластическое понятие 'интеллектуальной Л. к богу', выведя его из контекста традиционных представлений о личном боге как субъекте, а не только объекте Л.: это центральное понятие 'Этики' Спинозы означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной Л. из этих глубин. Философия энциклопедистов 18 века, полемизируя против аскетизма, подчёркивала радостную естественность чувства Л. и сопряжённый с ним 'правильно понятый интерес' индивида (в духе концепции 'разумного эгоизма'). Недооценивая присущие Л. возможности трагического самоотвержения, она часто смешивала Л. со 'склонностью' и 'благожелательностью', а счастье с гедонистическим самоудовлетворением. Коррективы были внесены идущим от Ж. Ж. Руссо движением сентиментализма и 'Бури и натиска' , подготавливавшим романтизм ; благодаря этому движению накануне и в эпоху Великой Французской революции Л. была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей, воссоединяющий в стихийном единстве 'то, что строго разделил обычай' (Ф. Шиллер ). Представители немецкого романтизма ( Новалис , Ф. Шлегель , Ф. Баадер ) и немецкого классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг , молодой Гегель ), возрождая платоновскую философию 'эроса', толковали Л. как метафизический принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. С этой гносеологизацией проблемы Л. у романтиков соседствует вникание в 'тёмную', 'ночную', иррациональную психологию Л., порой предвосхищающее психоанализ , и подчёркнуто глубокомысленное, философски разработанное возвеличивание чувств, стихии (например, в 'Люцинде' Ф. Шлегеля). Так романтический идеал Л. колеблется между экзальтацией и аморализмом , сливая то и другое воедино; немецкая романтика и общеевропейский 'байронизм' предпринимают реабилитацию легендарного Дон Жуана как носителя тоскующей Л. к невоплощённому совершенству, во имя этой Л. разрешившего себе систематическую бесчеловечность к 'несовершенным' возлюбленным. Эта сторона идеала романтиков была к концу 19 века доведена до логического предела в доктрине Ф. Ницше о 'Л. к дальнему' (в противоположность 'Л. к ближнему'): здесь на место конкретной Л. к человеку, который есть, ставится внутренне пустая Л. к сверхчеловеку, которого нет. Важнейшая линия осмысления Л. на протяжении 19 века связана с противопоставлением её 'рациональному' буржуазному делячеству. В предельно обобщённом (и отвлечённом) принципе Л. для Л. Фейербаха лежит родовая сущность человека, подвергающаяся отчуждению и извращению во всех религиях мира. Некоторые мыслители и поэты готовы искать 'тепло', недостающее 'холодному' и 'бесполому', лицемерно-расчётливому миру коммерсантов, в чувственной Л. (мотив 'реабилитации плоти', нашедший отголоски в движении Анфантена , у Г. Гейне и 'Молодой Германии', в творчестве Р. Вагнера и т.п.). Другие, как Ч. Диккенс и Ф. М. Достоевский, противопоставляют эгоизму принципиальной бесчеловечности Л. как жалость и совесть, Л.-самопожертвование, которая 'не ищет своего'. Одновременно с этим в пессимистической философии 19 века ставится задача 'разоблачить' Л., что было спровоцировано экзальтацией романтиков и подготовлено их собственным 'разоблачительством'. Для А. Шопенгауэра Л. между полами есть иллюзия, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода. На рубеже 19-20 веков З. Фрейд предпринял систематическое перевёртывание платоновской доктрины Л. Как и Платон в 'Пире', Фрейд постулирует принципиальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни; но если для Платона одухотворение 'эроса' означало его приход к собственным сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание 'подавляемого' полового влечения ('либидо'). Единственно реальным аспектом Л. (притом всякой, не только половой Л.) объявлен биологический, к нему и предлагается сводить без остатка всё богатство проявлений Л. и творчества. После Фрейда западноевропейский идеализм предпринимает ряд попыток восстановить понимание Л. как пути к глубинной истине и одновременно самой этой истины. В 'философии жизни' Л. выступает в качестве одного из синонимов самой 'жизни', начала творческой свободы и динамики (так у А. Бергсона понятие 'порыва Л.' непосредственно соотнесено с ключевым понятием 'жизненного порыва'). Поскольку, однако, Л. не сводится к своим стихийным аспектам и не может быть лишена личностного характера, метафизика Л. являлась для многих одним из способов перейти от 'философии жизни' к персонализму и экзистенциализму . В этом отношении показательна фигура М. Шелера , видевшего в Л. акт 'восчувствования ценности', благодаря которому личность входит в духовное пространство свободы, характеризующей ценностный мир, и впервые по-настоящему становится личностью. Л. есть для Шелера не только единственный модус отношения к 'ценностям', но единственный способ познания 'ценностей'. Мотив абсолютной свободы Л. в смысле её недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер , Г. Марсель ) говорят о Л. как спонтанном прорыве из мира 'оно' в мир 'ты', от безличного 'иметь' к личностному 'быть'. Вся эта философия Л. развёртывается на фоне острой и достаточно безнадёжной критики 'отчуждённого', безличного и безлюбого мира капиталистической цивилизации, стоящего под знаком 'иметь'. Протест против этого 'холодного' мира во имя какого-то 'тепла', хотя бы и 'звериного', часто облекается на Западе в противоречивую форму так называемой сексуальной революции. Постоянно соседствуя с антиконформистскими, антивоенными и антирасистскими настроениями, она, однако, сама есть выражение отчуждения и стимулирующий фактор легального коммерческого эротизма. С. С. Аверинцев. В марксистской философии Л. трактуется в контексте диалектико-материалистического понимания личности, её духовного мира, соотношения с обществом. Само понятие личности нельзя мыслить вне её эмоциональной жизни, одним из важнейших компонентов которой является Л., проявляющаяся в форме переживания, душевного волнения, оценочного отношения и избирательной активности личности. Во всём многообразии своих форм Л. непосредственно и глубоко затрагивает существенные стороны жизни не только каждого человека, но и общества в целом, выражая собой социально-групповую и общечеловеческую солидарность и будучи источником преданности и даже героизма. Л. с её противоречиями, драматическими коллизиями является постоянной темой мирового искусства и литературы, народного творчества. Л. есть достояние общественно развитого человека. Она имеет свои биологические предпосылки у животных, выражающиеся в родительских и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. История общества, социально-трудовая деятельность, общение, искусство подняли эти биологические инстинкты до уровня высшего нравственно-эстетического чувства подлинно человеческой Л. Л. есть переживание, всегда детерминированное внешним воздействием, которое преломляется через внутренние условия духовной жизни человека, а также через инстинктивные потребности и влечения. Половая Л., по Марксу, есть своеобразное мерило того, в какой мере человек в своём индивидуальном бытии является общественным существом. В результате процесса социализации , приобщения к исторически сложившейся культуре, на основе выработанных в обществе норм и ценностей человек и любит и находит способы удовлетворения этого чувства. Вместе с тем Л. носит глубоко личностный характер. Люди различаются не только по тому, как они любят, но и как они проявляют это чувство. Л. индивидуальна и в каком-то смысле уникальна, отражая неповторимые черты жизненного пути каждого человека, быт и нравы народа, своеобразие определённой культуры, положение определённой социальной группы и т.п. '... Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви' (Толстой Л. Н., Собрание сочинений, 1952, том 8, с.
148). Вместе с тем в этом чувстве у всех людей есть и нечто общее, что и даёт возможность говорить о Л. в предельно обобщённой форме. Известно, что структура эмоциональной жизни сменяется в соответствии со сменой исторических эпох. В связи с этим видоизменяется и чувство Л., которое несёт на себе и печать классовых отношений, и преобразование самой личности как носителя этого чувства, изменение ценностных ориентаций. К. Маркс отмечал, что не только обычные пять чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (любовь, воля и т.д.), одним словом, человеческие чувства, человечность органов чувств возникают только благодаря бытию их предмета, благодаря очеловеченной природе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, с. 593-
594). Ф. Энгельс характеризовал Л. в современной её форме индивидуально-избирательного чувства как сложный продукт длительной истории. 'Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу... Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет-' (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 21, с. 79-
80). Специфической характеристикой Л. является и избирательная активность личности, и относительное самозабвение, и бескорыстная самоотдача, и идеализация объекта Л. Духовная близость в Л. ощущается как постоянное мысленное взаимное общение, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в постоянном соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. Л. есть сложная динамическая интеллектуально-эмоционально-волевая система, состоящая из множества меняющихся элементов. Испытывая чувство Л., человек переживает нежность, страсть, желание верности, тревогу и страх, ревность, гнев, радость и пр. В противоположность мимолётному, быстро преходящему чувству увлечения истинная Л. предполагает глубину переживаний, отличается полнотой своего проявления и цельностью, нераздельностью, 'недробимостью'. Л. не обязательно предполагает взаимность. 'Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она - несчастье' (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с.
620). Л. выявляется в её устремлённости не просто на существо иного пола, а на личность с её уникальностью, которая выступает как нечто необычайно ценное благодаря своим эмоционально-волевым, интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам, как бы восполняющим то, чего 'не хватает' любящему человеку. Индивидуальности с их природными и духовными различиями, дополняя друг друга, образуют нечто целое. У Л. нет однозначной объективной ценности, непререкаемой для всех. Один и тот же человек может служить объектом и Л., и ненависти или даже презрения со стороны не только разных людей, но даже одного и того же человека в разное время и в разном состоянии. Ценность объекта Л. определяется его значением для данной личности, для её потребностей, интересов и идеалов, что и создаёт условия для актуализации механизмов Л. Л. общественно развитого человека носит в целом сознательный характер, вместе с тем подчиняясь и власти бессознательных побудительных сил, которые выражают себя и в самом факте рождения этого чувства, и в выборе объекта Л., и в формах своего проявления, хотя в последнем власть разума мощнее. Как избирательное, свободное и вместе с тем органически принудительное выражение природных и духовных глубин личности, Л. ни в своём возникновении, ни в угасании не 'программируется' разумом и волей, хотя и находится под их контролем. Л. включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения 'живой плоти' и даже немыслима без них ни в своём генезисе, ни по существу. Однако в своих высших проявлениях и плотское начало в Л. обретает черты подлинной красоты и связано с эстетическим наслаждением. Мать любуется своим младенцем, а любящая - возлюбленным. Л. к идее, к творчеству, к родине может также доставлять интеллектуальное, нравственное и эстетическое наслаждение. В СССР в 1920-е годы получила некоторое распространение концепция так называемой свободной Л., против которой резко выступил В. И. Ленин: 'Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории Lстакана воды' наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Эта теория стала злым роком многих юношей и девушек... Я считаю знаменитую теорию Lстакана воды' совершенно не марксистской и сверх того противообщественной. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесённое культурой, будь оно возвышенно или низко... Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи- Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ- Но важнее всего общественная сторона. Питье воды дело действительно индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу' ('Воспоминания о В. И. Ленине', том 2, 1957, с. 483-
484). Л. играет огромную воспитательную роль, оказывая облагораживающее влияние на формирование личности и в филогенезе, и в индивидуальном развитии человека. Это чувство способствует осознанию личностью самой себя, развитию её духовного мира, вызывает порывы к самосовершенствованию, делает личность более богатой, содержательной. Л. - великое украшение человеческой жизни. Она сыграла и играет огромную роль в становлении и развитии искусства, которое в свою очередь всеми своими средствами опоэтизировало Л., придало ей характер чего-то величественного, возвышенного, благородного. Л. составляет нравственную основу брачных отношений (см. Семья ). А. Г. Спиркин. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] И. Ф. Арманд 24 января 1915, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 49, с. 54-57; Бебель А., Женщина и социализм, перевод с немецкого, М., 1959; Стендаль, О любви. Собрание сочинений, перевод с французского, т. 4, М., 1959; Соловьев В. С., Смысл любви, Собрание сочинений, т. 7, СПБ, 1914; Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви, СПБ, 1912; Лосев А. Ф., Эрос у Платона, в сборнике: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891-1916, М., 1916; Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Фрейд З., Очерки по психологии сексуальности, М., 1923; Scheleг M., Das Wesen und die Formen der Sympathie, Bonn, 1931; Fromm E., The art of loving, N. Y., 1962; Maisonneuve J., Psycho-sociologie des affinites, P., 1966; Theories of attraction and love, ed. byB. J. Murstein, N. Y., 1972; Wienold H., Kontakt, Einfuhrungund Attraktion, Stuttg.,

1972.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
любовь

любовь, любви, тв. любовью

Полный орфографический словарь русского языка
любовь

Любовь

Полный орфографический словарь русского языка
любовь

чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо чувство расположения, симпатии к кому-либо чувство горячей сердечной склонности, влечение к другому человеку о человеке, внушающем чувство любви (в предыдущем значении) любовные отношения внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо

Викисловарь
любовь

женское имя название ряда белорусских, российских и украинских малых населённых пунктов

Викисловарь
Примеры употребления слова любовь в тексте

... ты?Голос Бога вселенная та – Любовь —Не услышать не может, и – рождает ... им – миг,Но этот миг любовью наделяешьИ нашу жизнь вмещаешь в этот ... .И тайна эта для меня одна – любовь.«Моя кожа, как кружево ночи ... глазам темскучает,Бесприданницы той глазам…И любовью своей окаянною, что дала взвод ... ,И приданое не забудет, а приданое нам – любовь.«Он сказал, что вся жизнь ... постоянно в этой жизни —И тополь, что любовь венчал,Уж сбрасывает листья.И ветер ... через боль и муки,И возносить, и воспевать любовь.ЛюбовьСинее небо безбрежное,Стань колыбелью ... вновь,Дочерью Бога ВсесильногоСтанет сегодня Любовь.Певунья с КалемносаГалька – зернами невзросшего зерна ...

... ,Каково различиеМежду человеческой любовьюи божественной любовью?— Дитя Мое,РазличиеМежду человеческой любовьюи ... божественной любовьюОчень простое:Человеческая любовь отчаянно нуждается,Божественная любовь обильно питает.8.«My ...

... не знаю, рождена ли моя любовь только мной и тобой или ее ... ли, связующие нас с тобой, эта любовь или отблеск иной любви, той ... знаю, откуда взялась моя к тебе любовь, но где б ни почерпнула она ... бы спать безмятежно в моих объятьях, любовью заглушить можно даже голод, Мод ... из рук нечестивых турок, не любовь к тебе заставила меня бросить мать ... и отца, не любовь к тебе повелевает идти к твоему далекому ... гробу, нет, иная любовь живет во мне, любовь, которой полны все мои ... из рук нечестивых турок, не любовь к тебе заставила меня бросить мать ... и отца, не любовь к тебе повелевает идти к твоему далекому ... гробу, нет, иная любовь живет во мне, любовь, которой полны все мои ... , глаза, она во мне, моя любовь, она — это я и я — она, это она ... , живущая в каждой частице моего тела любовь, заставила меня покинуть родительский дом ... любви к тебе, а связанная и переполненная иной любовью, Мод шла, опустив глаза, приноравливая ... любви к тебе, а связанная и переполненная иной любовью, исповедник спросил: ты засыпаешь, дитя ...

В течение одного 1927 года зрители могли увидеть: “Любовь на пляже”, “Любовь в снегах”, “Любовь Бетти Петерсон”, “Любовь и кража”, “Любовь и смерть”, “Любовь правит жизнью”, “Любовь изобретательна”, “Любовь слепа”, “Любовь актрисы”, “Любовь индуски”, “Любовь-мистерия”, “Любовь подростка”, “Любовь бандита”, “Кровавая любовь”, “Любовь на перекрестке”, “Любовь и золото”, “Любовь запросто”, “Любовь палача”, “Любовь играет”, “Любовь Распутина”.

... улыбке.Ничего не зная про любовь.Сколько не сбивался, возвращалсяЯ на ... .Я к тебе иду сквозь зной и стужуТы любовью душу успокой* * *Рассыпались слова все ... друга,Свято веря, что придет любовьИ кричали о любви без звука,Ожиданьем ...

Как не постигал отец, что отторгает детей и мстит этой чужой жизни нелюбовью к своим детям, так и дети не постигали, что чем сильней будет эта нелюбовь отца, эта его священная кровная месть жизни, приносящая их в жертву, тем жертвенней и неодолимей будет порыв любви к нему, точно порывом и силой жизни; что нелюбовь к ним отца, но и любовь их к отцу неистребимы, как сама жизнь, и не могут друг без друга.

Вот древние греки (умные дядьки были) разделяли любовь на несколько типов (следует сразу оговориться, что слово «любовь» в данном случае не просто не корректно, а невозможно, но будем его трактовать применительно к данной ситуации так, как следует): людус любовь-игра, мания — любовь-одержимость, эрос — сексуальная страсть, сторгэ — любовь-дружба, агапэ — бескорыстная и эротичная любовь-самоотдача и так далее… Что в моем случае?

... ты за мои мечтыИ за любовь мою кристальной чистотыСебя я успокою без ... счастье улыбнетсяГлазами сердцу милого лица.Любовь тихонько к сердцу прикоснетсяИ нежностью заполнит ... идем одной дорогойХоть не проста любовь твояТо рвешься с нежностью и ласкойПрижаться ты ...

Цитаты со словом любовь

Дословный перевод: Любовь слепа.

Латинские пословицы

Дословный перевод: Любовь травами не лечится.

Латинские пословицы

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел.

Франсуа де Ларошфуко

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько неудовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди мало знакомые будут восхищаться больше.

Франсуа де Ларошфуко

Себялюбие — это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо.

Франсуа де Ларошфуко

У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

Франсуа де Ларошфуко

Помни, что лучшие отношения — те, в которых ваша любовь друг к другу превышает потребность друг в друге.

Далай-лама XIV

Курильщик: Кто я такой? Если кому-нибудь довелось бы узнать то, что знаю я, он не смог бы с этим жить. Я сказал Скиннеру, что ты застрелил человека в больнице, но я в это не верил. А сейчас ты приставил пистолет к моей голове. Я стал уважать тебя, Малдер. Ты становишься участником игры. Можешь убить меня, но тебе никогда не познать истину… медленно снимает палец со спускового крючка и поэтому я всегда буду победителем. (2X08 One Breath/„Один вздох“)* Ничто не исчезает бесследно. Поджигайте! (2X25 Anasazi/„Анасази“)* Нельзя играть в покер без карт, мистер Скиннер. Вы никогда не задумывались о том, каково погибнуть в авиакатастрофе? Или от ботулизма? Сердечный приступ также не типичен для людей вашего возраста. Полагаете, я блефую? (3X02 Paper Clip/„Скрепка“)* Люди никогда не обретут свободу, ведь они слабы, безнравственны, никчёмны и неугомонны. Они верят во власть и на последнем издыхании ждут волшебства или чуда. Их религия — это наука и нет для них более достоверного источника информации. И если проект будет развиваться, они ни в коем случае не должны изменить своё мнение. (3X24 Talitha Cumi/„Девочка, встань“)* Цитирует Достоевского: Но овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть. (3X24 Talitha Cumi/„Девочка, встань“)* Самый яростный противник тот, кому уже нечего терять. (4X01 Herrenvolk/„Раса господ“)* Обращаясь к Бездонной глотке: При скольких исторических событиях присутствовали только мы вдвоём, Рональд? Сколько раз мы создавали и меняли историю? Но наши имена никогда не появятся на страницах книг. Ни один памятник не увековечит наши образы. Вот и этой ночью ход истории человечества в очередной раз будет определён двумя неизвестными… остающимися в тени. (4X07 Musings of a Cigarette Smoking Man/„Размышления Курильщика“)* Жизнь… как коробка конфет. Дешёвый, бессмысленный, формальный подарок, который никому не нужен. Безответный, поскольку вам вернётся всего лишь другая коробка конфет. И эта непонятная гадость с мятным вкусом остаётся у вас, и вы бездумно пережёвываете её, когда больше нечем перекусить. Иногда, конечно, попадается конфета с помадной начинкой или английский трюфель. Но они стремительно исчезают, не оставляя даже вкуса. И вот в остатках лежат заскорузлые ириски и конфеты с орехом, о которые можно сломать зубы. Если вы набрались смелости и съели даже их, то всё что у вас останется — это пустая коробка… заполненная бесполезными скомканными обёртками. (4X07 Musings of a Cigarette Smoking Man/„Размышления Курильщика“)* Я убью тебя, когда захочу… но только не сегодня. (4X07 Musings of a Cigarette Smoking Man/„Размышления Курильщика“)* Можно убить человека, но не его веру. По крайней мере, пока не сломлен его дух. А за этим забавно наблюдать. (6X01 The Beginning/„Начало“)* Предательство — неизбежный итог всех событий. Каждый верит, что у него на это есть серьёзные причины. (6X11 Two Fathers/„Два отца“)* Обращаясь к Малдеру: Умирает лишь часть тебя. Та, которая строит из себя героя. Ты достаточно настрадался — за „Секретные материалы“, за свою напарницу, за весь мир. Ты не Христос и не принц Гамлет, ты даже не Ральф Надер. (7X02 The Sixth Extinction II: Amor Fati/„Шестое вымирание, часть 2: Любовь судьбы“)* Малдер: Как, чёрт побери, ты сюда попал?: Курильщик: Полагаю, я удивил тебя, впрочем как и всегда? Как думаешь, у меня есть вампирские клыки?» (7X02 The Sixth Extinction II: Amor Fati/«Шестое вымирание, часть 2: Любовь судьбы»)

Курильщик (Секретные материалы)

Нельзя любить человечество, не любя человека. И слепая любовь хуже ненависти. Всепрощение — дорога, которой приходит зло.

Осенние визиты

Если сегодня любовь приходит к человеку, она пожирает его, как огонь стог сухого сена. Нет ничего, кроме неё, и она становится необычайно значительной, необузданной, разрушительной, испепеляющей.

Триумфальная арка

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я