Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова ледокол

Ледокол в словаре кроссвордиста

ледокол

Ледокол Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Википедия
ледокол

I м.Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью. II м. разг.Тот, кто занимается колкой льда; ледокольщик I.

Большой современный толковый словарь русского языка
ледокол



1. м. Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью.

2. м. разг. То же, что: ледокольщик (
1).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
ледокол

ледок`ол, -а

Словарь русского языка Лопатина
ледокол

судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах Атомный л. Океанский л. Речной л.

Словарь русского языка Ожегова
ледокол

судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол - пароход российского флота «Пайлот» (
1864) с двигателем мощностью 44,2 кВт. Первый в мире арктический ледокол - «Ермак», построен в 1899 под руководством С. О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы - российские атомоходы «Арктика» (
1975), «Сибирь» (
1977), «Россия» (
1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федерация, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Современный толковый словарь, БСЭ
ледокол

ледокол

1. м. Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью.

2. м. разг. То же, что: ледокольщик (
1).

Толковый словарь Ефремовой
ледокол

ледокола, м.

1. Мощный пароход специальной конструкции, прокладывающий путь сквозь лед, к-рый он раскалывает своей тяжестью. Ледокол "Красин".

2. Рабочий, занимающийся колкой льда (спец.).

Толковый словарь русского языка Ушакова
ледокол

судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение Л. - разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) др. судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания ( рис. 1 ). Различают Л. морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и Л. озёрные и речные. Морские Л., осуществляющие проводку судов на большие расстояния, иногда называются линейными, а наиболее мощные из них - лидерами, в отличие от других Л., менее мощных (вспомогательных или портовых). Ледоколы разделяют также на классы (группы) по мощности. При встрече с ледовым полем (см. Морской лёд ) Л. 'вползает' носовой частью на кромку льда и проламывает его создающимся при этом вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, Л. преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывая, раздвигая и притапливая лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений. Практически цикличность выражена слабо и движение Л. можно рассматривать как непрерывное. При плавании в битых льдах Л. раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Если ледовый покров не может быть разрушен при непрерывном движении Л., прибегают к разрушению льда ударами (набегами), для чего Л. отходит назад и набирает скорость. Л., 'вползая' носовой оконечностью на лёд, может застрять (заклиниться). Движение даже наиболее мощных Л. нередко приостанавливается ледовыми сжатиями. Для освобождения от заклинивания наряду с др. мерами применяют дифферентование или кренование (т. е. продольное или поперечное наклонение корпуса Л.), для чего перекачивают попеременно воду между предусмотренными для этого цистернами - дифферентными (носовыми и кормовыми) или креновыми (бортовыми) или же производят одновременную откачку балластной воды из дифферентных цистерн, что позволяет Л. всплыть. Небольшие речные Л. иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда. В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним Л. следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, Л. берёт его на буксир, обычно вплотную за кормой. Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют 2 или несколько Л. Так называемые ледовые качества Л. определяются ледовой ходкостью, манёвренностью и некоторыми конструктивными особенностями. Критерием для сравнительной оценки качеств Л. обычно служит их ледопроходность, т. е. способность продвигаться в определённых ледовых условиях с обусловленной скоростью хода. Назначение и условия использования Л. определяют и требования к их конструкции. Носовая оконечность Л. имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии 20-30|, позволяющий Л. 'вползать' на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении Л., а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5-
5) обеспечивает как хорошую манёвренность Л. во льдах, так и прямолинейность канала. Корпусу Л. (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов др. назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна. Энергетическая установка Л. рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива. В связи с этим значительное распространение в современном ледоколостроении получили энергетические машинные установки с электропередачей на гребные винты. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели и паровые турбины (возможно использование газовых турбин). Применение атомной энергии позволило создать Л. с энергетическими установками большой мощности, практически неограниченной автономности плавания. (В СССР в 1959 введён в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол 'Ленин' .) Л. строят обычно с 2 или 3 гребными винтами усиленной прочности. У некоторых Л., помимо кормовых винтов, 1 или 2 гребных винта располагаются в носовой части, что повышает их ледопроходимость в определённых условиях, но не позволяет работать ударами ( рис. 2 ). Морские суда, предназначенные для самостоятельного плавания в морях полярных бассейнов и для следования за Л. в особо тяжёлых льдах, называются ледокольными судами (ледокольно-транспортные или др. назначений) ( рис. 3 ). История мореплавания в северных морях насчитывает более тысячи лет. Однако активная борьба со льдом оказалась возможной только после того, как начали строить металлические суда с механическим двигателем. Первым Л. современного типа был небольшой пароход 'Пайлот' мощностью 44,2 квт (60 л. с. ) , принадлежавший русскому промышленнику Бритневу и успешно совершавший в 1864 рейсы в ледовых условиях между Кронштадтом и Ораниенбаумом. На этом судне впервые был применен наклон подводной части носовой оконечности по образцу поморских торосных лодок, позволявший судну 'вползать' носовой оконечностью на лёд и разрушать его своей тяжестью. По примеру 'Пайлота' речные Л. начали строиться в Германии для порта Гамбург, а затем и в др. странах. Это были небольшие суда мощностью 110-960 квт (150-1300 л. с. ) . В 1899 был построен первый в мире арктический Л. 'Ермак' мощностью 6,6 Мвт (9 тыс. л. с. ) .Многие советские Л. и ледокольные суда ( 'Красин' , 'Литке', 'Седов', 'Сибиряков' и др.) сыграли большую роль в освоении Арктики. Мощность главных механизмов и водоизмещение Л. изменяются в широких пределах в зависимости от их назначения; у построенных до 1973 арктических Л. достигают: 30 Мвт (44 тыс. л. с. ) и около 19 тыс. т. Разработаны проекты и находятся в постройке (
1973) Л. значительно большей мощности. Повышение эффективности Л. связано с дальнейшим совершенствованием их конструкции, созданием специальных устройств для улучшения ледовой ходкости и манёвренности, обеспечением активности при сжатиях льда и заклинивании, защиты гребных винтов от повреждения и очистки канала от обломков льдин. Наиболее значительный ледокольный флот имеется у СССР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании.Лит.: Виноградов И. В., Суда ледового плавания, М., 1946; Каштелян В. И., Позняк И. И., Рывлин А. Я., Сопротивление льда движению судна, Л., 1968; Ледоколы, Л.,

1972. А. М. Загю.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
ледокол

ледокол, -а

Полный орфографический словарь русского языка
ледокол

самоходное специализированное судно, предназначенное для раскалывания льдов с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах

Викисловарь
ледокол

ледокол

Викисловарь
ледокол

ледокол

Викисловарь
ледокол

ледокол

Викисловарь
ледокол

ледокол

Викисловарь
Примеры употребления слова ледокол в тексте

Так, Балтийский завод (Санкт-Петербург) с 1921 по 1941 годы построил 8 ледоколов, в период 1956–1958 годов завод построил 10 речных ледоколов, а с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа «Арктика», первым из которых стал первый в мире ледокол с атомной энергетической установкой «Ленин», построенный в 1959 году и так хорошо знакомый всем школьникам по картинке в Букваре.

На поиски итальянцев пошел ледокол «Красин» (начальник Р. Л. Самойлович, капитан К. П. Эгги, пилот Б. Г. Чухновский), ледокол «Малыгин» (капитан Д. Т. Чертков, пилот М. С. Бабушкин) и ледокольный пароход «Седов» (капитан В. И. Воронин).

Через два года уже с востока на запад по Северному пути прошел ледокол «Литке», что окончательно подтвердило его пригодность для использования обычных грузовых судов, конечно, при условии их проводки мощными ледоколами.

Раскалывая антарктические льды, ледокол в какой-то момент сам оказался в роли плененного, но в итоге сумел подойти к «Сомову» на расстояние 200 км, и – опять же впервые в истории – в условиях полярной ночи с ледокола поднялся вертолет.

В это время на остров пришел ледокол «Волынец», и команда, как острова, так и ледокола, стала выражать большое нетерпение и желание бросить все и уйти.

Но вот — пожалуй, это я помню хорошо, я был школьником — ледокол (трудно, правда, сказать, ледокол это или нет) «Георгий Седов» бороздил бассейн Карского моря, и там впервые открывались острова и структуры Карского моря, и было показано впервые — и опять говорю, впервые показано О. Ю.

По указанию Советского правительства на поиски и спасение потерпевших бедствие незамедлительно направились научно-исследовательское судно "Персей" [11], ледокольные пароходы "Седов" [12] и "Малыгин" [13] и ледокол "Красин", которому удалось пробиться к затерянным во льдах аэронавтам.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я