Значение слова курды
Курды в словаре кроссвордиста
курдыКурды Ку́рды ( "Kurd") — этническая группа в области Курдистан на Ближнем Востоке, живущая, в основном, в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан).
курдымн.
1.Народ иранской этноязыковой группы.
2.Представители этого народа.
курдымн.
1) Народ иранской этноязыковой группы.
2) Представители этого народа.
курдык`урды, -ов, ед. курд, -а
курдынарод, живущий в Иране, Турции, Ираке, других странах Ближнего Востока и ч астью в пределах Ссср
курды(самоназв. - курд, курмандж), народ в Турции (7,5 млн. человек), Иране (5,6 млн. человек), Ираке (главным образом Курдская а. о., 3,7 млн. человек), Сирии (св. 745 тыс. человек,
1992) и других странах. Общая численность 18 млн. человек (
1992). Язык курдский. По религии в основном мусульмане-сунниты, есть приверженцы синкретических культов (езиды и др.).
курдыкурды мн.
1) Народ иранской этноязыковой группы.
2) Представители этого народа.
курдыкурдов, ед. курд, курда, м. Одна из иранских народностей, живущая в Курдистане, частью в пределах СССР (Азербайджане, Армении и Туркменистане).
курды(самоназвание - курд, курмандж), один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и история изучены недостаточно. Живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии (на территории Курдистана ) и некоторых др. странах. Общая численность (на
1971), по различным приблизительным оценкам, от 7,5 до 12 млн. человек Говорят на курдском языке . Верующие - мусульмане-сунниты, меньше - шииты, часть принадлежит к сектам езидов , али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14-18 вв. на территории Курдистана союзы курдских племён и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий. Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918 - Турции, Ирака, лишить К. всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. после 2-й мировой войны 1941-45 (в Ираке, например, в 1970 было признано право К. на национальнуу автономию; см. Ирак , Исторический очерк). Для общественных отношений К. характерно разложение феодальных отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс (в нефтяной промышленности, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у отдельных групп К. ещё сохраняются пережитки родо-племенных отношений. Основное занятия К. - земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое скотоводство. Развиты ремёсла. К. создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство. В 19 в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1828 , и Берлинского конгресса 1878 , часть К. перешла в подданство России. В СССР К. живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, 1970, перепись). Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры; вместе с другими народами СССР К. активно участвуют в коммунистическом строительстве. Заняты главным образом в сельском хозяйстве, часть работает в промышленности, сложилась национальная интеллигенция. На языке К. издаётся различная литература, в Армении - газета 'Риа Таза' и ведутся радиопередачи. Имеются научные центры (Ленинград, Ереван и др.), изучающие историю и культуру К. Литература . История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (11-18 вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества. Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (около 11 в.), автор дивана лирических стихов, написаных живым, народным языком. Перу Али Термуки (Теремахи,10-11 вв.) приписывают поэмы 'Единственное слово', 'Сыновья отчизны', 'Поистине жизнь - это сон' и 'Рубиновое ожерелье'. Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий (см. Суфизм ), сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В 15 в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма 'Продавец корзин', припписываемая Мела Бате (1417-
94). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.). Цикл 'Факне Тейра', включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (16 в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы 'Юсуф и Зулейха'. С именем поэта Ахмеди Хани (17 в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма 'Мам и Зин', поэтический арабско-курдский словарь 'Ноубар'. Народная поэма 'Крепость Дымдым' - одно из произведений курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость. К началу 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курдского княжества Ардалан возникает другой литературный центр, объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из них: Шейх Ахмед Тахти (1640-), Мустафа Бесарани (1641-
1702), Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преимущественно суфийский характер. В конце 18-начале 19 вв. наблюдался упадок курдской литературы; она порвала с народными традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев. Литературный центр переместился в Северный Ирак, литературным языком стал южный диалект (сорани, мукри). В литературе этого периода сосуществовали направления религиозно-мистическое, лирическое и патриотическое; последнее получило развитие в современной демократической поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797-
1855), Курди (1809-
49), Селим (1800-
66) и Хаджи Кадыр Койи (1815-
92) - участник и певец восстаний К., основоположник демократической курдской поэзии. В его стихах звучит призыв к национальному самосознанию, объединению К. и национально-освободительной борьбе. В начале 20-х гг. 20 в. формируется новейшая курдская литература, связанная с национально-освободительной борьбой К. Призыв к борьбе против национального угнетения звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897-
1935), Тахир-бека (1875-
1917), Ахмед-бека Хамди (1876-
1936), Зивера (1875-
1948), Пире Мерда (1867-
1950) и Фаика Бекаса (1905-
48). Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (р.
1903), Абдаллах Слеман Горан (1904-
62), Осман Сабри (р.
1906), Кадрыджан Хажар (р.
1920), Дылзар (р.
1928). В 40-60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (р.
1912), Мухаммеда Амина (р.
1921), Маруфа Барзынджи (р.
1921). Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции
1917. Основной центр её - Армянская ССР. В 1931 вышла на руский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова (р.
1897) 'Курдский пастух' (в 1935 на курдский язык); он также автор романов 'Рассвет' (
1958), 'Счастливая жизнь' (
1959) и др. В 30-е гг. появились коллективные сборники 'Первые произведения' (
1932), 'Курдские писатели' (
1934), 'Третья книга' (
1935). В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей: сборник стихов Аминэ Авдала (1906-
64) 'Весна', Вазирэ Надри (1911-
46) 'Нубар', Отарэ Шаро 'Первое сияние' и др. В довоенные годы выступили со своими рассказами Аджиэ Джинди (р.
1908) и Джардоз Генджо (1904-
45). Произведения курдских писателей, опубликованные в годы Великой Отечественной войны 1941-45, проникнуты советским патриотизмом, верой в победу над врагом: поэмы 'Надо и Гулизар' Надри, 'Бако' Авдала, 'Тайяр' Качахэ Мурада (р.
1914) и др. В послевоенные годы советская курдская литература достигла серьёзных успехов в поэзии: сборники 'Курдские поэмы' (
1955), 'Родной источник' (
1957), 'Мои дни' (
1960) Джасмэ Джалила (р.
1908); сборники 'Стихи' (
1957), 'Два мира' (
1963) Шаро; сборник 'Стихи и поэмы' (
1963) Авдала; сборники'Радуга' (
1961),'Моя мечта' (
1963) Усвэ Бако (р.
1909) и др. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература отражает нашу современную действительность, курдские советские писатели создают и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освободительной борьбе (поэма Бако 'Сайд', 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.). Архитектура и декоративно-прикладное искусство . Летнее жилище К.-кочевников - шатёр с основой из нескольких рядов жердей, покрытой шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Турции, Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием, имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев в поселениях равнинных районов, а также К., живущих в городах, - глинобитные, каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от района), прямоугольные в плане, 1-2-этажные, большей частью с плоской крышей. К жилому помещению в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др. хозяйств. помещения. Сохранились некоторые культовые памятники К.: храм (12 в.) в с. Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым колоннами на 2 нефа; квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных фигур лошадей, баранов, львов и др. животных. До настоящего времени дошли руины древних крепостей в районе Бане (Иран) - Пируз, Шива. В Советском Союзе К. живут в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. п. Сооружаются жилые дома городского типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда из кирпича-сырца. У К. на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства - ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религиозная символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Вильчевский О., Курды. Введение с франц., М., 1964; Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966; Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891-
1917), М., 1972: Библиография по курдоведению (сост. Ж. Мусаэлян), М., 1963; Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, 'Краткие сообщения Института этнографии АН СССР', [т.] XXXII, М.,1959 - её же Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, 'Советская этнография', 1970, | 4; Лерх П. И., исследования об иранских курдах и их предках северных халдеях, кн. 1-3, СПБ, 1856-58; Вильчевский О., Библиографический обзор зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн.: Иранские языки, [т. 1], М. - Л., 1945; Руденко М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских собраний, М., 1961; её же, Курдская литература XVII в., 'Народы Азии и Африки', 1971, | 3; Jaba A., Recueil des notices et recits kourdes, St.-Petersbourg, 1860; Minorsky V., Kurdes, в кн.: Encyclopedie de l-lslam, t. 2, Р.,1927; Bois T., Coup d'oeil sur la litterature kurde,'Al-Machriq', 1955, mars - avril; Hansen Н. Н., The Kurdish woman's life, Kbh.,
1961.
курдыкурды, -ов, ед. курд, -а
Курды, по официальной версии турецких властей – это вовсе не курды, а “горные турки”, “одичавшие и забывшие свой язык”, хотя курды живут на этих землях свыше 5 тысяч лет, а турки пришли в Переднюю Азию лишь в XI в.
Нарушившие перемирие курды — а в том, что курды взялись за оружие, у капитана сомнении не было — могли обойти отряд поверху и запереть в неудобном для боя дефиле.
Изумленные этой статьей московские курды позвонили своим соплеменникам в Кёльн и спросили: “Что еще за лесбиянки у вас полицию избивают?” “Кто такой лесбиянка?” – ошеломленно спросили в ответ кёльнские курды.
Временная конституция вступила в силу 16 июля 1970; она провозгласила, что иракский народ состоит из двух основных национальностей — арабов и курдов, а также объявила о том, что курдам гарантируются все права в рамках единства И., в тех районах, где курды составляют большинство населения, курдский язык является официальным наряду с арабским. Высший орган государственной власти — Совет революционного командования (СРК), который контролирует армию и силы внутренней безопасности, объявляет мобилизации и состояние войны, заключает мир, назначает министров, издаёт законы и др.
Юридически это была территория единого (пока еще) Ирака — фактически же это было отдельное государство, с отдельным народом (курдов никак нельзя отнести к арабам), отдельной столицей (Мосул), отдельной армией (Пешмерга, силы народной милиции), отдельными верованиями (среди курдов почти нет мусульман и в Курдистане мусульмане составляют меньшинство), отдельной внешней политикой (курды испытывали дружеские чувства к России, ненавидели Турцию и Иран), даже отдельной валютой.
Более того, большинство населения в самом Киркуке составляли не курды, а ненавидящие курдов арабы и туркоманы.
Курдом был бывший президент Ирака Талабани, курды занимали одну из двух вице-премьерских должностей и на данный момент семь министерских постов, что даже превышало их национальную квоту.[2] Ситуация с Курдистаном была ненормальной, но никто не хотел раскачивать лодку — понимали, насколько взрывоопасна ситуация в стране.
И самое главное, что сирийские курды очень уважают заключённого в Турции в тюрьму Абдуллаха Оджалана, известного лидера турецких курдов.
В то же время не все так просто, как кажется, ведь курды - народ молодой, жизнерадостный, энергичный, страна у них небольшая, с разваливающейся на наших глазах экономикой, и они чудовищно обидчивы.
Транслитерация: kurdi
Задом наперед читается как: ыдрук
Курды состоит из 5 букв