Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова курды

Курды в словаре кроссвордиста

курды

Курды Ку́рды ( "Kurd") — этническая группа в области Курдистан на Ближнем Востоке, живущая, в основном, в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан).

Википедия
курды

мн.

1.Народ иранской этноязыковой группы.

2.Представители этого народа.

Большой современный толковый словарь русского языка
курды

мн.
1) Народ иранской этноязыковой группы.
2) Представители этого народа.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
курды

к`урды, -ов, ед. курд, -а

Словарь русского языка Лопатина
курды

народ, живущий в Иране, Турции, Ираке, других странах Ближнего Востока и ч астью в пределах Ссср

Словарь русского языка Ожегова
курды

(самоназв. - курд, курмандж), народ в Турции (7,5 млн. человек), Иране (5,6 млн. человек), Ираке (главным образом Курдская а. о., 3,7 млн. человек), Сирии (св. 745 тыс. человек,
1992) и других странах. Общая численность 18 млн. человек (
1992). Язык курдский. По религии в основном мусульмане-сунниты, есть приверженцы синкретических культов (езиды и др.).

Современный толковый словарь, БСЭ
курды

курды мн.
1) Народ иранской этноязыковой группы.
2) Представители этого народа.

Толковый словарь Ефремовой
курды

курдов, ед. курд, курда, м. Одна из иранских народностей, живущая в Курдистане, частью в пределах СССР (Азербайджане, Армении и Туркменистане).

Толковый словарь русского языка Ушакова
курды

(самоназвание - курд, курмандж), один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и история изучены недостаточно. Живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии (на территории Курдистана ) и некоторых др. странах. Общая численность (на
1971), по различным приблизительным оценкам, от 7,5 до 12 млн. человек Говорят на курдском языке . Верующие - мусульмане-сунниты, меньше - шииты, часть принадлежит к сектам езидов , али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14-18 вв. на территории Курдистана союзы курдских племён и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий. Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918 - Турции, Ирака, лишить К. всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. после 2-й мировой войны 1941-45 (в Ираке, например, в 1970 было признано право К. на национальнуу автономию; см. Ирак , Исторический очерк). Для общественных отношений К. характерно разложение феодальных отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс (в нефтяной промышленности, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у отдельных групп К. ещё сохраняются пережитки родо-племенных отношений. Основное занятия К. - земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое скотоводство. Развиты ремёсла. К. создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство. В 19 в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1828 , и Берлинского конгресса 1878 , часть К. перешла в подданство России. В СССР К. живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, 1970, перепись). Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры; вместе с другими народами СССР К. активно участвуют в коммунистическом строительстве. Заняты главным образом в сельском хозяйстве, часть работает в промышленности, сложилась национальная интеллигенция. На языке К. издаётся различная литература, в Армении - газета 'Риа Таза' и ведутся радиопередачи. Имеются научные центры (Ленинград, Ереван и др.), изучающие историю и культуру К. Литература . История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (11-18 вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества. Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (около 11 в.), автор дивана лирических стихов, написаных живым, народным языком. Перу Али Термуки (Теремахи,10-11 вв.) приписывают поэмы 'Единственное слово', 'Сыновья отчизны', 'Поистине жизнь - это сон' и 'Рубиновое ожерелье'. Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий (см. Суфизм ), сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В 15 в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма 'Продавец корзин', припписываемая Мела Бате (1417-
94). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.). Цикл 'Факне Тейра', включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (16 в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы 'Юсуф и Зулейха'. С именем поэта Ахмеди Хани (17 в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма 'Мам и Зин', поэтический арабско-курдский словарь 'Ноубар'. Народная поэма 'Крепость Дымдым' - одно из произведений курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость. К началу 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курдского княжества Ардалан возникает другой литературный центр, объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из них: Шейх Ахмед Тахти (1640-), Мустафа Бесарани (1641-
1702), Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преимущественно суфийский характер. В конце 18-начале 19 вв. наблюдался упадок курдской литературы; она порвала с народными традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев. Литературный центр переместился в Северный Ирак, литературным языком стал южный диалект (сорани, мукри). В литературе этого периода сосуществовали направления религиозно-мистическое, лирическое и патриотическое; последнее получило развитие в современной демократической поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797-
1855), Курди (1809-
49), Селим (1800-
66) и Хаджи Кадыр Койи (1815-
92) - участник и певец восстаний К., основоположник демократической курдской поэзии. В его стихах звучит призыв к национальному самосознанию, объединению К. и национально-освободительной борьбе. В начале 20-х гг. 20 в. формируется новейшая курдская литература, связанная с национально-освободительной борьбой К. Призыв к борьбе против национального угнетения звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897-
1935), Тахир-бека (1875-
1917), Ахмед-бека Хамди (1876-
1936), Зивера (1875-
1948), Пире Мерда (1867-
1950) и Фаика Бекаса (1905-
48). Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (р.
1903), Абдаллах Слеман Горан (1904-
62), Осман Сабри (р.
1906), Кадрыджан Хажар (р.
1920), Дылзар (р.
1928). В 40-60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (р.
1912), Мухаммеда Амина (р.
1921), Маруфа Барзынджи (р.
1921). Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции

1917. Основной центр её - Армянская ССР. В 1931 вышла на руский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова (р.
1897) 'Курдский пастух' (в 1935 на курдский язык); он также автор романов 'Рассвет' (
1958), 'Счастливая жизнь' (
1959) и др. В 30-е гг. появились коллективные сборники 'Первые произведения' (
1932), 'Курдские писатели' (
1934), 'Третья книга' (
1935). В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей: сборник стихов Аминэ Авдала (1906-
64) 'Весна', Вазирэ Надри (1911-
46) 'Нубар', Отарэ Шаро 'Первое сияние' и др. В довоенные годы выступили со своими рассказами Аджиэ Джинди (р.
1908) и Джардоз Генджо (1904-
45). Произведения курдских писателей, опубликованные в годы Великой Отечественной войны 1941-45, проникнуты советским патриотизмом, верой в победу над врагом: поэмы 'Надо и Гулизар' Надри, 'Бако' Авдала, 'Тайяр' Качахэ Мурада (р.
1914) и др. В послевоенные годы советская курдская литература достигла серьёзных успехов в поэзии: сборники 'Курдские поэмы' (
1955), 'Родной источник' (
1957), 'Мои дни' (
1960) Джасмэ Джалила (р.
1908); сборники 'Стихи' (
1957), 'Два мира' (
1963) Шаро; сборник 'Стихи и поэмы' (
1963) Авдала; сборники'Радуга' (
1961),'Моя мечта' (
1963) Усвэ Бако (р.
1909) и др. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература отражает нашу современную действительность, курдские советские писатели создают и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освободительной борьбе (поэма Бако 'Сайд', 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.). Архитектура и декоративно-прикладное искусство . Летнее жилище К.-кочевников - шатёр с основой из нескольких рядов жердей, покрытой шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Турции, Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием, имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев в поселениях равнинных районов, а также К., живущих в городах, - глинобитные, каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от района), прямоугольные в плане, 1-2-этажные, большей частью с плоской крышей. К жилому помещению в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др. хозяйств. помещения. Сохранились некоторые культовые памятники К.: храм (12 в.) в с. Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым колоннами на 2 нефа; квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных фигур лошадей, баранов, львов и др. животных. До настоящего времени дошли руины древних крепостей в районе Бане (Иран) - Пируз, Шива. В Советском Союзе К. живут в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. п. Сооружаются жилые дома городского типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда из кирпича-сырца. У К. на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства - ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религиозная символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Вильчевский О., Курды. Введение с франц., М., 1964; Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966; Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891-
1917), М., 1972: Библиография по курдоведению (сост. Ж. Мусаэлян), М., 1963; Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, 'Краткие сообщения Института этнографии АН СССР', [т.] XXXII, М.,1959 - её же Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, 'Советская этнография', 1970, | 4; Лерх П. И., исследования об иранских курдах и их предках северных халдеях, кн. 1-3, СПБ, 1856-58; Вильчевский О., Библиографический обзор зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн.: Иранские языки, [т. 1], М. - Л., 1945; Руденко М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских собраний, М., 1961; её же, Курдская литература XVII в., 'Народы Азии и Африки', 1971, | 3; Jaba A., Recueil des notices et recits kourdes, St.-Petersbourg, 1860; Minorsky V., Kurdes, в кн.: Encyclopedie de l-lslam, t. 2, Р.,1927; Bois T., Coup d'oeil sur la litterature kurde,'Al-Machriq', 1955, mars - avril; Hansen Н. Н., The Kurdish woman's life, Kbh.,

1961.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
курды

курды, -ов, ед. курд, -а

Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова курды в тексте

Курды, по официальной версии турецких властей – это вовсе не курды, а “горные турки”, “одичавшие и забывшие свой язык”, хотя курды живут на этих землях свыше 5 тысяч лет, а турки пришли в Переднюю Азию лишь в XI в.

Нарушившие перемирие курды — а в том, что курды взялись за оружие, у капитана сомнении не было — могли обойти отряд поверху и запереть в неудобном для боя дефиле.

Изумленные этой статьей московские курды позвонили своим соплеменникам в Кёльн и спросили: “Что еще за лесбиянки у вас полицию избивают?” “Кто такой лесбиянка?” – ошеломленно спросили в ответ кёльнские курды.

Временная конституция вступила в силу 16 июля 1970; она провозгласила, что иракский народ состоит из двух основных национальностей — арабов и курдов, а также объявила о том, что курдам гарантируются все права в рамках единства И., в тех районах, где курды составляют большинство населения, курдский язык является официальным наряду с арабским.   Высший орган государственной власти — Совет революционного командования (СРК), который контролирует армию и силы внутренней безопасности, объявляет мобилизации и состояние войны, заключает мир, назначает министров, издаёт законы и др.

Юридически это была территория единого (пока еще) Ирака — фактически же это было отдельное государство, с отдельным народом (курдов никак нельзя отнести к арабам), отдельной столицей (Мосул), отдельной армией (Пешмерга, силы народной милиции), отдельными верованиями (среди курдов почти нет мусульман и в Курдистане мусульмане составляют меньшинство), отдельной внешней политикой (курды испытывали дружеские чувства к России, ненавидели Турцию и Иран), даже отдельной валютой.

Более того, большинство населения в самом Киркуке составляли не курды, а ненавидящие курдов арабы и туркоманы.

Курдом был бывший президент Ирака Талабани, курды занимали одну из двух вице-премьерских должностей и на данный момент семь министерских постов, что даже превышало их национальную квоту.[2] Ситуация с Курдистаном была ненормальной, но никто не хотел раскачивать лодку — понимали, насколько взрывоопасна ситуация в стране.

И самое главное, что сирийские курды очень уважают заключённого в Турции в тюрьму Абдуллаха Оджалана, известного лидера турецких курдов.

В то же время не все так просто, как кажется, ведь курды - народ молодой, жизнерадостный, энергичный, страна у них небольшая, с разваливающейся на наших глазах экономикой, и они чудовищно обидчивы.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я