Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова кубизм

Кубизм в словаре кроссвордиста

кубизм

Кубизм Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении.

Википедия
кубизм

м.Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в., выдвигавшая формальный принцип конструирования объемной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Большой современный толковый словарь русского языка
кубизм

( фр. cubisme) авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. 20 в.; стремясь выявить геометрическую структуру объема, кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам - шару, конусу, кубу (отсюда название).

Новый словарь иностранных слов
кубизм

м. Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в., выдвигавшая формальный принцип конструирования объемной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
кубизм

[фр. cubisme]авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. 20 в.; стремясь выявить геометрическую структуру объема, кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам - шару, конусу, кубу (отсюда название).

Словарь иностранных выражений
кубизм

куб`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
кубизм

В изобразительном искусстве начала 20 в.: формалистическое направление, последо ватели которого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней)

Словарь русского языка Ожегова
кубизм

(франц. cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

Современный толковый словарь, БСЭ
кубизм

кубизм м. Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в., выдвигавшая формальный принцип конструирования объемной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Толковый словарь Ефремовой
кубизм

кубизма, мн. нет, м. (от куб
1) (искус.). Направление в живописи (частично и в др. искусствах) в начале 20 века, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры, без соблюдения внешнего сходства с объектами изображения.

Толковый словарь русского языка Ушакова
кубизм

(франц. cubisme, от cube - куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово 'кубисты' было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин 'К.' вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в
1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину 'Авиньонские девушки' (Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которой фигуры справа, деформированные, огрубленные, изображены без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа 'Батолавуар' ('Лодка-плотомойня'), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак , испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы К. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке 'Сексьон д'ор' ('Золотое сечение'), входили эпигоны и популяризаторы К. - А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с К., - Ф. Леже, 'орфисты' Р. Делоне и Ф. Купка, будущие 'дадаисты' Ф. Пикабия и М. Дюшан. В целом К., родившийся в условиях общего глубокого кризиса буржуазной культуры эпохи империализма, был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости поздней импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, буржуазно-индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометризация форм подчёркивала устойчивость, предметность мира, особенно в ранний, 'сезанновский' период кубизма (1907-
1909); мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на плоскости холста, образуя подобие рельефа, причём цвет, выделяя отдельные грани, и подчёркивает, и дробит объём (П. Пикассо - 'Фермерша', 1908, Эрмитаж, Ленинград; Ж. Брак - 'Эстак', 1908, Художественный музей, Берн). В следующей, 'аналитической' стадии кубизма (1910-
12) предмет окончательно разлагается, дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, а предметная форма как бы распластывается на холсте. Игра граней подчиняется сложному декоративному ритму (П. Пикассо - портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; Ж. Брак - 'В честь И. С. Баха', 1912, частное собрание, Париж). В последней, 'синтетической' стадии (1912-
1914) полностью побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо - 'Харчевня', 1913-14, Эрмитаж; Ж. Брак - 'Женщина с гитарой', 1913, Национальный музей современного искусства, Париж). Одновременно появляется интерес ко всякого рода наклейкам ( коллажам ) , присыпкам, объёмным конструкциям, т. е. отказ от изображения объёма и пространства 'компенсируется' построениями в реальном пространстве. Тогда же появляется кубистическая скульптура с характерной для неё игрой пространственности и плоскостности ('контррельефы' А. П. Архипенко, пространственные конструкции А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризованные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица). Уже изжив себя во Франции, К. оказал известное влияние на итальянских футуристов (см. Футуризм ; Дж. Северини, К. Карра), русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников 'Баухауза' (Л. Фейнингер, О. Шлеммер) и др. Во многих случаях К. оказался ступенью, ведущей к абстрактному искусству , непосредственно связан с К. пуризм 1920-х гг. Через увлечение К., преодолев его влияние, прошли и некоторые крупные реалисты 20 в. - Д. Ривера, О. Гутфрёйнд, Р. Гуттузо. Поэты Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон стремились создать 'кубистическую поэзию', передать динамическое ощущение сдвигов и взаимопроницаемости предметов. Уже в годы возникновения К. появились его теоретические 'обоснования' субъективно-идеалистического порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений - Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисленных реакционных концепций, оправдывающих упадочные явления буржуазного искусства. Многочисленны и произвольные попытки связать К. с новейшими научно-техническими открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна современным физическим представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в которой возникал К., но не объясняют характера его живописных концепций. К. не чужды образно-эмоциональные задачи (особенно произведения П. Пикассо, поднимающимся до драматической цельности и широты). К. не 'освобождается' от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в искусстве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам искусства, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете - холсте, покрытом краской. С другой стороны, и конструктивные устремления К., искания в области пространства и объёма, родственные ряду течений в современной архитектуре и дизайне ('Баухауз'; группа 'Стиль' в Нидерландах), оказываются иллюзорными, поскольку не выходят за пределы 'чистой живописи', изобразительного экспериментирования в станковых формах. Поэтому, несмотря на талант и неутомимость П. Пикассо и Ж. Брака, К. оказался в порочном кругу противоречий и вскоре пришёл к кризису. О К. отрицательно отзывался В. И. Ленин, критике его подвергли Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский. К. быстро обнаружил свою чуждость социалистической культуре.Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская живопись, 'Современник', 1913, |6; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., [б. г.], с. 170-80; Яворская Н., Кубизм и футуризм, в кн.: Модернизм..., М., 1969; Serullaz М., Le cubisme. P., 1963; Fry Е., Der Kubismus, Koln, [1966]. А. М. Комаров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
кубизм

кубизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
кубизм

разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX века, выдвигавшая формальный принцип конструирования объёмной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры

Викисловарь
Примеры употребления слова кубизм в тексте

Утром она была решена в стиле модерн без всякой пластики, без полутонов и без подтекста, - незатейливый кубизм, но сейчас в ней появилась теплота.

Тот, кто полагает, будто для нашего времени кубизм является тем же, чем для других времен были импрессионизм, Веласкес, Рембрандт, Возрождение и так далее, допускает, по-моему, грубую ошибку.

За рубежом в это время Россию видели "во мгле", культурная же жизнь России переживала как бы свой ренессанс, подъем творческих сил интеллигенции; молодежь тогда захлестывало множество "измов" (академизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм, пуантилизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, супрематизм и т.

Смелые творческие, получившие широкую известность новые течения – такие как символизм, постимпрессионизм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм в живописи и скульптуре; их различные ответвления в литературе наряду с акмеизмом, кубофутуризмом, имажинизмом в поэзии; реализм и антиреализм в театре и балете – вся эта амальгама, еще далекая от революции, войн и арестов, излучала жизненную силу и черпала свое вдохновение в мечтах о новом мире.

Отсюда раскадровка (более всего здесь уместно именно это слово) и все эти жесткие линии и неумолимо прямые углы, отчасти напоминающие кубизм, отчего силуэты живых существ и предметов казались неумолимо жесткими очертаниями рвов или колючей проволоки.

В широком смысле охватывает кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм и т. д., то есть все авангардистские направления, противопоставившие себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности».

Энциклопедически полно характеризуются течения авангарда — фовизм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, поп-арт и др.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я