Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова ковер

Ковер в словаре кроссвордиста

ковер

Ковёр Ковёр (др.-рус.

Википедия
ковер

м.

1.Тканое изделие из шерстяной, шелковой и т.п. пряжи, часто с ворсом, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, дивана, украшения стен и т.п.

2.Такое изделие, расстилаемое на спортивной или цирковой арене.

3. перен.То, что образует сплошной покров на земной поверхности.

Большой современный толковый словарь русского языка
ковер

м.
1) а) Тканое изделие из шерстяной, шелковой и т.п. пряжи, часто с ворсом, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, дивана, украшения стен и т.п. б) Такое изделие, расстилаемое на спортивной или цирковой арене.
2) перен. Что-л., образующее на поверхности земли сплошной покров.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
ковер

муж. келим; толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные. Рассыпался ковер по всем сторонам, никому не собрать, ни попам, ни дьякам, ни серебренникам? звезды. Ковер или коврик самолет, в сказ. вымысел вроде сапогов-самоходов, скатерти хлебосолки, сумы дай пить есть и пр. Не Стенька: на ковре по Волге не поплывешь! от преданья: Разин расстилал на воду ковер, и на нем безопасно уплывал. Коверный, ковровый, к ковру относящ. Ковровый платок, не набивной, вытканный узором, бумажный плотный. Коверник муж. -ница жен. коверщик, ковровщик, -щица , ковровый мастер, ткачь.

Словарь Даля
ковер

ковёр, ковр`а

Словарь русского языка Лопатина
ковер

изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шелковой пряжи, часто с ворсом, употр. для покрытия пола, украшения стен К ручной работы. Расстелить, свернуть к. У ковра выступать (в цирке: быть коверным). Зеленый к. луга (перен.). К. зимы (перен. : снег). Вызвать, поставить на к. кого-н. (перен. : строго призвать к ответу, потребовать объяснений; разг.).

Словарь русского языка Ожегова
ковер

художественное текстильное изделие (обычно с многоцветными узорами или изображениями) из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи. Распространены ковры ручной и машинной (с сер. 19 в.) работы, ворсовые и безворсовые. Бывают также вязаные и вышитые ковры. Наиболее известны персидские, азербайджанские, туркменские, турецкие, китайские ковры.

Современный толковый словарь, БСЭ
ковер

м.
1) а) Тканое изделие из шерстяной, шелковой и т.п. пряжи, часто с ворсом, обычно многоцветное, узорчатое, употребляемое для покрытия пола, дивана, украшения стен и т.п. б) Такое изделие, расстилаемое на спортивной или цирковой арене.
2) перен. Что-л., образующее на поверхности земли сплошной покров.

Толковый словарь Ефремовой
ковер

ковра, м.

1. Тяжеловесная, узорчатая ткань, обычно с ворсом, машинной или ручной работы, употр. в качестве подстилки на полу, покрытия или украшения на стену. Вышитый ковер. Персидский ковер. Ковер на стене. Пол устлан коврами.

2. перен. О траве, цветах, снеге (книжн. поэт.). По зеленому ковру луга. Цветники разрослись пышными коврами. Ковер зимы покрыл холмы, луга и долы. Баратынский.

Толковый словарь русского языка Ушакова
ковер

художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности). Самые ранние из сохранившихся ворсовых и войлочных К. были найдены на территории СССР (см . Пазырыкские курганы ) . Сохранились свидетельства о существовании К. в Ассирии и Вавилоне. Художественные особенности К. определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка и др.; например, шерсть даёт тончайшие переливы ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля К., характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или какой-либо др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т.д.), цветовым построением. Из К. Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские К. классифицируются по месту производства (например, 'исфахан', 'кашан', 'фараган', 'джоушаган', 'хорасан' и так далее) или по типу орнамента ('медальонные', охотничьи', 'звериные', 'садовые', 'вазовые'); они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно К. Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой. Турецкие К., которые также делятся по месту производства ('ушак', 'бергама', 'ладик', 'гиордес', 'кула' и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичны молитвенные К. с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него. Туркменские К. классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака - геля (8-угольный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у различных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских К. (кроме типа 'бешир') характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские К., чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов ('куба', 'ширван', 'казах', 'зенджа' и пр.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для др. ('Карабах' и пр.) - разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские К. выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. В западноевропейском ковроткачестве, в котором особое место занимают с 16 в. шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в 17-18 вв. выделяются ворсовые К. мануфактуры Савоньри, основанной в 1624 в Париже (в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название её - от savon, т. е. мыло). Это К. с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые К. в Англии и Испании. В 19 в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных К. с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом. В Европейской части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом безворсовые К. - килимы : в центральных районах - с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных - с геометрическим узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии. Из русских К. особенно известны курские и воронежские - безворсовые. с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые К. с цветочным орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организованы в артели, ведут поиски выразительных средств для воплощения нового мироощущения. В то же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально-художественным мастерским. В оборудовании современного жилого и общественного интерьераковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и так далее. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности динамических и статических нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолётов и автомашин) К. имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различают К. ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, тканные и вязаные. К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы). Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые, текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием натуральных и химических штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон и др.) в значительной степени предопределяют тип К., область применения, его надежность, долговечность. К. (ворсовые и безворсовые) в СССР изготовляются ручным способом на вертикальных и горизонтальных ковроткацких станках (масса 1 м2 в кг - 2,5; 3,2 и более), а также при помощи машин (масса 1 м2 в кг - 1,8-2,2; 2,
5). Машинное ковроткачество более производительно, чем ручное. Ковровщица при вязке ворсового узла выполняет в год в среднем 10-12 м2 К. Выработка идентичных по рисунку, колориту, плотности (число ворсовых пучков по горизонтали и вертикали), внешнему виду машинных тканых жаккардовых двухполотенных К. с разрезным ворсом достигает 4-6 м2 за 1 час. Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ручные К. не превзойдены, поэтому их стоимость выше. При ручном ковроткачестве ворс образуется путём завязывания узлов из разноцветной гребенной или аппаратной ворсовой пряжи на нитях основы ( рис. 1 ). Концы ворсовых узлов выводятся на лицевую сторону и равномерно обрезаются, формируя опорную поверхность на особо прочном каркасе ткани, состоящем из кордных нитей основ и утка. Узлы располагаются горизонтальными рядами. После каждого ряда пропускаются нити утка, а затем металлической гребёнкой весь ряд плотно прибивается к предыдущему. Безворсовые ручные К. (килим, палас, шпалера, сумах) формируются следующим образом ( рис. 2 ): двусторонняя ткань килима образуется сцеплением (перевивкой) цветных нитей утка, которые плотно прикрывают нити основы, паласа - без сцепления цветных утков (поэтому по границам рисунка получаются просветы или зазоры), сумаха (односторонний К. полотняного переплетения) - стежками, 'косичками' (на лицевой поверхности К. цветной уток обвивается каждой парой нитей основы), шпалеры - с вводом цветных нитей на изнаночную сторону. Механическое ткачество безворсовых К. мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей и выполняется на многочелночных станках, оснащенных машиной Жаккарда (см. Жаккарда машина ) .На ковроткацком станке, оснащенном машиной Жаккарда, изготовляются одновременно два пяти- шестицветных К.- верхнее и нижнее полотно. Оба полотна расположены друг от друга на расстоянии, определяемом высотой ворса, К. имеют общую ворсовую, коренную и настилочную основы. Нити основ верхнего и нижнего полотна переплетаются нитями утка, а затем разрезаются ножом ( рис. 3 ). Многоцветные К. с разрезным ворсом бывают ленточными (синелевыми), трубчатыми ( рис. 4 ) и жаккардовыми. Ленточные К. изготовляют на автоматических или механических ткацких станках. Производительность ленточного станка не более 1 м2 за 1 час. При жаккардовом способе рисунок К. образуется из ворсовой пряжи 8-12-16 цветов при помощи машины Жаккарда. Перспективно производство основовязаных трикотажных К. и ворсово-пришивных (тафтинговых) ковровых покрытий, в основном с неразрезным петельным ворсом. Такие К. выпускаются одно-двухцветные и меланжированные. Разработаны и применяются способы нанесения орнаментального рисунка на трикотажные, ворсово-прошивные (тафтинговые) и иглопробивные К. до 10-12 цветов печатью на машинах с сетчатыми шаблонами и вращающимися перфорированными цилиндрами. Трикотажные К. типа букле с неразрезным петельным ворсом вырабатываются на основовязальных рашель-машинах производительностью до 100 м2 за 1 час. Для ворсово-прошивного коврового покрытия отдельно изготовляют каркасную подкладочную ткань полотняного или саржевого переплетения на широких ткацких станках тяжёлого типа. Ворсо-прошивание осуществляется на многоигольной машине с рабочей шириной до 5 м. Ср. производительность ворсово-прошивной машины - 150 м2 за 1 час. Ковровые материалы, снятые со станков, обычно загрязнены и имеют различные дефекты. Чтобы устранить эти дефекты, очистить изделия, ввести недостающие нити, применяется отделка: пропарка и очистка, штопка, стрижка (для К. с разрезным ворсом), покрытие тыльной части аппретом для придания требуемой жесткости, прочного закрепления ворсового пучка-петли и предупреждения скольжения покрытия по полу. Основовязанные трикотажные и ворсово-пришивные К. обрабатываются раствором латекса (нанесение на тыльную часть К. гладкого или вафельного пенопласта). Тенденция развития машинного производства К. направлена на создание высокопроизводительного парка такого технологического оборудования, которое могло бы обеспечить те же структуру, прочность и разнообразие, что и у ручных К.Лит.: [Крыжановский Б.], Украинские и румынские килимы, Л., 1925; Ковры РСФСР [каталог], М., 1952; Яковлева Е. Г., Русские ковры, М., 1959; Левин Л. М., Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960; Керимов Л., Азербайджанский ковёр, Баку, [1961]; Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани..., М., 1968: Айрапетов Д. П., Кошкин В. Г., Левин Л. М., Синтетические ковровые материалы для покрытия полов, М., 1967; Hubel R., Ullstein Teppichbuch..,, В.,

1965. Н. Ю. Бирюкова, Л. М. Левин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
ковер

ковёр, ковра

Полный орфографический словарь русского языка
ковер

декоративное покрытие из толстой ткани для полов, диванов, стен и т. д. , нечто, образующее на поверхности земли сплошной покров в ряде видов спорта, преимущественно спортивных единоборствах: тканое покрытие, ограничивающее пространство соревнования, выступления

Викисловарь
ковер

ковёр

Викисловарь
ковер

ковёр

Викисловарь
ковер

ковёр

Викисловарь
Примеры употребления слова ковер в тексте

Все бегут, спешат, садятся на ковер-самолет, а ковер разостлали на широком дворе, и почти весь двор занял широкий ковер-самолет.Выходит наконец царевна Нанджана, и с ней рядом идет царевич Нассан.

апример, когда требуется выбить ковер, а ты знаешь, что муж ненавидит эту процедуру, следует выдать примерно такую фразу: "А ты знаешь, милый, у Светки муж такой лентяй, что даже не может выбить ковер.

Потом она расстелила на полу ковер, перенесла его туда, достала с антресолей бог весть с каких времен хранившуюся там лопату, свернула ковер, оделась, стараясь не думать, хватит ли у нее сил.

Он всегда подчеркивал, что в каждом порядочном магазине тканей есть ковер, и, если хоть часть магазина отведена под ткани, ковер там тоже полагается.

Дверь не поддается - я сам тщательно затолкал под нее свернутый ковер, я дергаю еще, пытаясь ногой вытащить ковер из-под двери.

Вэрнисэж сам едва удержался от крика, увидев, что ковер, на котором в беспамятстве валялся Фруктер Бродт, одетый в смирительную рубашку, что этот ковер медленно поднимался над полом, как был - сбитый и смятый, и остановился, распластавшись на высоте человеческого роста.

Она разбила стекло книжного шкафа, по которому звездообразно разбежались ломаные линии трещин, осыпала ковер брызгами стеклянной пыли, отскочила, по-видимому, от одного из толстых, одетых в кожу, старинных фолиантов, рикошетом попала в край письменного стола, оцарапав его, мягко ударилась о ковер, откатилась куда-то в угол, за мебель.

Огромный темно-коричневый ковер спускался от самого потолка, застилал диван и опускался к полу, где лежал шикарный бордовый ковер.

Ковер на полу, ковер на стене, темная деревянная икона рядом с ним, а с другого боку - большой цветной портрет Вали.

Но когда она должна уж накатиться на ковер, вдруг обнаруживается, что никакой волны и нет, а следом исчезает и сам ковер – он превращается в сверкающий песок, который быстро-быстро отступает, будто теснимый ширящейся полосой сухого тусклого песка, все дальше двигающего свою волнистую границу.

Слова которые можно составить из слова ковер
Цитаты со словом ковер

Торопливость, как известно, есть свойство дьявола, и, кроме того, всем памятны стихи мудрейшего шейха Саади Ширазского: «Только терпеливый закончит дело, торопливый же упадет». Ходжа Насреддин свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания.

Возмутитель спокойствия (роман)

Чувак: Да, ковёр задавал стиль всей комнате. Да, это был ценный...

Большой Лебовски

Уолтер: Конечно, да. Ковёр задавал стиль всей комнате, не так ли?

Большой Лебовски

Чувак: Вот он-то, блядь, и заплатит за изгаженный ковёр. Его жена должна половине города, а ковёр обоссали мне!

Большой Лебовски

Чувак: Двадцать тонн! И ковёр останется у меня, конечно.

Большой Лебовски

Зачем ковер на стену, не в юрте же

Старый Новый год (фильм)

Товарищи! Сколько можно говорить: нас много, а ковер один. Сойдите с ковра.

Суета сует (фильм)

На следующий день меня посетила очаровательная маленькая женщина в соболях, с жемчугом на шее и с бриллиантами в ушах. К моему удивлению, она оказалась знаменитой балериной Кшесинской. Она явилась, чтобы приветствовать меня от имени русского балета и пригласить на вечерний парадный спектакль в Опере. В Байроте я привыкла к холодному и враждебному отношению балета, который дошел до того, что усыпал ковер мелкими гвоздями, изранившими мне ноги. Такая разница отношения приятно поразила меня.

Айседора Дункан

Кирико ни разу не закричала — один из признаков отравления разумом. Ковёр тоже безмолвствовал…

Юкио Мисима

Собака: Гав-гав! Собака известного телеведущего может стать жертвой собственной физиологии! Выведут ли её погулять или она будет гадить на ковёр известного телеведущего? Гав-гав!Пьяных: Лежать! Об этом мы узнаем утром. Всего вам доброго, спокойной ночи! (уходит)

Большая разница

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я