Значение слова исмаилиты
исмаилиты( собств. ) приверженцы мусульманской шиитской ( см. шииты ) секты, возникшей в 8 в.
исмаилиты[приверженцы мусульманской шиитской (см. шииты) секты, возникшей в 8 в.
исмаилитыисмаил`иты, -ов, ед. -л`ит, -а
исмаилитыприверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.
исмаилитыприверженцы мусульманской шиитской секты (см. Шиизм ), возникшей в Халифате в середине 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), сына которого они, в отличие от других шиитов-исмаилитов, считали законным седьмым имамом. В условиях роста классовых противоречий в Халифате секта И. выражала настроения той части шиитов, которая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям народных масс. В 9 в. И. разделились на две подсекты, одна из которых признавала 'скрытых имамов' (потомков сына Исмаила, скрывавшихся от преследований Аббасидов ; позже получила название фатимидских И.), а другая (позже получившая название карматов ) считала, что имамов, как и пророков, должно быть семь и поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила остаётся ожидать махди . Идеологическая система И. состояла из двух доктрин: 'внешней' (захир) - общедоступного учения для рядовых членов секты, и 'внутренней' (батин; отсюда другие название И. - 'батиниты'), которую открывали лишь членам высших степеней. Первая мало отличалась от умеренного шиизма. Вторая включала аллегорическое истолкование Корана и 'внешней' доктрины, а также общую систему философии и знаний (в соединении с теологией), основанную главным образом на неоплатонизме и философии Аристотеля . В 1-й четверти 11 в. от И. откололась секта друзов . После 1078 фатимидские И. раскололись на низаритов и мусталитов (по имени Низара и Мустали - двух сыновей фатимидского халифа Мустансира, правившего в 1036-
94). Мусталиты преобладали в Египте, низариты в Иране, Сирии и Индии. В Иране низариты создали своё государство с центром в Аламуте (1090-
1256). Идеология И. получила отражение в средневековой литературе на арабском, персидском, урду и др. языках; исмаилитские трактаты, стихотворения и поэмы Насира Хосрова (1004 - между 1072 и
1088), поэзия Низари Кухистани (1247-
1320), Хаки Хорасани (17 в.) и др. Большинство современных И. - низариты. Они проживают в Пакистане, Индии, Иране, Ираке, Сирии, Афганистане, Китае, Бирме и др. странах Азии; в Египте и ряде стран Восточной Африки; в СССР - в Горно-Бадахшанской автономной области. В 40-х гг. 19 в. - 40-х гг. 20 в. центром их был Бомбей, куда в начале 40-х гг. 19 в. переселился 46-й имам И. С середины 19 в. имамы И. стали носить титул Ага-хан. При Ага-хане III (имам И. в 1885-
1957) к руководству И. пришла крупная буржуазия, 49-й имам И. (с
1957) Ага-хан IV Карим - мультимиллионер; имеет титул 'королевского высочества', который присвоен ему британской королевой и шахом Ирана; обычно живёт в Западной Европе. Все низариты обязаны платить ему дань. Между 11 и 16 вв. часть мусталитов эмигрировала из Йемена и Египта в Западную Индию. Там мусталитские миссионеры обратили в исмаилизм многих выходцев из индусских торгово-ростовщических каст. Таким образом, в Гуджарате возникла община 'бохра', превратившаяся со временем в торговую касту. На рубеже 18-19 вв. началось расселение 'бохра' по всей Индии и за её пределы в страны Восточной Африки, Аравии, Юго-Восточной Азии. В конце 19 - начале 20 вв. господствующее положение среди мусталитов заняла верхушка буржуазии 'бохра'.Лит.: Семенов А. А., К догматике памирского исмаилизма, Таш., 1926; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Левин С. Ф., Организации исмаилитской буржуазии в Пакистане, 'Краткие сообщения Института народов Азии', 1964, т. 71; Строева Л. В., Исмаилиты Ирана и Сирии XI-XII вв. в зарубежной и советской литературе, в кн.: Историография и источниковедение истории стран Азии, [Л.], 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV веках, [Л.], 1966 (имеется подробная библиография); Ivanow W., Brief survey of the evolution of Ismailism, Leid, 1952; его же, A guide to Ismaili literature, Teh., 1963; Hodgson М., The Isma-ili state, в кн.: Cambridge History of Iran, v. 5, 1968, р. 422-
82. И. П. Петрушевский.
исмаилитыисмаилиты, -ов, ед. -лит, -а
Но исмаилиты и не думали вступать в бой, они обстреляли франков из луков и тут же повернули к городским стенам.
О находке узнают современные исмаилиты и члены европейских Орденов, превратившихся в могущественные тайные общества.
Превратившись из партии последователей потомков Мухаммеда по линии Фатимы в чисто религиозную секту, они утратили политическое направление, их пропаганда (а исмаилиты достаточно активно пропагандировали свои взгляды — открытую их часть) была обращена, в основном, к людям науки и свободомыслящим аристократам.
Этот последний даже после смерти имел на земле своего таинственного представителя, ‹Повелителя Времени›, который передавал его указания ‹народу Истины›, как называли себя исмаилиты.
И только исмаилиты обладают могуществом, способным помочь им победить тех, кто незнаком с громадным потенциалом, заключенным в остальном человечестве.
Но да помилует Аллах тех, кто оказал им помощь, потому что исмаилиты исповедуют принцип такия, который позволяет им лгать, не испытывая стыда.
Наконец, имеются исмаилиты, последователи Ага Хана, которые составляют одну из ветвей шиизма и живут в горах на северо-востоке Памира (в Восточном Таджикистане и на севере Пакистана).
Транслитерация: ismailiti
Задом наперед читается как: ытилиамси
Исмаилиты состоит из 9 букв