Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова ирония

Ирония в словаре кроссвордиста

ирония

Ирония Иро́ния (от «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Википедия
ирония

I ж.Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. II ж.Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки ( в литературоведении ) .

Большой современный толковый словарь русского языка
ирония

( гр. eironeia)
1) тонкая, скрытая насмешка;
2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр. : блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).

Новый словарь иностранных слов
ирония



1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
ирония

жен. , греч. речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум. Иронически, глумный, насмешливый; похвала, которая хуже брани.

Словарь Даля
ирония

[гр. eironeia]

1. тонкая, скрытая насмешка;

2. стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр.: (пушкин).

Словарь иностранных выражений
ирония

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) (в обращении к ослу).

Словарь лингвистических терминов
ирония

ир`ония, -и

Словарь русского языка Лопатина
ирония

тонкая, скрытая насмешка И. судьбы. (перен. : странная случайность).

Словарь русского языка Ожегова
ирония

(от греч. eironeia - притворство),..
1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения…
2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его…
3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.

Современный толковый словарь, БСЭ
ирония

ирония

1. ж. Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

2. ж. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (в литературоведении).

Толковый словарь Ефремовой
ирония

иронии, ж. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. Ирония судьбы (книжн.) – насмешка судьбы, странная, непонятная случайность.

Толковый словарь русского языка Ушакова
ирония

- (от греч. eironeia - притворство, насмешка)
1) Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому.
2) Вид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки: "Уселся он (Онегин) с похвальной целью // Себе присвоить ум чужой; // Отрядом книг уставил полку..." (А.С. Пушкин); вопрос "Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов) обращен к ослу.

Словарь литературоведческих терминов
ирония

(от греч. eirоnеia, буквально - притворство),
1) в стилистике - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф. И. Тютчев 'Вы не родились поляком...') И. есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, которого в нём нет, но которое надо было ожидать. 'Иногда, притворяясь, говорят о должном, как о существующем в действительности: в этом состоит ирония' (Бергсон А., Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с.
166); И. - '...лукавое притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что он знает' (Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905, с.
381). Обычно И. относят к тропам , реже - к фигурам стилистическим . Намёк на притворство, 'ключ' к И. содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда - лишь в ситуации высказывания. И. - одно из важнейших стилистических средств юмора , сатиры , гротеска . Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом .
2) В эстетике - вид комического , идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистической И. Ироническое отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения ('Похвала Глупости' Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера, сюжета, всего произведения, например в 'Волшебной горе' Т. Манна). 'Скрытность' насмешки, маска 'серьёзности' отличают И. от юмора и особенно - от сатиры. Смысл И. как эстетической категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, например, 'сократовская ирония', выражавшая философский принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так называемая трагическая И. ('И. судьбы'), теоретически осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собственную гибель (классический пример - 'Царь Эдип' Софокла, а позже - 'Валленштейн' Ф. Шиллера). Такую 'И. судьбы' нередко называют 'объективной И.', а применительно к самой реальности - 'И. истории' (Гегель). Развёрнутое теоретическое обоснование и разнообразное художественное претворение И. получила в романтизме (теория - у Ф. Шлегеля , К. В. Ф. Зольгера ; художественная практика: Л. Тик , Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции). Романтическая И. подчёркивает относительность всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни - бытовая косность, сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми. Романтическая И. претерпевает эволюцию: вначале это И. свободы - жизнь не знает для своих свободных сил каких-либо неодолимых препон, вышучивая всех, кто пытается придать ей постоянные формы; потом сарказм необходимости - силы косности и гнёта одолевают свободные силы жизни, поэт заносится высоко, но его одёргивают, едко и грубо издеваясь над ним (Байрон, Гофман и особенно Г. Гейне ). Романтическая И. обнажила разлад мечты (идеала) и реальной жизни, относительность и переменчивость земных ценностей, подчас подвергая сомнению их какую-либо объективность и подчиняя искусство целям эстетической игры. Мнение Г. Гегеля об 'отрицательной И.' романтиков хотя и преувеличено, но не лишено основания. Более негативна и субъективна по природе и цели И. в концепции датского мыслителя С. Кьеркегора, расширившего её до жизненного принципа - как универсального средства внутреннего освобождения субъекта от необходимости и связанности, в которой его держит последовательная цепь жизненных ситуаций. По существу 'отрицательной' и даже 'нигилистической', теряющей границу между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой и необходимостью И. становится в декадентском умонастроении 'конца века' (19-го), в том числе у некоторых символистов, о чём с горечью писал А. А. Блок. У ряда художников и эстетиков 20 в., причастных к модернизму (сюрреалисты, Ортега-и-Гасет), 'нигилистическая' И. включает принцип тотального пародирования и самопародирования искусства. Своеобразную концепцию 'эпической И.' как одного из основных принципов современного реализма развил Т. Манн, который, отталкиваясь от универсальности романтической И., подчёркивал, что И. необходима для эпического искусства как взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством. Своеобразная 'ироническая диалектика' отразилась в театральном методе 'отчуждения' Б. Брехта. В суждениях классиков марксизма наряду с высокой оценкой 'сократовской И.' содержатся элементы эпической И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 ноября 1885 - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333-
34) и диалектически раскрывается понятие 'И. истории' (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич от 23 апреля 1885 - там же, с.
263). Разнообразна И. в русской литературе и критике: 'мстительница' и 'утешительница' у А. И. Герцена; 'насмешливая критика' революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя; переходящая в сарказм у Ф. М. Достоевского; пародийная у Козьмы Пруткова; романтическая у А. А. Блока. Советская литература (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает И., свойственную русской реалистической литературе 19 в. Она реализует ироническое отношение весьма многообразно: посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронической речи (И. Г. Эренбург), контраста слов и ситуации (А. Т. Твардовский).Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Борев Ю. Б., Комическое..., М., 1970; Kierkegaard S., Uber den Begriff der Ironie, Dusseldorf - Koln, 1961; Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tubingen, 1960; Muecke D. C., The compass of irony, L., [1969] (библ. с. 260-
69). Н. П. Розин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
ирония

ирония, -и

Полный орфографический словарь русского языка
ирония

тонкая скрытая насмешка стилистический оборот, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что подразумевается

Викисловарь
Примеры употребления слова ирония в тексте

Если ирония выворачивает смысл прямого, серьезного слова, то противоирония выворачивает смысл самой иронии, восстанавливая серьезность – но уже без прежней прямоты и однозначности… Нельзя сказать, что в результате противоиронии восстанавливается та же серьезность, которая предшествовала иронии.

Тут-то и возникает то качество творчества писателя, которое действительно делает его «всемирным»: ирония Достоевского это ирония высшего качества, это ирония парадокса, а парадокс всегда умеет обнаружить и выставить на всеобщее обозрение вещи, которые подходом напрямую и всерьез обнаружить невозможно.

И хотя в них явственно присутствуют ирония и самоирония, все же их частая повторяемость свидетельствует о том, что они милы душе Венички, что ему желанны эти невинные стигматы старой, доброй классики на страницах его текста и на его исстрадавшемся духе, подвергнутом поруганию и прошедшем через все мыслимые кары.

Таков и «Квинтет»: здесь есть лирика, есть трагизм, есть эротика, есть ирония (и самоирония – в избытке!), есть гротеск и сатира.

И вот эта система неуклюжих движений, это осознание своей тщетности, пустоватости, невосполнимой недостаточности, эта ирония и самоирония прохождения индивидуального сообщения через сверхиндивидуальный канал и стала называться постмодернизмом.

Приключениям Денизы Врай и ее коллег посвящено шесть остросюжетных романов, отличительные особенности которых — ирония и авторская самоирония — выделяют книги Вэвиан Фэйбл из общего потока детективной литературы.

Грустная ирония, веселая самоирония, плотный, аскетичный язык, плавные переходы из реальности в фантасмагорию и всегда неожиданная концовка — вот что объединяет представленные в книге произведения.

Но и в отношении любимых героев ирония никогда не изменяет Зингеру, способность взглянуть на себя со стороны, самоирония — одна из черт характера еврейского народа, его сохранившая.

Цитаты со словом ирония

Искусная ирония может исправить смешные стороны и недостатки, подстрекая самолюбие.

Пьер Буаст

О’Нилл: Я что-то вспоминаю. Там был мужчина. Он — лысый и носит рубашку с короткими рукавами, и каким-то образом он для меня важен. По-моему, его зовут Гомер. (О’Нилл любит мультсериал Симпсоны. Ирония также в том, что под описание также подходит генерал Хэммонд)

Звёздные врата: SG-1

Мохиндер: Столько способов существует чтобы определить наше хрупкое существование. Множество способов придать ему смысл. Но именно наши воспоминания создают его цель и придают ему значение. Личный набор образов, страхов, любви, сожалений. Потому что жестокая ирония жизни состоит в том, что нам предназначено сочетать в себе тьму со светом. Добро со злом. Успех с разочарованием. Вот что нас отличает. Что делает нас людьми. И в конце концов мы должны сражаться, чтобы удержаться.

Герои (телесериал)

Они не могли не встретиться. Что это ирония судьбы или неизбежность?

Хроники крыльев

Какая ирония для такого воина, как я — стать слепым, мокрым и беспомощным!..

Битвы Зверей

Сейчас мой ход! Я получил ответ на свой вопрос. Будущее не предопределено, и выбор за мной! Но вся ирония — в том, что теперь у меня нет другого выбора… Я — воин, и я вступаю в бой!

Битвы Зверей

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я