Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова зилоты

Зилоты в словаре кроссвордиста

зилоты

Зилоты Зело́ты (от , букв. «"ревнитель", "приверженец"»):

Википедия
зилоты

зил`оты, -ов, ед. зил`от, -а (в Византии)

Словарь русского языка Лопатина
зилоты

(греч. zelotai, букв. - ревнители), политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турок.

Современный толковый словарь, БСЭ
зилоты

См. зелоты.

Толковый словарь русского языка Ушакова
зилоты

(греч. zelotai, буквально- ревнители), политическая группировка 40-х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации государства) и феодальной знатью во главе с Иоанном Кантакузином. В состав З. входили в основном состоятельное купечество и ремесленные верхи; вооруженной силой являлись преимущественно моряки. Во главе З. стояли представители аристократического рода Палеологов - Михаил и Андрей. К З. примкнул митрополит Иакинф. З. поддерживали константинопольское правительство. Получив от Апокавка военную помощь, в 1342 они захватили при поддержке народных масс власть в городе, изгнав из него феодальную аристократию. В 1343-45 влияние З. на городские низы несколько упало (по-видимому, политика представителей состоятельных слоев не отвечала интересам беднейшей части населения). После убийства в Константинополе Апокавка (
1345) в результате переворота власть в Фессалониках перешла к феодальной знати, которая, умертвив Михаила Палеолога, решила передать город Кантакузину. Возмущённый народ летом 1345 перебил феодальную знать. Городом вновь овладели З., отказавшиеся после захвата византийской столицы Кантакузином (
1347) признать новое константинопольское правительство, а также принять в качестве митрополита Григория Паламу (поддерживавшего Кантакузина). В 1349 движение З. было подавлено, Фессалоники занял Кантакузин. Выступление З. было попыткой состоятельных городских слоев изменить общественный строй византийского города, отнять власть у феодалов, повысить роль городской верхушки в политической жизни государства. Причины неудачи движения З. - слабость городского сословия в Византии, интервенция Сербии и турок-османов в Византию на помощь Кантакузину. В византиноведении вопросы о социальном составе З., об их программе, об отношении к плебейским массам, о связях с крестьянством, с итальянскими городами остаются дискуссионными. До конца 50-х гг. 20 в. основным источником для изучения программы З. византинисты считали сочинения Николая Кавасилы, которые в действительности освещают более поздние события, к З. отношения не имеющие.Лит.: Бергер А., Демократическая революция в Византии в XIV в., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. V, М. - Л., 1930; Вернер Э., Народная ересь или движение за социально-политические реформы-, в сборнике: Византийский временник, [т.] 17, М. - Л., 1960; Сюзюмов М. Я., К вопросу о характере выступления зилотов в 1342-1349 гг., там же, [т.] 28, М., 1968; Курбатов Г. Л. и Рутенбург В. И., Зилоты и чомпи, там же, [т.] 30, М., 1969; Sevcenko

1., Nicolas Cabasilas' 'Anti-Zealot', 'Dumbarton Oaks Papers', 1957, v. 11 . М. Я. Сюзюмов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
зилоты

зилоты, -ов, ед. зилот, -а (в Византии)

Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова зилоты в тексте

Праведники в пустынных кельях отрывались от своих книг, чтобы не пропустить грома, предвещающего пришествие Господа; зилоты в горных пещерах точили свои мечи.

Защитниками Масады, как известно, были зилоты – не столько религиозная секта, как это принято считать, сколько сторонники военно-политического движения.

И через считанные десятилетия, во время Иудейских войн, и сиккарии, и зилоты, и фарисеи, и многие из саддукеев пойдут и погибнут, и потеряют свою землю, верные Богу.

И если фарисеи или зилоты считали, что объектом проклятия Божия должны быть языческие иностранцы, римляне, то Иоанн менее всего говорил о язычниках.

книги «Иисус и зилоты» англиканского священника Самуила Джорджа Фредерика Брендона специфически иудейскую милленаристскую составляющую в учении Иисуса стало игнорировать больше нельзя.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я