Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова дороги

Дороги в словаре кроссвордиста

дороги

Дор`оги, -`ог: Ст`арые Дор`оги (город)

Словарь русского языка Лопатина
дороги

общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. Сеть Д. для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тысячелетии до н. э. Обычно древнейшие Д., как и большинство Д. 2-1-го тысячелетия до н. э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Д. Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тысячелетия до н. э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Д. Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений: от нерегулярной застройки, типичной для древнеземледельческих поселений, уже во 2-м тысячелетии до н. э. на юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Д. и вдоль них возникают большие поселения. Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Д. обмена, сложившиеся в конце 3-го тысячелетия до н. э.: 'янтарный путь', пересекавший всю Среднюю Европу, 'оловянный путь' от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов. Так, на Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии выявляются следы так называемого лазуритового пути, по которому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значительной части Западной Азии начиная с 4-го тысячелетия до н. э.; у хеттов и ассирийцев в периоды расцвета государств и крупных завоевательных походов строятся Д. значительной протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Д., в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6-4 вв. до н. э. Из ахеменидских Д. особо известна 'царская', шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Д. имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и прочее. По образцу этой Д. в конце 4 в. до н. э. была построена Аппиева дорога от Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству римских торговых и военных Д. Римлянами была создана сеть Д., пересекавших Западную Европу. Сеть римских Д. состояла из 372 больших Д., 29 из которых оканчивались у Рима. Римские Д. строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых районах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Д. с деревянным покрытием. Римские Д. были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщина дорожной одежды , состоящей из нескольких слоёв, достигала 1 м . Ширина мощёной части римской Д. была невелика. Аппиева Д. шириной до 4,3 м была исключением, чаще Д. предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Д., проходившие через Альпы, имели ширину 1,5-3,5 м и были очень крутыми. С падением Римской империи прекратилось строительство Д. в Европе. Только начиная с 13 в. возобновилась дорожно-строительная деятельность, были построены Д. в Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15-16 вв. в Италии создаётся сеть Д. с расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пассажирских сообщений уже в 17 в. привела к значительному росту дорожного строительства в Европе. Изобретение в начале 19 в. дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см. Дорожно-строительные работы ) и стало широко применяться при строительстве шоссе с 20-х гг. 19 в. На территории Древней Руси в 8-10 вв. н. э. Киевское государство имело несколько торговых путей (главным образом водных), связывавших Киев с Крымом и устьем Дона. С ростом Русского государства формировалась сеть Д. от Москвы к окраинам. Началом систематического строительства Д. в России можно считать 1722, когда по указу Петра I было начато строительство Д. Петербург-Москва, получившей название 'першпективной дороги'. Эта Д. была грунтовой, укреплённой на некоторых участках бревенчатыми настилами. В 1817 начались работы по мощению этой Д. щебнем и к 1834 Д. Петербург-Москва длиной свыше 700 км стала называться Московским шоссе. Конец 18 и начало 19 вв. во всех странах характеризовались интенсивным строительством шоссе - Д. с твёрдым, главным образом щебёночным, покрытием. Толщина дорожной одежды уменьшилась от 1 м до 0,24-0,27 м . Создание автомобиля предъявило новые требования к Д. Щебёночные дорожные одежды не могли выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 20-х гг. 20 в. началось широкое строительство автомобильных дорог и автомобильных магистралей с асфальтовым покрытием. Рост дорожной сети повлёк за собой развитие дорожного машиностроения (см. Дорожные машины ) и производство новых дорожно-строительных материалов. Современные городские дороги , а также Д., соединяющие города и отдельные государства, представляют собой комплексы инженерных сооружений, обеспечивающие высокие скорости движения, допускающие большую грузоподъёмность транспортных средств и не имеющие, как правило, пересечений на одном уровне. К 20-м гг. 19 в. относится строительство в Великобритании первой железной дороги общего пользования. В России строительство первой такой железной дороги (Петербург-Царское Село) было закончено в

1837. Развитие больших городов с огромной протяжённостью транспортных магистралей, затруднённость наземных автомобильных сообщений приводят к развитию подземных рельсовых дорог - метрополитенов и наземных монорельсовых дорог . См. также Железнодорожный транспорт , Автомобильный транспорт , Городской транспорт .Лит.: Кудрявцев А. С., Очерки истории дорожного строительства в СССР, ч. 1 - Дооктябрьский период, М., 1951; Арциховский А. В., Средства передвижения, в кн.: Очерки русской культуры 13-15 вв., ч. 1, М., 1969; Кларк Г., Доисторическая Европа, пер. с англ., М., 1953; Стамп Д., Бивер С., Британские острова, пер. с англ., М., 1948; Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Американская география, пер. с англ., М., 1957, с. 301-21; Forbes R. J., Studies in ancient technology, v. 2, Leiden,

1955. П. М. Кожин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
дороги

Дороги, -ог: Старые Дороги (город)

Полный орфографический словарь русского языка
Примеры употребления слова дороги в тексте

Либерализма было в расходе много: не предъявлялось спроса только на народность… «Вы должны бы радоваться», – говорили нам; «вы слышите слова, дорогие вашему слуху, дорогие людям того направления, органами которого, между прочим, служат „Московские Сборники“, „Русская Беседа“, „Парус“, „День“, которое первое пустило их в оборот общественного сознания, первое напомнило о них забывшему их обществу». – «Действительно, – отвечали мы, – эти слова нам дороги, но именно потому, что они нам истинно дороги, что они для нас не слова только, а понятия, или, вернее сказать, целый порядок понятий, вам совершенно чуждых, мы не тешимся провозглашением их всуе.

Тенденциозность может проявляться при попытке сравнить и оценить: скажем, тут дорога – само совершенство; за границей дороги не лучше наших; дороги-то русские плохи, зато мужички хороши; дороги дурны – вот и всё прочее у нас так же и т. п.

... 5.23.1–5.26.«Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя ... (сторону проезжей части).«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на ... с Правилами.«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности ... , геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными ... группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.«Организованная транспортная колонна ... » – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми ...

... 5.23.1 – 5.26.«Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя ... (сторону проезжей части)..«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на ... с Правилами.«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности ... , геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными ... группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.«Организованная транспортная колонна ... » – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми ...

... 5.23.1–5.26.«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя ... (сторону проезжей части)..«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на ... с Правилами.«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности ... , геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными ... группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.«Организованная транспортная колонна ... » — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми ...

Юра бежит, не разбирая дороги, не оглядываясь, бежит, не разбирая дороги, не оглядываясь, бежит, не разбирая дороги, не оглядываясь, одной рукой придерживая на плече сани за полозья, чтобы не упали, бежит, не разбирая дороги, не оглядываясь.

... 5.23.1–5.26.« Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя ... (сторону проезжей части).«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на ... с Правилами.« Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности ... , геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными ...

... 5.23.1–5.26.«Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя ... (сторону проезжей части).«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на ... с Правилами.«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности ... , геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными ...

Цитаты со словом дороги

Дословный перевод: Жребий брошен (назад дороги нет).

Латинские пословицы

Помните сказку про Грензель и Греттель? Мы нашли хлебные крошки, но дороги домой не будет…

Company of Heroes

Вряд ли найдётся человек, который в минуту душевной, так сказать, важной для жизни сосредоточенности может спокойно услышать далёкий ход паровоза за лесом, ночной призыв электрички, заоблачный гул самолёта или пароходный гудок. Эти звуки приходят к нам как напоминание о пространствах, о наших пращурах: бродячих охотниках и собирателях, о предках-кочевниках, которые ногами открывали неизученную планету, открывали материки, степи, горные хребты, лесные пространства и пустыни. Никогда не придёт время, когда человек будет равнодушен к сигналам дороги: гудкам, стартовым командам, рёву оживших двигателей, как раньше он не был равнодушен к ржанию коней, стуку копыт и колес, сиплому крику караванных верблюдов. И потому звуки дороги окрашивают мгновение жизни, в котором мы их услыхали, неповторимой краской нашего бытия.

Олег Михайлович Куваев

И как же? как же устоять тебе? — чувствующему боль, слабому, с живыми привязанностями, неподготовленному?.. Что надо, чтобы быть сильнее следователя и всего этого капкана? Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную теплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречен на гибель — сейчас или несколько позже, но позже будет даже тяжелей, лучше раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие умерли для меня — и я для них умер. Тело мое с сегодняшнего дня для меня — бесполезное, чужое тело. Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны. И перед таким арестантом — дрогнет следствие! Только тот победит, кто от всего отрекся! Но как обратить свое тело в камень?

Архипелаг ГУЛаг

Виктор II: А вдоль дороги Юли с косами стоять. И тишина. Азиров: Брихня!

Сказочная Русь

Если хочешь иметь дело с Кирпичом, самое главное — не попасть в долги. Если попал, пиши пропало. Это значит, теперь ты у него в кармане, а раз уж ты попал к нему в карман, обратной дороги нет.

Большой куш (фильм, 2000)

Мне посол сказал, что дороги назад в танковые войска мне нет! А знаешь, почему? "Рога в люк не пролезут"!

Пан или пропал (телесериал)

Русский аналог: Все дороги ведут в Рим.

Немецкие пословицы

Дословный перевод: Все дороги ведут в Рим.

Немецкие пословицы

Русский аналог: Все дороги ведут в Рим.

Немецкие пословицы

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я