Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова догматизм

Догматизм в словаре кроссвордиста

догматизм

Догматизм Догмати́зм ( «мнение, учение; решение») — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.

Википедия
догматизм

м.Схематическое, одностороннее мышление, опирающееся на слепую веру в авторитет, защищающее какие-либо устаревшие положения и оперирующее догмами.

Большой современный толковый словарь русского языка
догматизм

метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий; д. отвергает принцип конкретности истины.

Новый словарь иностранных слов
догматизм

м. Некритическое мышление, оперирующее на догмы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
догматизм

метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий; д. отвергает принцип конкретности истины.

Словарь иностранных выражений
догматизм

догмат`изм, -а

Словарь русского языка Лопатина
догматизм

некритическое мышление, опирающееся на догмы

Словарь русского языка Ожегова
догматизм

одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма - слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

Современный толковый словарь, БСЭ
догматизм

догматизм м. Некритическое мышление, оперирующее на догмы.

Толковый словарь Ефремовой
догматизм

догматизма, мн. нет, м. (книжн.). Приверженность к догматическому изложению.

Толковый словарь русского языка Ушакова
догматизм

- метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий, отвергает принцип конкретности истины.

Словарь экономических терминов
догматизм

метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты. В противоположность Д., диалектика включает в понимание истины не только момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития всех истин и конкретного подхода к применению их на практике. Марксизм требует '...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое...' (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с.
138). Термин 'Д.' введён древними греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного знания; они называли догматиками философов, делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанциях вещей. В средние века пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Д. перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский принцип: обо всём познаваемом следует говорить 'мне так кажется', а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Д. - это всякое познание, совершённое без предварительного исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д. - это метафизика, односторонне рассудочное мышление: 'догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения', тогда как диалектическое мышление '... не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными' (Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с.
70). Марксистская, материалистическая диалектика с её принципом 'абстрактной истины нет, истина конкретна' - антипод метафизической рассудочности Д. Е. П. Ситковский.Догматизм в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах. Д. присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму 'левого толка', который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мёртвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране. Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Д. Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. в странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др. Внутри РКП(б) на позиции Д. стояли 'левые коммунисты', которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. 'Революционная фраза, - писал в то время Ленин, - есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место' (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с.
343). Одним из порождений Д. является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъёма, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. стран. Эти деятели в тот период не научились ещё творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране. Ленин в труде 'Детская болезнь -левизны| в коммунизме' (
1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (
1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против 'левизны' в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась всё более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920-
21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям 'теорию наступления', которая носила явно авантюристический характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с 'левооппортунистическими' взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки. Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (
1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939-45 к выдающимся победам антифашистских сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Д., механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства. Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д., но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учётом изменений политической обстановки, от Д. врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской 'левой' фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе. Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских 'теорий' прошлых и современных догматиков. Необходимость борьбы с Д. и сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и

1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчёркивалось, что коммунисты будут '... последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма' (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328-
29).Лит.: Ленин В. И., Письма о тактике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 131-44; его же, Детская болезнь -левизны| в коммунизме, там же, т. 41, с. 46, 74, 78-79, 87-89; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49, с. 328-29; Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. ст., М., 1957; Коммунистический Интернационал в документах. 1919-1932, М., 1933; О преодолении культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС, М.,

1971. П. В. Куцобин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
догматизм

догматизм, -а

Полный орфографический словарь русского языка
догматизм

способ мышления, принимающий некоторые положения как догмы

Викисловарь
догматизм

догматизм

Викисловарь
Примеры употребления слова догматизм в тексте

Полагать – не значит «быть».Догматизм, в том числе догматизм религиозный, стал тормозом на пути развития человечества.

Если уже в Гейдельберге Фейербаха отталкивал некритический догматизм, декларировавший, а не обосновывавший свои утверждения, то здесь, под влиянием Гегеля, это инстинктивное отвращение к догматизму укрепилось и переросло во властную внутреннюю потребность ничего не принимать слепо, на веру, а вырабатывать свои убеждения, делать их логически неуязвимыми.

Потерявшая всякую надежду беспочвенность превращается в своеобразную систему успокоения, ведь абсолютный скептицизм также может убить тревожные искания, как и абсолютный догматизм.

есть чистый догматизм, потому что они решили, что у них - истина; они больше ничего знать не хотят (совсем, напр., не слушают виталистов), постоянно бьют в одну точку и надоели со своими слюнными железами до смерти.

Их слепой догматизм, их отказ рассмотреть мои идеи разгневали меня так, что я потребовал у Совета проверки.

Тем не менее чувствовалось в воздухе, что тот заматерелый догматизм, под которым жил весь дом, исходил от Татьяны Андреевны, а не от Александра Ивановича, который по рефлексии догматически и беззаветно подчинялся своей жене.

В своем творчестве ваганты касались серьезнейших нравственных, религиозных и политических проблем, подвергая дерзким нападкам государство и церковь, всевластие денег и попрание человеческого достоинства, догматизм и косность.

Не думаю, что догматизм был приятен ему, и едва ли процесс мысли давал Толстому то наслаждение, которое, несомненно, испытывали такие философы, как, например, Шопенгауэр, любуясь развитием своей мысли.

Слова которые можно составить из слова догматизм
агит адг ади азид азот аид аио амдо амитоз амми амо амт аозт ато атом атомизм гад газ гази газо гаи гам гат гати гид гиза гизо гит гоа год года годами гои гом гомати гомза гоми гота гто даг даго дам дао дато дзот диаз диз дизо дог дога доги догма догмат доза дозги дои дом дома дот зад задом зам замот зао зато зга зги зиг зигота зима зода иат иго ида идо издам издат изм изо имаго имам имо иог иод иот иота ито итог маг маги магизм маго магот маз маиг мамо мао маоизм мат мати матом мга мгд мзда мзма миаз миг мигом мид мизо мим мимо мимоза мио миоз миома мита мито митоз моа мог мога мод мода модзи мозг мозги мои мом мома мот оаг оаз огиз огма ода озд озда оита ома отдам таг таз таи таиз таим там тамм тига тигода тида тимгад тимм тимо тимома тма тога тогда тоди тоз том тома томизм томми гтд ммо мгимо мти тод гот имз ммз зим мазо мдм омз миазм мит моизм мит тим дмз димо одати идам дима мтз моаи иода дио магид аит амид гим дза иам амз диа датог тода мда азо мади одза мто тиз адо дго дгма идоза загот зим мота дтм мидо гоз моиз атд зито даи тамим итоа гома агд имза тао оги омид гма гмз дги гао дим оза ота изтм дита ита аод агд ммг тмз ога атиг мми тима мда могза тоад мма мазио отаи миз атго омит омати годи ати оми оти дзао могами томи дагом одзи итода ами мам амит идома дамм имм зита заг амио дзито иза аги зоти моти огами амиго тмм азми игат могат омза азм мизда зои диомма одт доз игма аим иога мига тигма има одаи мад моита гимзо омми митога гза гаои ига азим тамми този доа томм изот оги даги гима гиа моди иаго мадог миа тиам тоги згода диза тиа тиг тои томази зиа ози гомм ази маи гида мгми азди моми модта дзомаг азг гаоми тадг зио томмази омам мазог гамм таго мамди дгт гаиом дати гато доми изта гидо тамид аои итз гамо огати дамот тиаз дзаг тоизм гио огт огм отиз тамом омма гадо могти гидота змога гиат гади матди имот иодат адз азд амг диг одам зид адми домат дига тог даим мотига дами моза зат амозит аго адзи адиз гадзо гади гами гамид гди даим дами дат дзаги дзаго дзимат димат доти загди загид заид зами изат изго имдат имма магди магит мази маиз мами матдзи матиг миза мизам мима озди оздиг таги тами тио тмиза тог тогиа гадо гита мида гадти дзги дзима дзмо зида изгад издаг тази аиод мамот огам одат дит зод огдаи огда дат тоза одаг мигма омг омад диазот агт имдат гизмо амд агитдом тазод зог зига тиаго изад таом гмо зди аммо згт
Цитаты со словом догматизм

До сих пор у нас ещё немало таких людей, которые рассматривают отдельные формулировки, взятые из марксистско-ленинской литературы, как готовую чудодейственную панацею, полагая, что достаточно её приобрести, чтобы без всякого труда излечивать все болезни. Это — невежество людей незрелых. Среди таких людей мы должны вести просветительную работу. Всякий, кто рассматривает марксизм-ленинизм как религиозную догму, является именно таким невежественным человеком. Такому нужно прямо сказать — твоя догма ни на что не годится. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин неоднократно повторяли, что их учение не догма, а руководство к действию. Догматики же как нарочно забывают это важнейшее положение. Китайские коммунисты лишь в том случае смогут считать, что они осуществляют соединение теории с практикой, если они сумеют, исходя из марксистско-ленинских позиций и применяя марксистско-ленинский подход и метод, умело пользуясь учением Ленина — Сталина о китайской революции, сделать шаг вперёд и на основе серьёзного изучения истории и революционной действительности Китая создать во всех областях теоретические труды, отвечающие потребностям Китая. Можно хоть сто лет на словах проповедовать соединение теории с практикой, но если не связывать теорию с практикой на деле, то от такой проповеди никакой пользы не будет. Ведя борьбу против субъективного, однобокого подхода, мы должны разбить догматизм с его субъективностью и однобокостью.

Мао Цзэдун

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я