Значение слова гандизм
Гандизм в словаре кроссвордиста
гандизмгандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения. Основные принципы: "Амритсарская бойня" 13 апреля 1919 года потрясла всю Индию, ведь там было убито 379 человек и ранено 1208.
гандизмсоциально-политическое и ре лигиозно-философское учение, возникшее в период борьбы Индии за независимость и получившее название по имени его основоположника М. К. Ганди (1869-
1948); основные принципы гандизма: достижение независимости Индии путем вовлечения в борьбу широких масс при соблюдении ими ненасилия ( см. сатьяграха ), достижение классового мира, идеализация натуральных форм хозяйства.
гандизмганд`изм, -а (от Г`анди)
гандизмсоциально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М. К. Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения. Основные принципы и черты: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких народных масс (см. Сатьяграха); идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс, одновременно борьба с кастовым неравенством.
гандизмсоциально-политическое и ре лигиозно-философское учение, возникшее в период борьбы индии за независимость и получившее название по имени его основоположника м. к- ганди (1869-
1948); основные принципы гандизма: достижение независимости индии путем вовлечения в борьбу широких масс при соблюдении ими ненасилия (см. сатьяграха), достижение классового мира, идеализация натуральных форм хозяйства.
гандизмсоциально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника - М. К. Ганди . Г. - идеология национально-освободительного движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Основные политические принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса ; в области социальных отношений - утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих - капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка - чаркха), апелляция к религиозным чувствам народных масс. Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (буквально упорство в истине), Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительственных учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политических забастовок, харталов и, в исключительных случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отдельные конфликты с английским властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок. В философии Г. исходит из идеи божественной реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, которая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физического вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служит 'закон любви' и 'закон страдания', согласно которым последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетического образа жизни. Из религиозно-этической концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия общественной жизни определяются уровнем нравственного развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат 'средств' (поскольку они есть выражение нравственной воли человека) над 'целями' и выдвигает 'средство' мерилом и критерием политического действия. Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политические и философские основы гандизма. Так, например Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т.п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны 1939-45 он допускал необходимость использования вооруженных сил (в условиях угрозы японского вторжения в Индию). После достижения Индией независимости (
1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. проблемам социального экономического и политического развития Республики Индии. Некоторыми советскими авторами сложная противоречивая идеология гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость.Лит.: Дьяков А. М. и Рейснер И. М., Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии, 'Советское востоковедение', 1956, | 5; Новейшая история Индии, М., 1959; Комаров Э., Литман А., Мировоззрение М. Ганди, М., 1969; Ульяновский Р., Предисловие, в кн.: Ганди М., Моя жизнь, пер. с англ., М., 1969; Мартышин О. В., Политические взгляды М. К. Ганди, М., 1970; Роллан Р., Махатма Ганди, пер. с франц., Л., 1924; Намбудирипад Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ., М., 1960; Fischer L., The life of Mahatma Gandhi, L., 1951; Tendulkar D. G., Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi, v. 1-8, Bombay, 1951-54; Pyarelal, Mahatma Gandhi. The last phase, 1-2, Ahmedabad, 1956-58; Mukerjee H., Gandhiji. A study, 2 ed., New Delhi, l960; Deshpande P. G., Gandhiana. A bibliography of Gandhian literature, Ahmedabad, 1948; Sharma J. S., Mahatma Gandhi. A descriptive bibliography, New Delhi, 1955; The Mahatma. A Marxist Symposium, New Delhi,
1969. Л. М. Дьяков, А. Д. Литман.
гандизмгандизм, -а (от Ганди)
гандизмсоциально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди
Просто человечество восприняло ее благодаря Ганди, поскольку только гандизм смог возобладать над противниками, смог действительно разрешить идею национального освобождения на уровне ненасилия.
В статьях словаря показывается суть идейных доктрин прошлого и настоящего, которые обычно не квалифицируются как основные (например, конфуцианство, чартизм, гандизм, сионизм, тетчеризм и т. д.).
Транслитерация: gandizm
Задом наперед читается как: мзиднаг
Гандизм состоит из 7 букв