Значение слова батлейка
Батлейка в словаре кроссвордиста
батлейкабатл`ейка, -и, р. мн. -`еек
батлейка(бетлейка) , народный кукольный театр в Белоруссии (16 - нач. 20 вв.). Близок украинскому вертепу, русскому театру Петрушки.
батлейкабетлейка (от Betleem - польск. название г. Вифлеема), народный кукольный театр. Начал развиваться в Белоруссии с 16 в. Существовал также под названием 'Жлоб', 'Вифлеем', 'Яселка', 'Вяртэп'. Возникновение Б. связано с рождественскими праздниками (согласно Евангелию, Вифлеем - место рождения Христа). Распространению Б. способствовали странствующие семинаристы. В представления Б. входили: религиозная пьеса 'Царь Ирод', народная драма 'Царь Максимилиан', жанровые сценки 'Матей и доктор', 'Антон с козой и Антониха', 'Вольский - купец польский', 'Бэрка-корчмарь', 'Цыган и цыганка' и др. Эти сценки были насыщены социальной сатирой, осмеивали представителей эксплуататорских классов (помещика, корчмаря и т.п.), противопоставляя им положительных героев из народа. Сценой для представлений Б. служил ярусный ящик, представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах. Деревянные куклы на стержнях двигались по прорезям в полу ярусов. Существовали Б., устроенные по принципу теневого театра (Витебск, Велиж), и Б. с меняющимися прозрачными декорациями (Докшицы). Б. существовал до начала 20 в.Лит.: Шейн П. В., Вертеп, или бетлейки (батлейки), в его кн.: Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. 3, СПБ, 1902; Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895 (отд. отт. из 'ЕИТ'. Сезон 1894-1895 гг.); Бядуля
3., Бэтлейка и Беларускi тэатр, 'Вестник Народного Комиссариата просвещения ССРБ', Минск, 1922, |3-4, 11-12; Барышев Г. И., Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск,
1957.
батлейкабатлейка, -и, р. мн. -еек
батлейканародный кукольный театр у белорусов
батлейкавертеп
Шейн и др., белорусская батлейка не стала бы одним из самых исследованных видов европейского народного театра кукол.
Автор фундаментальных работ по истории белорусского театра XVII–XIX ее.: «Театральная культура Белоруссии XVIII века», «Школьный театр Белоруссии XVIII века», «Белорусский народный театр батлейка» (совместно с О.
Но при более пристальном взгляде батлейка — это просто кукольный театр с героями на палочках (“шпенях”), а также живые актеры — “батлеи”, разыгрывающие в лицах многослойную, разнообразную по языку, очаровательную в своей наивности кукольную драматургию, с ее христианско-языческим восприятием мира, трагикомической оценкой жизни, каноническими сюжетами из Ветхого и Нового Завета, которые были апокрифично переработаны народом и приспособлены к коллизиям быта.
Несмотря на разность названий: «батлейка»[2], «вертеп»[3], «шопка»[4], «жлоб»[5], «ясэлки» и др.[6], — этот вид народного театра, получивший у каждого из народов собственные имена и отличительные черты, связанные с особенностями языков, быта, истории и культур, имеет значительно больше сходств, чем различий.
Транслитерация: batleyka
Задом наперед читается как: акйелтаб
Батлейка состоит из 8 букв