Значение слова апперцепция
Апперцепция в словаре кроссвордиста
апперцепцияапперцепция ( — к и — восприятие) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми. Одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.
апперцепцияж.Зависимость восприятия человеком новых предметов и явлений от его предшествующего индивидуального опыта, знаний и психического состояния ( в психологии ) .
апперцепция( лат. ad при, к + perceptio восприятие)
1) в психологии - зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия;
2) в идеалистической философии лейбница (1646-
1716), введшего этот термин, - осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций:
3) трансцендентальная а. в философии канта ( см. кантианство ) - изначальное единство сознания познающего субъекта, которое якобы обусловливает единство опыта.
апперцепцияж. Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии).
апперцепция[ лат. ad при, к + perceptio восприятие]
1. в психологии - зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия;
2. в идеалистической философии лейбница (1646-
1716), введшего этот термин, - осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций:
3. трансцендентальная а. в философии канта (см. кантианство) - изначальное единство сознания познающего субъекта, которое якобы обусловливает единство опыта.
апперцепцияапперц`епция, -и
апперцепциявосприятие, узнавание на основе прежних представлений
апперцепция(от лат. ad - к и perceptio - восприятие), понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой «эмпирической апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции - изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции - восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.
апперцепцияапперцепция ж. Зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния (в психологии).
апперцепция(an- +лат. perceptio восприятие) свойство психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями предшествующего индивидуального опыта.
апперцепция( лат. ad – к, до, при, perceptio – восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным – способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.
апперцепция(от лат. ad - к и perceptio - восприятие), одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин 'А.' ввёл Г. Лейбниц (см. 'Новые опыты о человеческом разуме', М.-Л., 1936, с.
120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие всегда обладает некоторой целостностью. Для обозначения связи и единства представлений в сознании Кант ввёл понятие 'синтетического единства А.', т. е. единства процесса осознания. На уровне чувственности такое единство обеспечивается рассудком , который есть '... способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство апперцепции' (Соч., т. 3, М., 1964, с.
193). Синтез из уже имеющихся представлений Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А. объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений. В. Вундт, благодаря которому понятие А. получило широкое распространение в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого, его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения. В современной психологии понятие А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа , осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. В этой связи различают устойчивую А. (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями идеи А. являются понятия гештальта, установки , выражающие различные аспекты активности личности.Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, 'Вопросы философии и психологии', 1897, | 1; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, с. 50-58, 241; Metzger W., Psychologie, Darmstadt, 1954, S. 100,
128. См. также лит. при ст. Восприятие . В. А. Костеловский.
апперцепцияапперцепция, -и
апперцепциязависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, запаса его знаний и опыта
Роллер утверждает следующее: "Представления и ощущения, достигающие восприятия (perception) больного и вступающие в поле его сознания, вызываются болезненным состоянием подчиненных центров; когда же начинает действовать активная апперцепция, или внимание, то патологическое восприятие оказывает на нее парализующее действие".
Выведен также Миша Шаблинский, с характерными для него выражениями — «спонтанная апперцепция», «имманентный дуализм»… Далее фигурирует Митя Кленский, его тоже легко узнать.
Если освободить логические воззрения Канта от той специфической терминологии, в которой они были поведаны миру («трансцендентальная апперцепция», «апрегенезия», «трансцендентальная дедукция», и т. д.
также аналогичное явление в составе иноязычного корня: апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция.
также аналогичное явление в составе иноязычного корня апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция — проецировать и пек.
Узнавание, о котором сигнализирует иллюминационная мимика Aha-Erlebnis[1], в которой для Кёлера выражается ситуационная апперцепция, существенная фаза мыслительного акта.
Можно, разумеется, сколько угодно заговаривать означенную здесь проблему всякого рода понятиями, вроде«трансцендентальная апперцепция», «единство исторической памяти», «сознание вообще» и т. п.
Транслитерация: appercepciya
Задом наперед читается как: яицпецреппа
Апперцепция состоит из 11 букв