Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова эпос

Эпос в словаре кроссвордиста

эпос

Эпос Э́пос ( — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей.

Википедия
эпос

I м.Повествовательный - в отличие от драмы и лирики - род литературы. II м.Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью. III м.Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.

Большой современный толковый словарь русского языка
эпос

(( гр. epos слово, рассказ, песня) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Новый словарь иностранных слов
эпос

м.
1) Повествовательный - в отличие от драмы и лирики - род литературы.
2) Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.
3) перен. Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
эпос

муж. эпопея жен. , греч. поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противоп. драматическое и лирическое. Эпик, эпический поэт.

Словарь Даля
эпос

[повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Словарь иностранных выражений
эпос

произведения народного творчества - героические сказания, песни Народный героический э. Богатырский э. эпос повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики) Spec

Словарь русского языка Ожегова
эпос

(греч. epos - слово, повествование),..
1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины)…
2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос - эпическая поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

Современный толковый словарь, БСЭ
эпос

эпос м.
1) Повествовательный - в отличие от драмы и лирики - род литературы.
2) Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью.
3) перен. Ряд связанных между собою исторических событий, отличающихся значительностью, величием.

Толковый словарь Ефремовой
эпос

эпоса, мн. нет, м. (греч. epos – слово) (лит.).

1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).

2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п. Былевой эпос. Гомеровский эпос. Сербский эпос. животный эпос. (см. животный).

Толковый словарь русского языка Ушакова
эпос

- (от греч. epos - слово, повествование, рассказ)
1) Один из трех основных родов литературы (см. род литературный ), в отличие от лирики (см. лирика ) и драмы (см. драма ) выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры Э. - эпопея , роман , эпическая поэма, или поэма-эпопея (см. эпопея
2); средние - повесть и малые - рассказ , новелла , очерк . К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества (см. устное народное творчество ): сказка , былина ), басня .

2. В устном народном творчестве совокупность эпических песен, сказаний (см. сказание ), древние фольклорные эпопеи (см. эпопея (
1) разных народов, например: русский былинный Э., мифы и легенды Древней Греции, индийский Э. ("Махабхарата") и др.

Словарь литературоведческих терминов
эпос

(греч. ezpos - слово, повествование, рассказ),
1) род литературный , выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка , предание , разновидности героического эпоса, эпопея , эпическая поэма , повесть , рассказ , новелла , роман , очерк . Э. , как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, - хода событий (см. Сюжет ) в жизни персонажей . Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования . носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Э. сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает '... о событии, как о чем-то отдельном от себя...' (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с.
45). Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах 'рассказывания' обычно отсутствуют. 'Дух повествования' часто бывает '... невесом, бесплотен и вездесущ...' (Манн Т., Собр. соч., т. 6, М., 1960, с.
8). Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого; эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту повествования, или 'образу повествователя' (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского). Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер в первых главах 'Войны и мира' Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных, обзорных, 'панорамных' говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с Э. способно соперничать лишь киноискусство. Арсенал литературно-изобразительных средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластической объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие 'формам самой жизни' и, напротив, резкое их пересоздание. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько 'изображающий', т. е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы 'выдаёт' вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого. Эпическая форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты Ф. М. Достоевского), в других - ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера). По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы - существенная черта эпического рода литературы в целом. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен - от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов ('Махабхарата' и 'Илиада', 'Война и мир' и 'Тихий Дон'). Э. может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы и видам искусства (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы). При этом повествовательная форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпического отображения используются не во всех произведениях, со словом Э. связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и миросозерцаний. В природе Э. - универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом. 'Локализующие' характеристики содержания эпических произведений (например, определение Э. в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или современное суждение о 'великодушном' отношении Э. к человеку) не вбирают всю полноту истории эпических жанров. Э. формировался разными путями. Лиро-эпические (см. Лиро-эпический жанр ) , а на их основе и собственно эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений (см. Синкретизм ) . Становление прозаических жанров Э., в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (см. Мифология ) . На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания. В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос (см. ниже). Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода. Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. Для героического эпоса характерно 'абсолютизирование' дистанции между персонажами и тем, кто повествует; повествователю присущ дар невозмутимого спокойствия и 'всеведения' (недаром Гомера уподобляли богам-олимпийцам), и его образ - образ существа, вознёсшегося над миром,- придаёт произведению колорит максимальной объективности. '... Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости...' (Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966, с.
399). Но уже в античной прозе дистанция между повествователем и действующими лицами перестаёт абсолютизироваться: в романах 'Золотой осёл' Апулея и 'Сатирикон' Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В литературе последних трёх столетий, отмеченных преобладанием романических жанров (см. Роман ) , доминирует 'личностное', демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, всеведение повествователя охватывает мысли и чувства персонажей, не выраженные в их поведении. С другой - повествователь нередко смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо в 'Пармской обители' Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски: автор как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий Л. Толстому, Достоевскому, Чехову, Г. Флоберу, Т. Манну, Фолкнеру). Такое совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев, скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также способ повествования, при котором рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя ('Последний день приговоренного к смерти' В. Гюго, 'Кроткая' Достоевского, 'Падение' А. Камю). Внутренний монолог как повествовательная форма абсолютизируется в литературе 'потока сознания' (Дж. Джойс, отчасти М. Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают разные герои, и каждый в своей манере ('Герой нашего времени' М. Ю. Лермонтова, 'Иметь и не иметь' Э. Хемингуэя, 'Особняк' Фолкнера, 'Лотта в Веймаре' Т. Манна). В монументальных образцах Э. 20 в. ('Жан Кристоф' Р. Роллана, 'Иосиф и его братья' Т. Манна, 'Жизнь Клима Самгина' М. Горького, 'Тихий Дон' М. А. Шолохова) синтезируются давний принцип 'всеведения' повествователя и личностные, исполненные психологизма формы изображения. В романной прозе 19-20 вв. важны эмоционально-смысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придаёт художественность речи внутреннюю диалогичность; текст произведений запечатлевает совокупность разнокачественных и конфликтующих сознаний. 'Голоса' разных лиц могут либо воспроизводиться поочерёдно, либо соединяться в одном высказывании - 'двуголосом слове' (см. М. М. Бахтин, Проблемы поэтики Достоевского, 1972, с.
324). Повествовательное многоголосие не характерно для канонических жанров давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон которому высказывались и герои. В литературе же двух последних столетий, напротив, широко представлены внутренняя диалогичность и многоголосие речи, благодаря которым осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними.
2) В более узком и специфическом смысле слова - героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. баллады , исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Э. лишь с существенными оговорками. Героический Э. дошёл до нас как в виде обширных эпопей , книжных ( 'Илиада' , 'Одиссея' , 'Махабхарата' , 'Рамаяна' , 'Беовульф' ) или устных ( 'Джангар' , 'Алпамыш' , 'Манас' , так и в виде коротких 'эпических песен' (русские былины , южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей ) , отчасти сгруппированных в циклы, реже - прозаических сказаний [ саги , Нартский (нартовский) эпос ] .Народный героический Э. возник (на основе традиций мифологического Э. и богатырской сказки, позднее - исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического Э. изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма. В архаических формах Э. (карельские и финские руны , богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, Нартский эпос, древнейшие части вавилонского 'Гильгамеша', Эдды Старшей, 'Сасунци Давид' ,'Амираниани') героика выступает ещё в сказочно-мифологической оболочке (богатыри владеют не только воинской, но и 'шаманской' силой, эпические враги выступают в облике фантастических чудовищ); главные темы: борьба с 'чудовищами', героическое сватовство к 'суженой', родовая месть. В классических формах Э. богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими 'захватчикам', иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Э.). 'Эпическое время' здесь уже - не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены - 'Илиада', Киевское государство князя Владимира - былины, государство четырёх ойротов - 'Джангар') выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Э. воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие - историческое ( Троянская война в 'Илиаде', битва на Курукшетре в 'Махабхарате', на Косовом Поле - в сербских юнацких песнях), реже - мифическое (борьба за Сампо в 'Калевале' ) . Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир - в былинах, Карл Великий - в 'Песне о Роланде' ) , но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл - в 'Илиаде', Илья Муромец - в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике - к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Э. рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Э. соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Теория литературы... Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968; Friedemann К.,. Die Rolle des Erzahlers in der Epik, Lpz., 1910; Flemming W., Epik und Dramatik..., Bern, 1955; Scholes R., Kellogg R., The nature of narrative, N. Y., 1966; Grundzuge der Literatur-und Sprachwissenschaft, Bd I, Literaturwissen-schaft, Munch.,

1974. Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М. - Л., 1962; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Народный эпос, в кн.: Теория литературы... Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Гринцер П. А., Эпос древнего мира, в сборнике: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971; Текстологическое изучение эпоса, М., 1971; Lord A., The singer of tales, Camb. (Mass.),

1960. В. Е. Хализев (Э. как род литературный), Е. М. Мелетинский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
эпос

эпос, -а

Полный орфографический словарь русского языка
эпос

повествовательный род литературы в отличие от лирики и драмы совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной принадлежностью и т. п.

Викисловарь
Примеры употребления слова эпос в тексте

Украинские думы; Узбекский эпос «Алпамыш»; Каракалпакский эпос «Сорок девушек»; Казахский эпос «Кобланды-ба-тыр»; Грузинский эпос «Амирани^пи»; Грузинская народная поэма «Сказание об Арсене»; Азербайджанский эпос «Кёр-оглы»; Молдавский эпос; Латышский эпос «Лачплесис»; Киргизский эпос «Манас»; Таджикский эпос «Гуругли»; Армянский эпос «Давид Сасунский»; Туркменский эпос «Гёроглы»; Эстонский эпос «Калевипоэг» / Сост.

Былины; Башкирский эпос «Урал-батыр»; Бурятский эпос «Гэсэр»; Осетинские сказания о нартах; Адыгские сказания о партах; Балкаро-карачаевские сказания о партах; Абхазские сказания о нартах; Калмыцкий эпос «Джангар»; Карельские руны; Тувинский эпос «Мёге Баян-Тоолай»; Якутский эпос «Нюргун Боотур Стремительный»; Алтайский эпос «Алтай-Бучай»; Хакасский эпос «Албынжи» / Вступ.

И эпос нового мира явился преимущественно в романе, которого главное отличие от древнеэллинского эпоса, кроме христианских и других элементов новейшего мира, составляет еще и проза жизни, вошедшая в его содержание и чуждая древнеэллинскому эпосу.

Вообще же, меня более интеpесует истоpия дpевняя и более легенда и эпос, нежели истоpия "pеальная", ибо эпос даёт почувствовать состояние сознания людей эпохи создания этого эпоса, а тpуд совpеменного истоpика даёт ощутить лишь состояние сознания совpеменного истоpика.

Пытаться извлечь из гомеровских поэм подробности исторических событий бесполезно; хотя героический эпос всегда отправляется от каких-то подлинных исторических фактов (и мы это можем доказать, когда в нашем распоряжении есть независимые свидетельства об этих событиях), эпос так трансформирует историческую реальность в духе своей специфической поэтики, что никакая реконструкция реальных событий на основе одного эпоса невозможна: мы не могли бы восстановить по русским былинам даже в общих чертах события истории Киевской Руси, если бы не знали их из летописей.

Наука Логики", однако, - это своего рода поэтическое изложение о системе мышления, это литература, мифологический эпос о системе мышления (чистого разума), который всегда будет вдохновлять почитателей мышления (философов), подобно гомеровскому эпосу.

Когда я был юн, повествовательность была не в чести, ее именовали «анекдотом» и забывали, что поэзия начинается с повествования, что корни поэзии в эпосе, а эпос – основной поэтический повествовательный жанр.

Когда я был юн, повествовательность была не в чести, ее именовали «анекдотом» и забывали, что поэзия начинается с повествования, что корни поэзии в эпосе, а эпос — основной поэтический повествовательный жанр.

Ибо вопрос, образным ответом на который является рождающийся эпос, гласит: "Как Жизнь может стать сущностной?" И то, что не дает нам приблизиться к Гомеру и достигнуть его, — а ведь, строго говоря, к эпосу относятся только его поэмы, — объясняется тем, что он сумел найти ответ еще до того, как в процессе исторического развития духа прозвучал вопрос.

Примером такой подготовительной инициации может служить и русский эпос об Илье Муромце, который много лет был прикован к постели, прежде чем обрести огромную силу (подобные истории можно встретить и в эпосе Сибирских и Американских шаманов).

Слова которые можно составить из слова эпос


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я