Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова жанр

Жанр в словаре кроссвордиста

жанр

жанр (от  — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Ведущим критерием для жанра является повторяемость (в плане содержания или формы, а чаще всего, того и другого) калька, клише, типичность и однородность по какому-либо значимому признаку (или сразу нескольким) для целой группы произведений, созданных независимо одно от другого.

Википедия
жанр

I м.Разновидность произведений в пределах какого-либо искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками. II м.

1.Живопись на бытовые сюжеты ( в речи художников ) .

2.Отдельная картина на такой сюжет. III м. устар.Манера, стиль.

Большой современный толковый словарь русского языка
жанр

( фр. genre род, вид)
1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр. , в живописи - портрет, пейзаж и др.; в музыке - симфония, кантата, песня и др.; в литературе - роман, поэма и др.;
2) живопись на бытовые сюжеты.

Новый словарь иностранных слов
жанр

м.
1) Разновидность произведений в пределах какого-л. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками.
2) а) Живопись на бытовые темы (в речи художников). б) Отдельная картина на бытовую тему.
3) устар. Манера, стиль.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
жанр

[

1. исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи - портрет, пейзаж и др.; в музыке - симфония, кантата, песня и др.; в литературе - роман, поэма и др.;

2. живопись на бытовые сюжеты.

Словарь иностранных выражений
жанр

жанр, -а

Словарь русского языка Лопатина
жанр

вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками Лирический, эпический ж. Вокальные, хоровые жанры. Ж. пейзажа, портрета. жанр манера, стиль В новом жанре. жанр живопись на бытовые сюжеты Spec Пейзаж и ж.

Словарь русского языка Ожегова
жанр

(франц. genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные - сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В 20 в. происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров.

Современный толковый словарь, БСЭ
жанр

м.
1) Разновидность произведений в пределах какого-л. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками.
2) а) Живопись на бытовые темы (в речи художников). б) Отдельная картина на бытовую тему.
3) устар. Манера, стиль.

Толковый словарь Ефремовой
жанр

жанра, м. (фр. genre).

1. Род произведений в пределах какого-н. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.). На выставке были представлены разнообразные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая Живопись. Основными жанрами литературы являются эпос, лирика и драма. Авантюрный жанр.

2. Живопись на бытовые сюжеты (живой.). На выставке господствовали жанр и пейзаж. || Натуралистическое воспроизведение быта в литературе (устар.).

3. Манера, стиль (разг.). Она любит пестро одеваться – это ее жанр. Пьеса поставлена в совершенно новом жанре.

Толковый словарь русского языка Ушакова
жанр

художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как 'бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт', свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же 'песня - романс - кантата - оратория' есть ряд специфически музыкальных Ж. И всё же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему преломляются в каждом виде. Принципы эти (и соответственно определения Ж.) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему Ж. Построение относительно целостной системы жанровой классификации, адекватной исторически самоорганизующейся реальной системе видовых, родовых и жанровых форм, - дело будущего. Одна из концепций, допускающих целостную систему жанровой дифференциации, излагается ниже. Поскольку в художественном творчестве объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и поскольку каждое из них действует избирательно, постольку выделение художественных Ж. идёт одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным. Так, познавательная избирательность художественного творчества порождает серию Ж., отличающихся по предмету отражения: например, исторический, семейно бытовой, детективный, научно-фантастический и др. - в литературе, драматургии, киноискусстве; пейзаж, портрет, натюрморт и др. - в живописи; с другой стороны, познавательная ёмкость творчества во многом определяет жанровые различия романа, повести и рассказа или пьесы и скетча, или песни и кантаты, или индивидуального и группового портрета. Поскольку, далее, идейно-психологическая оценочная позиция художника может быть и апологетической, и внешне объективной, и иронической, и гневно-отрицающей и т. д., постольку возникает новый ряд Ж.: например, 'ода - баллада - эпиграмма - памфлет' в литературе; 'трагедия - трагикомедия - лирическая комедия - сатирическая комедия' в драматургии. Столь же многообразны способы построения художественного образа, позволяющие соединять единичное и общее в самых различных пропорциях - от выдвижения на первый план документально-фактической стороны повествования до полного подчинения изображения выражению абстрактной мысли; так возникает ещё один ряд жанровых структур - от художественного очерка до басни и притчи, от автобиографической повести до сказки, от портретного памятника до аллегорического и т. д. Т. о., понятие Ж. многопланно, и в каждом виде искусства конкретное соотношение разных плоскостей (возникающих от разных исходных принципов) жанровых членений образует специфическую систему Ж. Вместе с тем в каждом из них специфично и соотношение жанровых членении с другими уровнями деления форм художественной деятельности - с делением вида искусства на разновидности (например, фольклорная поэзия и литература, поэзия и проза, или вокальная и инструментальная музыка) и роды (например, эпос, лирика, драма в литературе; станковая, монументально-декоративная и миниатюрная живопись). Изучение соотношения всех этих (и ряда других) плоскостей дифференциации художественного творчества находится ещё в зачаточном состоянии и потому сами термины 'Ж.', 'род', 'вид', 'разновидность' употребляются нередко один вместо другого, не получая строго однозначного определения. Существенно тут не решение терминологической задачи самой по себе, а изучение законов морфологии искусства и исторической динамики соотношения различных жанровых, родовых и прочих его модификаций. А это соотношение явственно меняется в историко-художественном процессе: так, искусство Возрождения не знает чётких демаркационных границ между Ж.; в 17-18 вв. эстетика классицизма установила жёсткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого Ж. в общей иерархической жанровой системе (именно тогда во Франции и вошёл в обиход сам термин 'Ж.'); в 19 в. развернулся процесс взаимодействия жанров, их сплетения и скрещения, жестко установленные границы стали размываться. Некоторые современные теоретики признают жанровую дифференциацию вообще устаревшей и снимают даже проблему Ж. Разработка теории Ж. в марксистской эстетике должна быть свободна как от пережитков классицистических представлений о вечных и абсолютных границах между Ж. и об их идейно-эстетической неравноценности, так и от релятивистского отрицания объективных и относительно устойчивых признаков Ж.Лит.: Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Дидро Д., Собр. соч., т. 5, М. - Л., 1936; Шеллинг Ф. В. И., Философия искусства, М., 1966; Поспелов Г. Н., К вопросу о поэтических жанрах, 'Доклады и сообщения филологического факультета МГУ', 1948, в. 5; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, М., 1959; Сохор А. Н., Эстетическая природа жанра в музыке, М., 1968; Гусев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967; Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Krug W. Т., Versuch einer systematischen Enzykiopadie der schonen Kunste, Lpz., 1802; Brunetière F., L-evolution des genres dans l-histoire de la literature,5 ed., P., 1910; Staiger Е., Grundbegriffe der Poetik, Z., [1956]; Wellek R. and Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, Bern,

1965. М. С. Каган.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
жанр

жанр, -а

Полный орфографический словарь русского языка
жанр

род (совокупность) произведений искусства, характеризующихся общностью формальных, структурных и содержательных особенностей в живописиизображения с бытовым сюжетом

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
жанр

жанр

Викисловарь
Примеры употребления слова жанр в тексте

Художественная литература была представлена несколькими жанрами, среди которых жанру моногатари (вернее, жанру цукури моногатари — «сделанныx» моногатари) уже современниками был выдан кредит художественного вымысла — именно этот жанр давал максимальную свободу для творческой фантазии автора.

Поскольку «формы видения и осмысления определённых сторон мира накопляются в жанрах (литературных и речевых) на протяжении веков их жизни», а «главной проблемой исторической поэтики» является жанр[19], то вполне объясним интерес исследователей к жанровым модификациям и исторически складывавшимся жанровым типам, характерным для разных историко-культурных эпох[20], реализуемый в процессе изучения литературной эволюции.

Все говорят о «танце» вообще или о «театральном танце», а Леопольд Адис, подразделяя его на жанры, перечисляет «жанр баллона», «танец на пальцах», «жанр terrc a terre, или малой силы», «серьезный жанр» и т.

Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно.

В летописи представлены разные жанрыжанр «Сказания о белгородском киселе» приближается к сказке, сказание о Кожемяке приближается к былинному жанру.

Тут два вопроса сразу: существует ли вообще какой-то жанр, скажем вновь, «роман», чтобы его можно непременно назвать жанром хорошим, и, — второе — если да, то относится ли к таковым хорошим жанрам самый каламбур.

Этот спектр приемов, столь необычный для советской литературы, сразу заставляет нас оценить всю многосторонность советской научной фантастики, по крайней мере появившейся в "экспериментальные" шестидесятые годы, а также связывает этот современный жанр с глубокой традицией менипповой сатиры, которая, по определению М.М.Бахтина, содержит те же самые гетерогенные элементы: "Жанр всегда тот же и не тот же самый, одновременно старый и новый, Жанр обновляется и возрождается на каждой стадии развития литературы и в каждом произведении данного жанра.

Лично мне импонирует третье мнение, однажды высказанное в ходе дискуссии о месте и значении документалистики одним известным писателем: художественно-документального жанра вообще не существует, как не существует жанра художественно-вымышленного, а есть жанр талантливый и жанр бездарный!

Слова которые можно составить из слова жанр
Цитаты со словом жанр

Пародия (παρῳδία) — творческий приём или сатирический литературный жанр (как в поэзии, так и в прозе).

Пародия (значения)

Апокалиптика — жанр научной фантастики.

Апокалипсис (значения)

Авторская песня — жанр тоскливый, как аноргазмия. И однообразный, как импотенция.

Александр Михайлович Черницкий

Как только кто-то умный начинает вешать ярлыки или старается проанализировать творчество автора, тут же выявляется официальный анализ, а он жанру уже не нужен, поскольку людей простых, которые не знают терминологии не надо сбивать с толку. Это хорошо для академических жанров, но не для нашего. Ведь кто критикует наш жанр — люди, занимающиеся «попсой». В наших песнях они ничего не понимают. Я признаю критику, но эта критика должна исходить от человека, вызывающего у меня уважение и обладающего авторитетом…

Михаил Круг

Те, кто имеет маленько здравого ума, знают: тюрьма не лучшее место, где можно проводить свои лучшие годы. Просто этот жанр существует как жанр, отображение нашей жизни. Из нашей истории не выкинешь всевозможные ГУЛАГи, системы лагерей, которые придумал Сталин. Умолчать об этом можно, а вычеркнуть нельзя.

Михаил Круг

Этот жанр будет истинно народным. А если он будет официальным, то к нему сразу пропадёт интерес. Потому что вмешаются все эти «академии», будут учить как надо правильно петь. Кто Розенбаума учил петь? Никто не учил. И Высоцкого никто не учил петь. Это единственный жанр — гордость России.

Михаил Круг

Я очень уважаю жанр « история о любви», это самое милое. Все эти сопли мне очень нравятся

Билли Новик


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я