Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова душа

Душа в словаре кроссвордиста

душа

душа́ (от старослав. доуша) (, ) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

Википедия
душа

I ж.

1.Энергетическая информационная субстанция, противопоставляемая телу и существующая вечно; высшая форма развития единого мирового начала ( в идеалистической философии ) .

2.Духовное, бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом [ Бог I].

3.Внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива; дух I

2..

4.Внутренний мир человека, его самосознание; психические переживания как основа жизни человека.

5.Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.

6. перен.Сущность, основа чего-либо. II ж. разг.

1.Главное лицо где-либо; организатор, вдохновитель.

2.Общий любимец в коллективе. III ж. разг.Человек как единица счета. IV ж.Употребляется как ласково-фамильярное обращение к кому-либо ( обычно в сочетании со сл. "моя": душ'а мо'я ) .

Большой современный толковый словарь русского языка
душа

ж.
1) а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу. б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
2) а) Внутренний мир человека. б) Психические переживания как основа его жизни.
3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
4) а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель. б) Общий любимец в коллективе.
5) перен. Сущность, основа чего-л.
6) разг. Человек единица счета.
7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
душа

жен. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: | человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: | жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. | Говоря душа, в знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния.

Словарь Даля
душа

душ`а, -`и, вин. д`ушу, тв. душ`ой, мн. д`уши, душ

Словарь русского языка Лопатина
душа

о человеке (обычно в устойчивых сочетаниях) В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека). душа ! то или иное свойство характера Добрая д. Низкая д. душа вдохновитель чего-нибудь, главное лицо Д. всего дела. Д. общества. душа а также вообще В царской России: человек, относящийся к податному сословию Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен. : о людях фиктивно числящихся где-н.). душа ! В царской России: крепостной крестьянин Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен. : о людях фиктивно числящихся где-н.). душа внутренний, психический мир человека, его сознание Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело в работу (отдаться целиком). В чем д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.). Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать все, что накопитель на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). За душу берет что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстается (смерть пришла; разг.). О душе пара подумать (довольно думать о житейской суете: дело идет к старости, скоро умирать; разг.). душа то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами Добрая д. Низкая д.

Словарь русского языка Ожегова
душа

понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Современный толковый словарь, БСЭ
душа

душа ж.
1) а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу. б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.
2) а) Внутренний мир человека. б) Психические переживания как основа его жизни.
3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.
4) а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель. б) Общий любимец в коллективе.
5) перен. Сущность, основа чего-л.
6) разг. Человек единица счета.
7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

Толковый словарь Ефремовой
душа

души, вин. душу, мн. души, душам ж.

1. В религиозных и идеалистических представлениях – нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.

2. В старой психологии – совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать? Лермонтов. Душа стесняется лирическим волненьем. Пушкин. Излить душу кому-н.

4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге. Тургенев. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).

5. Чувство, отзывчивость, пыл. говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.

6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.

7. перен. Сущность, самое главное (книжн. устар.). Сказуемое – душа предложения. Потебня.

8. человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души? I По душе (разг.) –
1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе.
2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (разг.) – искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) – дружно, в согласии. В душе –
1) про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах.
2) по своим природным наклонностям. Он поэт в душе. для души (чаще ирон.) – для удовлетворения каких-н. внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души –
1) от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). Она без души от мужа.
2) без памяти, безотчетно (устар.). Пустился без души домой. Крылов. нет за душой у кого (разг.) –
1) совсем нет. Ни гроша за душой (нет).
2) об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) – высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) – нет склонности, расположения к кому – чему-нибудь Лежит на душе (разг.) – заботит, гнетет. кривить душой – см. кривить. Брать на душу что (устар.) – принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) – сильно любить, обожать кого-н. С души тянет или воротит (разг. фам.) – противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) – то же значение. Душа не принимает (разг.) –
1) пресыщен, больше не хочется;
2) не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) – довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. В чем душа держится (разг.) – о ком-н. очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) – без всяких ограничений. вдоволь. Душой и телом (разг.) – вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. Ни душой ни телом (разг.) – совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т. п. выражения – см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) – о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте – см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) – очень испугался. Положить душу за кого-что (книжн. устар.) – и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) – неотступно, надоедливо просить, требовать чего-н. от кого-н. пожертвовать жизнью. Мертвая душа – фиктивно числящийся где-н., в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "Мертвые души"Гоголя). Отдать богу душу (устар.) – умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) – об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (простореч.) кому –
1) завладеть чьим-н. вниманием, втереться кому-н. в доверие;
2) суметь выведать у кого-н. что-н., касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т. п.; разг.) – дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) – не задумываясь, охотно (сделать что-н. дурное). Он

Толковый словарь русского языка Ушакова
душа

(греч. psyche, лат. anima), понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм ) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда - и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его самосознание ). Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). 'Мировая душа' мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д. Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. - питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. - со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д. В новоевропейской философии термин 'Д.' в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк ), так и рационалистических (Г. Лейбниц ) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду , обладающую двумя основными способностями - чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений - ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму в психологии). Д. Юм , описывая человеческое 'Я' как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант , критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель). В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19-20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, 'гештальт' в гештальтпсихологии и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего 'Я' ( философия жизни , понимающая психология , феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему - поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам - психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному - физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению - адаптации организма). В советской психологии термин 'Д.' иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика ).Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1-2, В., 1850; Revesz В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1-2, Munch.-Bonn,

1954. И. Н. Семёнов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
душа

душа, -и, вин. душу, тв. душой, мн. души, душ

Полный орфографический словарь русского языка
душа

нематериальная составляющая личности, её внутренний мир вдохновитель чего-либо, главный человек в каком-либо деле , в царской Россиикрепостной крестьянин или вообще любой представитель податного сословия благожелательное обращение к человеку

Викисловарь
душа

нюхать

Викисловарь
душа

душить

Викисловарь
душа

мужское и женское имя

Викисловарь
Примеры употребления слова душа в тексте

Но если ты откажешься и Риолий умрет, то у той тысячи истинных приолов, у которых несмотря на вековые извращения веры, все же осталась любовь к Богам и свет в душах, то у них не останется никакой надежды на новую жизнь… И вскоре приолы исчезнут с лица земли… так как исчезли когда-то гавры, руахи, дамианцы, рутарийские племена, и ничего не останется от сыновей великого Бога огня Семаргла… — ДажьБог замолчал, и ласково проведя по волосам Святозара ладонью, продолжил, — да, и еще, Буря Яга, поведала мне и Богу Перуну, как много душ благодаря твоей ране смогли посветлеть в Пекле… И та последняя душа, которую Радогост наказал на века, и которая века долбила камень, та душа родилась в роду приолов… И если нам не получится помочь Риолию, то у той души тоже не будет никакой надежды на свет и жизнь в этой затхлой, умирающей стране!

... неожиданно провисло над несчастными душами, может, и рождаемое теми душами, стенание, услышанное сначала ... стенание, этот жалобный плач-стон, - родившись в душе Настасиной, он стал слышен всем ... , жизнь, и уже не стон-плач был в душе златовласой девчушки, а напев, тонкий и высокий ... тот напев, как молодая девичья душа, и хотелось кричать, смеяться и плакать, заламывать ...

Главное, чтобы мысли обоих людей, меняющихся душами, были сосредоточены на одном желании: «Пусть моя душа перейдет к нему, пусть его душа перейдет ко мне».

... …Каких-то тайных ждет известийЕе нетленная душа.* * *Тень городаПовешена за хвост —Февраль ... слабости боится.Смеется над потерями душа,Скрипит мороз,И можно простудиться.* * *Осень ...

... меня,И рождаюсь я вновь – так положено.И к души моей центру спешу – всю себявспоминаю ... внутридуши,Ключи мы получаем.И в храм души войдет лишь тот, кто не ... те я обличаю,Что душу бередят давно.И в зеркало души твоей смотрю я,Ее прекрасными ... восьми.И в штиль, и в бурю, не изменив души цветамзлатым,Я знаю – ляжешь за меня ... костьми.И тайны раскрывать души твоей – прекрасно,И не напрасно я тружусь ... ее в полете я ладонью.Полезна чистота души – я знаю,Лишь доброта имеет смысл ... на орла.И, спугнув птицу белую души улетающей,Все звенели цыганские голоса ... ,И что капля дождя – слеза,Из души моей исходящая.Что касания рук ... ,В словах дорогих звеня,В себя мою душу впускает,Слова любви говоря.И так ... вырвав гвозди изладоней,Очищенную мою душу ладонями своимиобласкать,И к роднику поэзии припасть ... губами жадными,сухими.И лоскуты души моей, чью плоть изрежут жизнь ... тонкий дым елея в куполах природных;Душой своей ты омывал жестокиеИ грубые ... бы мечтал пшеничном необъятном.Твоя душа, как совершенство формыОливы листьев и лепестков ... горизонт натянутой струны;В них плещется души моей Свобода —Святая птица из ... выстоять – не смею,И, чтоб пороку душу не отдать,коленопреклоненнойБыть, как Ты ... – своейузнать.Я буду кланяться, смиряя плоть и душу,Читать молитву Честному Кресту,И знать ... …»Ортодоксальная Эллада, плени меня своеюлитургией,И душу закричать заставь, и нищими своими напапертиМне ... людским.И до, и ныне – распластанную мою душу в расходпусти,Все обращая в дух и слово ...

... чистотыСебя я успокою без тебя в ночиШепча душе «Прошу от боли не кричи ... отталкиваешь страстноТвердя при этом: – УходиХотя душа твердит иное:– Ты, уходя, не ...

О, есть же красота души и есть долины Мира в пространствах Вселенной, где души любятся с душами, и где любит душа всех и одну - одного, одного одну и всех.

По этой же причине следует заключить, что вместе с характером деятельностей меняется и душа, а это значит, что душа женщины должна была измениться больше, чем душа мужчины; но поскольку душа никогда не меняется полностью и ни с чем не расстается всецело, нас не должно удивлять, что женщина сохранила в себе естественную, природно-исконную психологию наряду с той, что выпала на ее долю позднее, - чуть было не сказал: сохранила подлинную свою сущность наряду с мнимой.

министр финансов, принимая во внимание, что все  кладовые банка переполнены заложенными дворянскими  душами, а равно и залоговыми на бессмертие свидетельствами; принимая далее во внимание, что дворянская душа — товар нежный, легко предающийся тлению и приходящий в совершенную негодность, предложил прекратить дальнейший прием душ, а равно и на бессмертие свидетельств; остающуюся в банке свободную личность предоставить г.г.

Магические формулы сразу же открыли ему все глубины души этого человека и он был вынужден констатировать тот факт, что это была скорее душа доброго библейского ангелочка, нежели яростного и безжалостного, в своем праведном гневе, охотника за черными душами.

Слова которые можно составить из слова душа
Цитаты со словом душа

Любовь для души любящего означает то же, что душа — для тела, которое она одухотворяет.

Франсуа де Ларошфуко

Через правдивую и глубокую веру в Бога, Спасителя, каждый человек и целый народ могут непрестанно черпать из вечно живого источника столько силы, сколько их душа способна принять.* Каждая тотальная борьба, в частности революционно-освободительная, требует единого руководства.

Степан Андреевич Бандера

Наслаждение — всякое ощущение, которое душа предпочитает лучше испытать, чем не испытывать.

Стендаль

Прав был Чехов: женская душа по своей природе — пустой сосуд, который заполняют печали и радости любимого.

Священная книга оборотня

Я даже готова была поверить, что у меня есть душа — так муторно на ней было.

Священная книга оборотня

К благу стремится любая душа и ради него все совершает (506а)

Государство (Платон)

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею части тела душа теряет какое-нибудь чувство.

Герой нашего времени

Были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою… (ч. III «Фаталист»)

Герой нашего времени

Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...

Герой нашего времени

Изииде душа его со кровью во адъ

Галицко-Волынская летопись


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я