Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова противоречие

Противоречие в словаре кроссвордиста

противоречие

Противоречие Противоре́чие (контрадикторность) — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого. В формальной логике противоречие считается недопустимым согласно закону противоречия.

Википедия
противоречие

ср.

1.Положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему. отт. Несоответствие чего-либо чему-либо.

2.Высказывание или поступок, направленные против кого-либо, чего-либо; возражение.

3.см. тж. противоречия

Большой современный толковый словарь русского языка
противоречие

ср.
1) а) Положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему. б) Несоответствие чего-л. чему-л.
2) Высказывание или поступок, направленные против кого-л., чего-л.; возражение.
3) см. также противоречия.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
противоречие

противор`ечие, -я

Словарь русского языка Лопатина
противоречие

взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников с амодвижения и развития Spec Диалектическое п. противоречие положение при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не со вместимое с ним Впасть в п. П. во взглядах. противоречие противоположность интересов Классовые противоречия. противоречие высказывание или поступок направленные против кого-чего-нибудь Не терпит противоречий кто-н. Дух противоречия (стремление во что бы то ни стало сделать не так, совсем иначе).

Словарь русского языка Ожегова
противоречие

в формальной логике - наличие (в рассуждении, тексте, теории) двух высказываний, из которых одно - отрицание другого; доказуемость конъюнкции этих высказываний или их эквивалентности; в более широком смысле - утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Противоречие указывает либо на логическую порочность приводящего к нему рассуждения, либо на несовместимость посылок, положенных в основу этого рассуждения, - этим обстоятельством часто пользуются в опровержениях посредством приведения к противоречию и в косвенных доказательствах.

Современный толковый словарь, БСЭ
противоречие

противоречие ср.
1) а) Положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему. б) Несоответствие чего-л. чему-л.
2) Высказывание или поступок, направленные против кого-л., чего-л.; возражение.
3) см. также противоречия.

Толковый словарь Ефремовой
противоречие

противоречия, ср.

1. Мысль или положение, несовстимое с другим, опровергающее другое, Несогласованность в мыслях, высказываниях и поступках, нарушение логики или правды. Впасть в противоречие. Противоречие в теории. Противоречие в собственных показаниях. Противоречие в показаниях свидетелей. Противоречие в поведении. || Несогласованность, несоответствие. Этот технический проект находится в противоречии с проектным заданием.

2. Мысль, высказывание или поступок, направленные против кого-чего-н. Не терпеть противоречий. дух противоречия (см. дух в метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развертывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке "борьбы" противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий. История ВКП(б). Социализм сглаживает и ликвидирует противоречия между городом и деревней. Стабилизация капитализма подготовляла новый взрыв противоречий, новые кризисы в странах капитализма. История ВКП(б)....Империализм доводит противоречия капитализма до последней черты, до крайних пределов, за которыми начинается революция. Сталин.

3. Противоположность интересов, наличие в чем-н. условий, противоположных, противоречащих друг другу....Диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развертывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке "борьбы" противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий. История ВКП(б). Социализм сглаживает и ликвидирует противоречия между городом и деревней. Стабилизация капитализма подготовляла новый взрыв противоречий, новые кризисы в странах капитализма. История ВКП(б)....Империализм доводит противоречия капитализма до

Толковый словарь русского языка Ушакова
противоречие


1) диалектическое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей , категория П. занимает центральное место в материалистической диалектике: по мысли В. И. Ленина '... диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей' (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с.
203). В истории диалектики первая значительная концепция П. принадлежит Гераклиту :'вечное становление', возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий для всего сущего закон. Платон , воспринявший диалектические идеи элеатов (см. Элейская школа ) и Сократа , развивает учение о П. в своей диалектике понятий: 'единое' и 'множество', 'покой' и 'движение' и т.д. противоречивы по необходимости, по своей внутренней природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектической традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно , у которых П. трактуется как внутреннее соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П. получает в немецкой классической философии (И. Кант , И. Фихте , Ф. Шеллинг ), в особенности у Г. Гегеля , для которого основные черты П. - всеобщность и объективность. Рассматривая П. как '... корень всякого движения и жизненности' (Соч., т. 5, М. - Л., 1937, с.
520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная характеристика сущности развития. Вместе с плодотворными диалектическими моментами для гегелевского учения о П. характерно отождествление П. объективной действительности с логическим содержанием категории П., а также истолкование в некоторых случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что было обусловлено исходными идеалистическими и метафизическими посылками его системы. Подлинно научная и последовательно материалистическая разработка и обоснование учения о П. как универсальном принципе всякого развития принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие - В. И. Ленину. Развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определённое и составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектический принцип П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что П. есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, т. е. постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта. Энгельс писал: '... если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли. Например, в том, что вещь остается той же самой и в то же время непрерывно изменяется, что она содержит в себе противоположность между Lпребыванием одной и той же| и Lизменением|, заключается противоречие' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с.
640). Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует П., не даны извечно в готовом и неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько ступеней. На первоначальной ступени, существуя ещё в возможности, П. выступает как тождество , содержащее несущественное различие. Следующая стадия - существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: 'Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения' (там же, т. 4, с.
136). Всякое развитие есть возникновение П., их разрешение и в то же время возникновение новых П. Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются на различных уровнях структурной организации материи и духовной реальности: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрические заряды, химическое соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и социальная борьба и др. Для каждой формы движения материи существуют свои П., которые в конце концов ведут к появлению нового качества: или путём развития - к более высокой форме, или путём разрушения - к более низкой форме бытия. Характер П. зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные П. Внутренние П. - это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних П., но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние П. - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т.п. При этом решающими в развитии в конечном счёте являются внутренние П. Антагонистические П. - это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они возникают на основе частной собственности на средства производства и враждебности коренных интересов противоположных классов. Такого рода П. разрешаются путём уничтожения данного общественного строя и создания нового. Они, как правило, заостряются до конфликта и выливаются в социальную революцию. Неантагонистические П., специфичные для всех общественных отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между классами, основные интересы и цели которых совпадают. Социалистическая революция разрешила и тем самым устранила антагонистические П., но она не ликвидировала П. вообще. Социальное единство социалистического общества не означает ограничения действия закона диалектических П. В условиях социализма существуют П., носящие неантагонистический характер, например между развивающимся производством и растущими потребностями, между передовым и отсталым, между научным мировоззрением и религией, между творческим мышлением и догматизмом. Основные П. - это П., играющее решающую роль в развитии. Например, основное П. современной эпохи - П. между гибнущим капитализмом и утверждающейся коммунистической формацией. Основное П. накладывает отпечаток на все остальные П. П. - важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. П., возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают П. объективной реальности. 'Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. (соответственно.- Ред. ) в более высокие формы' (Энгельс Ф., там же, т. 20, с.
526). Если метафизика ,ограничиваясь лишь констатацией П., рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистическая диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектических П. предполагает синтетический подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. 'Условие познания всех процессов мира в их Lсамодвижении', в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей' (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с.
317). На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон П. в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе познания, характеризует объект как внутренне расчленённое, противоречивое и в силу этого - самодвижущееся органическое целое. Специфической формой существования диалектических П. в познании выступают антиномии , имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является в конечном счёте моментом структуры развивающегося объективного П. Познавательные антиномии служат формой теоретического воспроизведения диалектических П. в научных теориях, развитие которых осуществляется в результате раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествовавших теориях или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий, возникающих в теоретическом мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой основы, выявление перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода. Принцип П. получает идеалистическое и метафизическое истолкование в современной буржуазной философии. Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, 'трагическая диалектика', 'негативная диалектика') рассматривает П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистическое совмещение противоположностей, которое постигается только интуицией. Позитивизм и неопозитивизм сводят П. к внешнему отношению между противоположными сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносительной (коррелятивной) связи, что по существу влечёт за собой полное отрицание принципа П. Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о П. являются механистическое истолкование диалектики и подмена её релятивизмом . Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. Вместе с тем при рассмотрении П. социализма современные ревизионисты исключают или сводят на нет момент единства, выдвигая на первый план борьбу. 'Левые' ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических П., рассматривают их как всеобщие, а неантагонистические П. - как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с научным, марксистским подходом в исследовании диалектики общественной жизни. Диалектико-материалистический принцип П., составляющий ядро диалектического метода исследования и преобразования бытия и сознания, имеет большое мировоззренческое и методологическое значение как для научного познания, так и для общественной практики, успешной борьбы за коммунизм.Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; 'Капитал' Маркса, философия и современность, М., 1968; Нарский И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969; История марксистской диалектики, М., 1971; История античной диалектики, М., 1972; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М.,

1974. См. также лит. при статьях Диалектика , Диалектическая логика . А. Г. Спиркин.
2) В формальной логике - пара противоречащих друг другу суждений, т. е. суждений, каждое из которых является отрицанием другого. П. называется также сам факт появления такой пары суждений в ходе какого-либо рассуждения или в рамках какой-либо научной теории. Соответственно в формализованных языках математической логики и в основанных на них формальных системах под П. понимают любую пару формул вида А и ùА (ù - знак отрицания) либо конъюнкцию таких формул А&ùА, либо, наконец, констатацию факта обнаружения доказуемости такой конъюнкции. П., полученное в результате некоторого рассуждения (или формального доказательства), служит свидетельством ложности посылок этого рассуждения (доказательства); в этом состоит известный приём опровержения суждений - т. н. reductio ad absurdum, или приведение к нелепости (см. Доказательство от противного ) . Точно так же П., обнаруженное в рамках какой-либо теории (содержательной или формальной - безразлично), обесценивает эту теорию и положенные в её основу принципы ( аксиомы , постулаты ), свидетельствуя об их ложности (или неприемлемости в формальном случае), поскольку в такой противоречивой теории можно получить (вывести, доказать) любое суждение, выразимое на её языке. См. Непротиворечивость , Парадокс , Противоречия принцип и лит. при этих статьях.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
противоречие

противоречие, -я

Полный орфографический словарь русского языка
противоречие

; заявление о несогласии с чем-либо; возражение положение, при котором что-либо одно исключает, отрицает другое, несовместимое с ним; наличие несовместимых обстоятельств диалектическое отношение противоположностей, внутренне присущих предметам и явлениям природы и общества как источник развития объективного мира и познания

Викисловарь
Примеры употребления слова противоречие в тексте

Однако главным противоречием функционирования и развития физической культуры – о чем говорится в целом ряде научных работ – выступает противоречие между требованием общества формировать всесторонне развитое подрастающее поколение и средствами ее реализации: физическая подготовленность значительной части населения не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к человеку в современных социально-экономических условиях жизни, хотя можно предположить, что широкое внедрение апробированных и доступных средств и методов различных видов спорта в процесс массовой физической подготовки населения позволит в значительной степени уменьшить характер этого противоречия.

Мы подчеркиваем эту проблему лишь потому, что этим двойным противоречием, к которому следует прибавить еще и противоречие между рабочими и крестьянами (его маскировали под одеждой «смычки», то есть их взаимного «классового союза») объяснялась необходимость партийной диктатуры.

Это исконное противоречие национального характера Башлачев чувствовал нутром — да что там чувствовал! — он сам был этим противоречием.

Разве мы не то же имеем сегодня: (технологическую) революцию без фундаментальной «революции нравов» (Revolution der Sitten)? Основное противоречие — это не столько противоречие между разумом и чувством, сколько противоречие между знанием и дезавуированной верой, воплощенной во внешних ритуалах, — ситуация, часто описываемая в терминах цинического разума, формула которого — пародирующая формулировку Маркса — была десятилетия назад предложена Петером Слотердайком: «Я знаю, что я делаю, но тем не менее я это делаю…» Однако эта формула отнюдь не столь совершенна, как может показаться, — ее стоило бы дополнить следующим: «…потому что я не знаю, ВО ЧТО Я ВЕРЮ».

Бузгалин и А.Колганов пишут о становлении креатосферы как механизма диалектического снятия частной собственности и соответственно капитализма: "антогонизм творческого по содержанию всеобщего труда, с одной стороны, и частнокапиталистического отчуждения этого труда и присвоения его результатов – с другой, становится действительным противоречием, требующим своего разрешения" [13] .Таким образом, внутри Внутренней Логики Социального Развития нарастает противоречие между растущей креатизацией труда человека, вызываемой Синтетической Цивилизационной Революцией, и капиталорационализацией труда, и более того, как показывается в книге, капиталорационализацией численности населения на Земле, требующей сокращения в XXI веке 4/5 численности человечества, объявленных мировой финансовой капиталократией в 1995 году "лишними".Внутренняя Логика Социального Развития рыночно-капиталистической цивилизации входит в конфликт с Большой Логикой Социоприродной Эволюции, результатом которого и стала первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы.Этот конфликт развивается.

Между тем это своеобразие, возведенное Фихте в общечеловеческую норму, лишь указывало на то неразрешимое в буржуазном обществе противоречие, которое Маркс назвал противоречием между общественным человеком, гражданином — citoyen — и частным лицом, членом гражданского общества — bourgeois (см.

Наше Я на каждом шагу стоит перед такой расколотостью, перед внутренним противоречием своих стремлений: таково противоречие чувственности и духовности, сознательных и бессознательных устремлений нашей Либидо.

Нет, этот практический, положительный человек, датчанин и лютеранин по рождению, невольно подчинялся и духовному влиянию русской народности, тяготился противоречием своего религиозного внутреннего строя с народным и наконец разрешил это противоречие, окончательно объединившись с народом в вере за несколько месяцев до кончины.

Следовательно, противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с обществом, а противоречие с кружком общества.

Слова которые можно составить из слова противоречие
вип вир виро вирт вити витри вич вор вороп ворот ворт вот впири врио вто ивич иво иврит иов иори иот ипр иприт ирит иро ито итр ичп ови овир ово оирт оорт опии опор опорт опт опто орви ори ороп ороч орочи орр орт орто ото отпор очи очто пво пиво пиит пио пир пири пирит пирр пирров пити пито повор повтор поиво поо поот пори поро порт портичи порто пот поти потир почир почти почто при приворот приор притвор притир притор причт про пров прово провор прот против противо прото протори пти птр ритор ричи ров роп ропот роптрии рот ротор роч рто тви твои тив тиво тип типи типо тир тиро тово тоо топ топо топор тор тори тории торо торов тороп торп торр тпрр три трио трип трир трои троп тропо трр чив чип чипор чир чит чоп чорт чортов чтиво что пит ооп твип пвр тпи ивот пои пто ипв ритчи твч рив пирочи топич вото пиров впр чиово рич пиотрович итп пии вит овр питч триоп топи орор итро пив приоро орио орпи притчи тирич ррп ивоти торопи питово тиви порро трп ипи рор ирпр пирро рооп чви чопо пор пиро впо опи роо чиро ровито вои итри рипи чирип тро воп пиви оричи ити очиров пвт повч портри чиво трово трипи иви пирот ирп рио роти оти портро пов тпо отв ивп троо птиров првич пии ротч поч оривит опир чорти проточи тривор тови вито трор прорвич прт отор оор порри оров витр вортипор ротичи чпи пичи ротич ири ротов отрив пич орри оро рвп пирри отри ровио пирово повр тои топчии пичори чирово рои тричи оити тии привич чиррипо рио протич иври витор почо пиот ривот торич рти орот вти вио чиров врт тири ивто торри рпо поор пото рото вори чирри тов роро проти прити топир чивор тооч отро приоров протов ртр овоч опит рип чор чотири пичор рии чиит отров пиив овто чиир тоор чвор чворо први втори потвор порчо отвор очор чов тио чито чопи ирив чорпо чово твор поит приорит ривир очр орч вии торч прв втор чвор иир птв поров поив опоив отпоив роив троив отроив опив торопив тропив топив отопив отпив торив проторив портив чтив почтив почив опочив порочив пророчив торочив приторочив прочив точив приточив оточив поточив проточив
Цитаты со словом противоречие

Гораздо более логично предположить, что суды были созданы, чтобы занимать место посредника между народом и законодателями, чтобы, в числе прочего, сдерживать последних в рамках их полномочий. Толкование законов — это полномочие, присущее судам. Конституция является, и должна считаться таковой судьями, основным законом. Следовательно, именно они уполномочены разъяснять её значение, равно как и значение любого правового акта, изданного законодательным органом. Если возникает неразрешимое противоречие между ними (Конституцией и иным актом), разумеется, должен применяться тот, который имеет более высокую силу. Другими словами, Конституция должна иметь преимущество перед статутом, воля народа — перед волей его представителей.

Александр Гамильтон

Но в этом выводе как бы есть противоречие с моим первым определением, что живописец, ища удовлетворения страсти в теле, пишет толстых женщин в пределах чувственных границ, в действительности имеет женщину, не обладающую массивом тела, противоречия в этом нет. (Казимир Малевич)

Живопись

Великое нравственное правило — единственное, быть может, которое применил на деле: избегать таких положений, которые ставят наши обязанности в противоречие с нашими интересами и заставляют видеть наше счастье в чужом несчастье.

Жан-Жак Руссо

Только противоречие стимулирует развитие науки. Его надо подчеркивать, а не замазывать.

Сергей Петрович Капица

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я