Поиск толкования / значения слов

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Москва

Значение слова подтекст

Подтекст в словаре кроссвордиста

подтекст

м.Внутренний, скрытый смысл какого-либо текста, высказывания.

Большой современный толковый словарь русского языка
подтекст

м. Внутренний, скрытый смысл какого-л. текста, высказывания.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
подтекст

Словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Словарь лингвистических терминов
подтекст

подт`екст, -а

Словарь русского языка Лопатина
подтекст

внутренний, скрытый смысл текста, высказывания; содержание, которое вкладывается в текст чтецом или артистом

Словарь русского языка Ожегова
подтекст

в литературе (преимущественно художественной) - скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. В театре подтекст раскрывается актером с помощью интонации, паузы, мимики, жеста.

Современный толковый словарь, БСЭ
подтекст

подтекст м. Внутренний, скрытый смысл какого-л. текста, высказывания.

Толковый словарь Ефремовой
подтекст

- скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. П. не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении П. часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Примерами мастерского использования П. являются пьесы А.П. Чехова, рассказы И.А. Бунина (например "Холодная осень"), стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине!.. Давно..." .

Словарь литературоведческих терминов
подтекст

подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. - тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П. могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как лейтмотив ) , различные качества звучания речи ( интонация , пауза и т.д.), свидетельствующие о 'подводном' течении действия [например, в 'Трёх сестрах' А. П. Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: 'Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню']; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка 'Пелеас и Мелисанда', в рассказе Э. Хемингуэя 'Белые слоны'). Понятие 'П.' было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием 'второй диалог' в книге 'Сокровище смиренных',
1896), в России - Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса '-Три сестры|. Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ', П.,
1919). В системе Станиславского П. приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи. В. А. Калашников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ
подтекст

подтекст, -а

Полный орфографический словарь русского языка
подтекст

неявный, скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается с учётом ситуации, контекста

Викисловарь
Примеры употребления слова подтекст в тексте

Мне интересно было сочинить мир, которого не существует в реальности, но он есть в подтексте и этот подтекст виден в самой реальности.

Сначала я думал, может, им не нравится сюжет, вся эта дьявольщина, хотя это-то как раз и есть то, что называется подтекст, основанный на человеческой природе, из этого подтекста и родился сценарий.

Текст может разрушить эти связи, подтекст может их восстановить, – писал критик Вадим Гаевский. – Из такого понимания подтекста возникли знаменитые паузы Художественного театра».

Впрочем, если заложить подтекст, внутренний, что называется, смысл: дескать, чувствует Арсений, что жизнь его катится не так-то уж и гладко, как кажется, как мечтается, чтобы казалось; дескать, мстит ему подсознание за то, что загоняет он туда неприятные наблюдения и мысли, не делает из них действенных выводов, не позволяет им нарушать ровное почти благополучие собственной жизни, — если заложить подтекст, то почему бы и не разрешить себе и что-нибудь эдакое, на всю катушку, с КГБ, так сказать, и расстрельчиком?

Если бы нечто исходило от другого человека, если бы оно носило более простой и грубый подтекст, девушка, возможно, приняла бы его благосклоннее; однако в случае со стариком подтекст был слишком неоднозначный, вдобавок нагонял тоску, что в такой славный денек, да еще когда торопишься поскорее покончить с домашними делами, совсем некстати.

В самом деле, подтекст, особенно литературный, не только не равен цитируемому сегменту, но и зачастую значим в силу другого, текстуально смежного или иным образом сопряженного с ним сегмента, который и мотивирует данное подтекстообразование[12].

Эта закономерность проявляется в многообразных, практически не поддающихся классификации формах - от сравнительно простых: сюжетная функция изобразительных компонентов - пейзажа, интерьера, портрета, - до сложнейших: таких, как рифмовка ситуаций, синонимия сюжетных деталей, как подтекст наиболее сложный вид ассоциативно-интегрирующих (7) сюжетных связей, вместе с тем отчетливо обнаруживающий диалектику сюжетно-композиционного единства1.

И вообще тут есть изюминка, подтекст: автор, возможно, не только болтает о двойных подушках, но его самого надули с этими подушками.

Когда однажды в разговоре с подругами она заметила, что известное стихотворение, которое проходили ученики младших классов колледжа, имеет плохо скрытый эротический подтекст, одна из девочек передала этот разговор своим матери и бабушке, а те пожаловались на Кристи учителю.

Хотя эта формулировка не включает радость или счастье, в западном обществе существует подтекст: посколь-ку такое состояние сознания питает эффективность и производительность труда, оно испытывается или должно испытываться как приятное.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я